В Санкт-Петербурге завершился громкий судебный процесс в отношении 19-летней студентки Яны Зуевой, которую признали виновной в убийстве художника Евграфа Пайманова. Ученица 50-летней жены художника сблизилась с учительницей, да так, что начала ревновать ее к супругу и заказала его убийство своему приятелю — не самому умному, но исполнительному человеку. Подробности выясняла «Лента.ру».
3 июля 2016 года в 16:51 в дежурную часть главка МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступил звонок: в квартире жилого дома №11 на Литейном проспекте открыта дверь в квартиру, где живет престарелый художник, и девушка боится в нее входить. На вопрос оператора: «А вы кто?», звонившая ответила: «Я за ним ухаживаю». С этого момента и до окончания процесса девушку стали называть сиделкой погибшего.
Прибывшие по вызову полицейские обнаружили в парадной заплаканную студентку Морского колледжа Яну Зуеву. За приоткрытой дверью, откуда не доносилось ни звука, стражи порядка нашли тело убитого пожилого мужчины.
Вскоре на место преступления прибыла следственно-оперативная группа. На теле погибшего обнаружили четыре ушибленные раны головы, три ножевых ранения в живот и два — в шею. При этом дверцы всех шкафов были распахнуты, а на полу валялись в беспорядке вещи. Рядом с телом обнаружили напильник, эспандер, металлический прут со следами вещества бурого цвета, банное полотенце, черные нитяные перчатки и обломки рамы картины.
Убитым оказался Евграф Пайманов, член Союза художников России, известный в Санкт-Петербурге человек. Как выяснилось, вызвавшая полицию Яна Зуева — ученица жены художника. По просьбе женщины, уехавшей в командировку, она пришла навестить пожилого мужчину — и обнаружила открытую дверь. В квартиру она не заходила, ждала полицейских, а потом ее туда просто не пустили. Но и уйти не разрешили: следователь только порекомендовал позвать в поддержку друга. И Яна позвонила подруге, однокурснице Кате. Та, приехав на Литейный, с телефона Зуевой сообщила о произошедшем 50-летней жене Пайманова, учителю обществознания Морского колледжа Марии Вага.
Уже в первые минуты работы следствия выяснилась любопытная вещь: камеры видеонаблюдения не зафиксировали убийцу. То есть он сумел пройти по центру Петербурга, войти в подъезд и выйти из него, ни разу не попав в поле зрения техники. Никто из соседей посторонних тоже не видел. Сомнений не оставалось: убийство было тщательно подготовлено. Но при этом и в предыдущие дни никто из посторонних в подъезде дома №11 на Литейном проспекте не появлялся. То есть разведку в интересах убийцы явно проводил кто-то из своих. И следователи стали приглядываться к Яне Зуевой.
Вечером 3 июля Зуеву допросили как свидетеля, первым обнаружившего признаки преступления, и отпустили, попросив на следующий день вновь явиться к следователям. Днем 4 июля в ходе допроса свидетель Зуева сообщила, что убийство Евграфа Пайманова совершил ее хороший знакомый — несовершеннолетний Василий Иванов (имя изменено). Девушка пояснила: о том, что художник будет дома один, она рассказывала только ему, а сам Пайманов вряд ли кому-нибудь это говорил.
Василий был задержан спустя несколько часов вместе с приятелем Петром Егоровым (имя изменено): юноша тратил деньги на покупку дорогих телефонов и ноутбуков. В следственном отделе в присутствии родителей и адвокатов они немедленно признались: Василий убил художника, а его товарищ был готов принять в этом участие, но у него не было денег на метро, и поэтому он остался дома. На логичный вопрос: «За что?», оба дружно ответили: «Попросила Зуева».
Яна Зуева перевелась в Морской колледж Санкт-Петербурга осенью 2015 года. И с первых дней занятий у нее сложились доверительные отношения с Марией Вага, учителем истории и обществознания. Они стали общаться во внеучебное время, подружились в соцсетях, а уже в октябре 2015 года педагог дала Зуевой личный Skype и номер телефона. Несмотря на разницу в возрасте, их смело можно было назвать подругами.
— Жизнь у Яны была не самая простая: родители развелись много лет назад, мать периодически заводила романы, —рассказывает Сергей Колесов, старший следователь следственного отдела по Центральному району петербургского главка Следственного комитета России (СКР). — Ссоры в семье были частым явлением. При этом сама Яна выросла вполне целеустремленным человеком, со своей жизненной позицией и, что называется, со стержнем. Она обладала всеми качествами лидера — и неудивительно, что Зуева быстро снискала уважение и авторитет в новом коллективе.
