Россия
00:09, 24 ноября 2017

«Я научу тебя дождю» Кто учит российских инвалидов снимать большое кино

Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Алсу Гузаирова
Кадр: фильм «А в душе я танцую»

Актеров-инвалидов, с успехом работающих в мировом кино, сегодня немало: Сильвестр Сталлоне, Том Круз, Майкл Джей Фокс, Питер Динклэйдж и другие. Режиссеров, сценаристов, операторов и художников по костюму с ограниченными возможностями здоровья на съемочных площадках гораздо меньше. И уж точно в мире никогда не было киношколы, в которой люди с инвалидностью могли бы изучить азы профессии. Положение дел неожиданно изменили российские кинематографисты. Год назад с Москве открылась первая киношкола для инвалидов «Без Границ». О новом социальном проекте «Лента.ру» рассказывает в продолжение рубрики «Страна добрых дел».

— Ангелина! Ангелина! Кто у нас?!
— Девочка! Андрей, слышишь?! Де-воч-ка!!
— Как?! Не мальчик?! Ангелина!!!

Поздний вечер. Актовый зал реабилитационного центра «Преодоление». Занятие по режиссуре в киношколе для инвалидов. Два студента, молодая девушка Ангелина Газина и бородатый Андрей Андрейченко, оба глухие, разыгрывают этюд, в котором герои зовут друг друга. Они бурно жестикулируют и громко кричат — для большей убедительности.

— Могла такая ситуация быть в реальности? Могла! — хвалит их педагог Владимир Нос. — В кино главное — правда жизни. Если она есть, все остальное фигня. Вам остается только смонтировать кадры.

Не дать им затухать бесславно

Киношкола «Без Границ» — уникальный проект, единственное в стране учебное заведение, где люди с ограниченными физическими возможностями могут не только изучить искусство кинематографии, но и получить диплом, вполне котирующийся в современной киноиндустрии.

— Среди инвалидов много ярких самобытных личностей, увлеченных кино, — говорит директор школы, кинопродюсер Олег Любаев. — Они что-то для себя пишут, снимают. Но делают это на любительском уровне. Мы же хотим дать им хорошее профессиональное образование. Мы стремимся к тому, чтобы талантливые люди с инвалидностью не затухали бесславно, но, напротив, могли реализовать свои способности в любимом деле.

Старт проекта не обошелся без курьеза. Незадолго до открытия, организаторы школы (кроме Олега, это двое его коллег: Петр Алтунин и Екатерина Ананьева) решили сделать мастер-класс по режиссуре для людей с ограниченными возможностями здоровья. Было лето. Занятие проходило на открытой площадке в Перовском парке. Вел его режиссер Владимир Хотиненко. Послушать мастера собралось человек 30-40 инвалидов. Вдруг хлынул ливень. Знаменитый режиссер и его слушатели спрятались на веранде. Но не разошлись. Еще два часа они общались, задавали друг другу вопросы, слушали истории о кино…

«Дождь — к добру», — решил Олег. В декабре прошлого года он провел вступительные экзамены и набрал первый курс. С января 2017-го в киношколе начались регулярные занятия. Они бесплатные и проходят на базе реабилитационного центра «Преодоление», здание которого оснащено пандусами, широкими дверными проемами и просторными лифтами и как нельзя лучше приспособлено для нужд маломобильных людей.

Сидя в аудитории режиссером не станешь

На данный момент в киношколе два факультета — сценарный и режиссерский. Ведут занятия педагоги ВГИКа. Сценарное мастерство преподает Тимур Газиев, режиссуру — Владимир Нос. Кроме того, у всех студентов есть лекции по истории кино, которые читает Наталья Смагина, а будущие режиссеры дополнительно посещают курс операторского мастерства, его ведет Мария Соколова.

Но, главное, студенты проходят практику на съемочных площадках известных проектов. Весной, например, учащиеся побывали на студии StarMedia, где режиссер Олег Фомин сейчас снимает фильм «Операция «Мухаббат» об Афганистане. Летом присутствовали на съемках картины Джаника Файзиева «Вратарь галактики» на «Мосфильме». В начале ноября посетили съемочную площадку фильма «Училка 2. Испытание» Алексея Петрухина. А только что они вернулись со съемочной площадки сериала «Провокатор» режиссера Дмитрия Тюрина.

— Кино — это практика, практика и еще раз практика, — уверен Олег. — Сидя в аудитории ни сценаристом, ни режиссером не стать.

Сейчас в киношколе учится 20 человек. Все они очень разные. Один из учащихся — Николай Лобжанидзе, инвалид по зрению, чтобы поступить в киношколу, он специально переехал из Ростова в Москву. Другая девушка, Татьяна Белоусова, инвалид-колясочник. Она из Туркмении. До травмы работала на швейной фабрике, училась на детского психолога и много занималась спортом. Оказавшись же в инвалидном кресле, исполнила давние свои мечты: занялась рукоделием, танцами со светом и огнем и драматургией кино.

А еще один студент киношколы, Игорь Феофанович Храплюк-Познанский, — пенсионер. Ему 88 лет. Большую часть жизни он проработал кинооператором на Свердловской и Ростовской киностудиях и, когда вышел на пенсию, очень скучал по кино. Узнав, что открыта киношкола для инвалидов, немедленно записался на сценарный факультет. Говорят, Игорь Феофанович часто, подсев к кому-нибудь из студентов, делится секретами мастерства. «Я научу тебя снимать дождь, — обещал он недавно хорошенькой Ангелине. — Вот окно, через форточку твой помощник поливает стекло из лейки, капли стекают, камера видит струйки, появляется образ дождя. А героиня, она будто на скамейке под дождем сидит — вот такое перспективное совмещение». И рисовал в блокноте раскадровку будущей сцены...

Стиральная машина, дрель и терка

Обычно занятия в киношколе проходят по вечерам, два-три раза в неделю и длятся по четыре академических часа. На том уроке режиссуры, на который я попала, студенты проходили сразу две новые темы: превращение предмета и речь в игровом кино. Владимир Мосс начал занятие с того, что показал учащимся несколько короткометражек, снятых ребятами из ВГИКа. В этих коротких, по полторы-две минуты, фильмах гудели, взлетая, самолеты, щелкали затворы собираемых автоматов, мерцали изрытые кратерами поверхности далеких планет. А потом оказывалось, что это всего навсего стиральная машина, дрель или терка для овощей.

— К следующей нашей встрече вам тоже надо будет выбрать какой-то предмет, подумать, что он напоминает, и снять пять-шесть кадров о его превращении, — говорит преподаватель. — И помните, кадры должны быть в развитии…

Во второй части урока будущие режиссеры учились воздействовать на сознание зрителя через слово. Оказалось, что почти год до того студенты снимали только немое кино и лишь с этого занятия они станут работать со звуком.

— Как вы знаете, сознание человека состоит из шести областей. Актеры и режиссеры называют их «адресами», — объясняет педагог. — Это внимание, чувства…

— Память, воображение, мышление, воля, — подсказывают студенты.

— Каждому из адресов соответствует два словесных действия — «ноты», оперируя которыми можно добиться от партнера или зрителя желаемого эффекта, — продолжает Владимир. — Сегодня мы разберем с вами самый первый адрес — внимание, и самую простую ноту — «звать».

Педагог дает учащимся задание: придумать сценку, герои которой в буквальном смысле зовут друг друга. Студенты расходятся по залу, о чем-то шепчутся. А потом раздается отчаянный крик Андрея: «Ангелина!!!»

Про любовь и измену…

В перерыве между занятиями я подхожу к одной из студенток — Маше Кашириной. Маша — жизнерадостная девушка, вся в розовом, с взъерошенной стрижкой. Она сидит посреди зала, небрежно бросив костыли под стул.

— Трудно было играть этюд? — спрашиваю я.

— Да, трудно, — кивает она. — Мы же не актеры. Странно ни с того ни с сего кричать на весь зал, да еще стучать при этом костылем или бросаться в товарища бумажкой. Но режиссер должен это уметь, чтобы верно ставить перед актером задачу.

У Маши — ДЦП, но врожденный недуг, кажется, не мешает ей жить и получать удовольствие от жизни. По профессии Маша литературный редактор, работает в театре «Кураж», отвечая за все публикации о спектаклях на сайте и в соцсетях.

— Слов я в своей жизни написала много, теперь мне хочется попробовать что-то новое, более сложное и захватывающе, — объясняет Маша выбор специальности режиссера.

По словам Маши, ей нравится сам творческий процесс создания фильма: от работы над сценарием и подбора актеров до монтажа последних титров. Поэтому неудивительно, что она первой из студентов выполнила летнее задание и сняла собственную картину — короткометражку под названием «Кофе».

— Это был мой первый опыт, было непросто, — рассказывает Маша. — Сюжет мы придумали совместно со студентами сценарного факультета. Изначально это была история о двух подругах, которые встретились в кафе после долгой разлуки. Но в ходе съемок все поменялось. Я хотела, чтобы действие происходило в крупном универмаге. Но договориться с магазином не удалось. Тогда я перенесла историю в фойе театра, в котором работаю. И добавила еще одного персонажа — молодого человека. В результате фильм получился про любовь и измену…

Зачем идти на Эверест

Курс обучения в киношколе «Без Границ» длится два года. Организаторы проекта уверены, что ее выпускники легко найдут работу в российском кино.

— Некоторые наши учащиеся уже сейчас подрабатывают на киностудиях, — говорит он. — Кроме того, у нас есть два полноценно выполненных заказа. Это фильм, посвященный 10-летнему юбилею реабилитационного центра «Преодоление», и рекламный ролик для благотворительного фонда «О!живи мечту», сценарий для которого написала студентка-инвалид Наташа Мазунина.

На будущее у создателей киношколы большие планы. В январе 2018 года на базе Российского государственного социального университета открывается новый факультет — «Режиссура монтажа». В дальнейшем в школе будут преподавать все базовые кинематографические специальности: компьютерную графику, анимацию, грим, актерское мастерство и звукорежиссуру. Самая же большая мечта организаторов проекта — создать на базе школы полноценную киностудию, в которой смогут творить люди с ограниченными возможностями.

Как написала одна из студенток киношколы «Без Границ» на своей странице во «ВКонтакте»: «При мысли о школе вспоминаются слова альпиниста Джона Мэллори. "Почему вы идете на Эверест? Потому что он есть". Вот и мы так же!»

P. S. Киношколе «Без Границ» нужна помощь. Информация о том, как можно помочь проекту, есть на сайте.

< Назад в рубрику