Девушка снимала квартиру в Кудрово — формально это пригород Санкт-Петербурга, но находится он внутри кольцевой автодороги. На Новый год к ней из Ростова приехала мать — но не одна, а со своим сожителем. Из-за этого 31 декабря между ними вспыхнула ссора, и Яна ушла из дома. Оставшись одна, она пожаловалась на судьбу любимому педагогу, написав ей в социальной сети.
— Вага сразу же предложила любимой ученице встречать Новый год у нее, мол, мы с мужем будем очень рады, — говорит Сергей Колесов. — Так 31 декабря 2015 года Яна Зуева и познакомилась с художником Евграфом Паймановым. Они все вместе встретили Новый год, а утром 1 января Вага и Пайманов отправились в туристическую поездку. И так получилось, что ключи от квартиры оба дружно решили оставить именно Яне, чтобы та приглядывала за жилищем. Когда 12 января семья вернулась в чисто прибранную квартиру, супруги предложили курсантке жить у них на Литейном, откуда до Морской школы на Московском проспекте добираться было куда проще, чем из Кудрово.
Было, правда, одно но: Пайманов категорически не понравился Зуевой, которая ревновала его к любимой учительнице.
Показания потерпевшей Марии Вага из материалов уголовного дела:
«С первого дня, как Яна стала проживать вместе с нами, Евграф хорошо к ней относился и практически считал членом семьи. Он никогда не повышал на нее голос, никогда не высказывал недовольства. Наоборот — всячески заботился и беспокоился. А вот у Яны к Евграфу сложилось крайне негативное отношение, она часто повторяла, и в разговорах, и в переписке в соцсетях, что он ее "дико бесит". Ее отношение к моему мужу я бы назвала устойчивой неприязнью, причиной которой стала ревность. Она неоднократно повторяла, что хочет избить Евграфа. По моему мнению, причина этого в том, что я гораздо больше внимания уделяла мужу, чем ей, так как он в то время перенес инсульт и нуждался в уходе, тяжело болел. А примерно с весны 2016-го Яна перестала называть Евграфа по имени и использовала только бранные слова, часто — нецензурные. Я в какой-то момент даже переселила ее в нашу вторую квартиру — на улице Седова».
Любопытная деталь: с начала 2016 года Яна Зуева стала заметно хуже учиться, на что обратили внимание все учителя. Она даже провалила зачет по математике и не была допущена до экзаменов. В колледже это связывают именно с тем, что Зуева переехала к Вага и Пайманову. Но говорить вслух об этом стали лишь после трагедии.
Весной 2016 года в Морском колледже начали заниматься курсанты одной из школ МВД: учебные заведения решили унифицировать несколько образовательных программ и заключили соглашение о сотрудничестве. Именно так в зданиях на Московском проспекте появился курсант школы МВД Василий Иванов. И сразу пацан, которому только-только исполнилось 16 лет, сдружился с Яной Зуевой. Никаких отношений, кроме дружеских, между ними не было, но очень скоро Вася стал буквально молиться на Яну, считая ее непререкаемым авторитетом.
Подросток жил в поселке Шушары, на юге Питера. Здесь он окончил школу, а в сентябре 2014-го мать отдала его учиться в школу МВД; Вася к тому моменту уже увлекался единоборствами — самбо и карате. В Шушарах у него появился друг — Петя Егоров. Они много времени проводили вместе, в основном играя в компьютерные игры. И оба мечтали о красивой и богатой жизни. Хотя Вася учился плохо, а Петя после школы вообще не учился и не работал. В мае 2016 года Василия Иванова отчислили из школы МВД за неуспеваемость: он абсолютно по всем предметам получил двойки. До июля парень бездельничал.
30 июня Мария Вага уехала в командировку. Ее на вокзале провожала Яна Зуева. Она пообещала, что, несмотря на свое отношение к Пайманову, будет навещать его, кормить и покупать все необходимое. C вокзала Яна отправилась в квартиру на улице Седова. В гости к ней тем вечером с ночевкой приехал Вася.
— Они вместе пили пиво, и в разговоре Яна вновь пожаловалась приятелю, что ее достал муж любимой учительницы, — рассказывает Сергей Колесов. — А затем попросила Василия убить его. Он не отказался — и она очень подробно проинструктировала его, как пройти, чтобы не попасть в поле зрения камер, какие цифры нажать на кодовом замке, чтобы дверь открылась… И, главное, рассказала, что Пайманов собрался вызвать сантехника — поэтому, позвонив в дверь, нужно представиться сотрудником ДЭЗа, лучше всего — помощником сантехника. Девушка также сообщила, где в квартире спрятаны деньги, которые Вася может забрать себе, и что надо сделать, чтобы убийство сочли разбойным нападением. Затем они легли спать, каждый — в свою кровать.
Как следует из материалов дела, в тот день, еще до встречи с Васей, Яна самостоятельно попыталась избавиться от больного художника: уходя из квартиры на Литейном, она специально открыла газ у кухонной плиты. Но, видимо, Пайманов обнаружил утечку и перекрыл конфорки. 2 июля утром Вася Иванов зашел к Пете Егорову и предложил ему заработать.
Показания свидетеля несовершеннолетнего Петра Егорова (имя изменено) из материалов уголовного дела:
«Вася сказал, что нашел нам работу — такую же, как наш любимый S.T.A.L.K.E.R. Я не понял, о чем речь, и тогда он объяснил, что работа — для наемных убийц. Он объяснил, что Яна Зуева сильно ненавидит Пайманова и поэтому рассказала ему, как войти в квартиру и где в ней можно взять деньги и ценности. Все, что он найдет в квартире, — все можно забрать себе. Надо только украсть картину, которая висит на стене, а потом ее выкинуть, чтобы полицейские искали грабителей, а не убийц. При этом Вася показывал мне схему квартиры, которую ему нарисовала Яна, и на ней объяснял, где что лежит. Я согласился, взял у матери проездной, и мы поехали на Литейный. По дороге Вася также рассказал мне, что через два часа после преступления Яна приедет на Литейный и обнаружит труп — чтобы ее никто не заподозрил. Но мы заблудились в метро и вместо "Чернышевской" приехали на "Новочеркасскую". Пока разобрались, было уже поздно. Решили совершить убийство на следующее утро, но мать забрала у меня карточку на метро, а денег на проезд у меня не было. И Вася поехал один».
Василий Иванов приехал на станцию метро «Чернышевская» 3 июля 2016 года около 13:30. С собой у него были медицинские бахилы, одноразовая шапочка, складной нож и пневматический пистолет. Взяв в руки листок формата А4, на которой рукой Зуевой был нарисован план маршрута в обход камер видеонаблюдения, он по нему отправился к дому художника. Кодовый замок подъезда не работал. Позвонив в дверь квартиры на пятом этаже, Иванов представился помощником сантехника и пояснил, что вчера при ремонте раковины ее края не обработали герметиком и он пришел исправить недоделку. В квартиру он входил уже в бахилах, купленных еще накануне.
В помещении он вместе с Паймановым сразу пошел в ванную. Для вида посмотрев на раковину, он попросил инструмент. Вместе с художником они подошли к шкафу, на нижней полке которого лежал металлический прут. Этим прутом Иванов и нанес несколько ударов по затылку художника, а когда тот упал, ногой ударил его в висок, а затем ножом стал бить в шею и грудь.
После убийства Василий прошел в комнату и, следуя указаниям Зуевой, нашел тайник с наличными. Забрав из него все деньги (130 тысяч рублей купюрами по пять тысяч), он достал из серванта серебряные часы New Yorker, снял со стены картину с волками, вырезал полотно по краю и, свернув его, спрятал в свои берцы. На тумбочке обнаружил вторые часы, Axcent,
красивую безделушку, и спрятал в куртку. Затем создал видимость разбойного налета, повыкидывав из шкафов на пол вещи, и, никем не замеченный, ретировался.
С места происшествия Иванов поехал в квартиру на улице Седова, где жила Зуева. Он знал, что самой Яны уже там нет: она, следуя плану, должна была обнаружить тело около 16:00, но напротив дома был карьер с водой, и орудия преступления надо было утопить в нем. Оттуда на такси Иванов отправился к себе в Шушары, заплатив водителю похищенными деньгами.
Картину «Охота на кабана» Иванов на следующий день спрятал в заброшенном строении у жилого комплекса «Волна» в Шушарах. Это место он вспомнит только через три месяца — и 18 октября полотно с понятыми извлечет следователь Колесов.
Избавившись от орудий преступления, Василий встретился с Петром — и они поехали тратить кровавые деньги: купили себе по дорогому смартфону, новые ноутбуки и дорогую камуфляжную форму. За три часа они успели потратить 100 тысяч рублей. В это время Яна Зуева на допросе в СКР уже назвала следователю фамилию Иванова...
— Он просто полностью поддался авторитету Зуевой. Формально это называется «извращенно понимая чувство товарищества», но в данном случае эта корявая формулировка абсолютно точно излагает мотив убийства. Абсолютно точно, — говорит следователь Сергей Колесов. — А она…Она не по возрасту расчетлива. И не по возрасту хитра. Лично у меня сложилось такое впечатление.
Яна Зуева не ожидала одного: ее подельник написал явку с повинной и все рассказал. Девушка сразу же замолчала — и на следствии не произнесла ни слова. 13 ноября суд приговорил 20-летнюю Зуеву к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. И лишь потому, что УПК РФ запрещает выносить женщинам пожизненные приговоры и отправлять их отбывать наказание в колонии строгого режима. Исполнитель преступления Василий Иванов получил 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск Марии Вага к осужденным на общую сумму в три миллиона рублей.