13 ноября через границу между Северной и Южной Кореями перебежал военнослужащий. Все действо попало на камеру и напомнило зрителю голливудский фильм с погонями и перестрелками. «Лента.ру» разбиралась в истории и ее последствиях и пыталась понять, что теперь будет с перебежчиком.
«Ты такой красивый, мои глаза слепнут. Не могу дышать, вся дрожу... Мне так неловко, не могу даже на тебя взглянуть. Я стесняюсь, потому что влюбилась», — девушки из корейской музыкальной группы Girls' Generation поют песню Gee о первой любви, звук из телевизора звучит в больничной палате. На стене большой южнокорейский флаг. На койке лежит мужчина с огнестрельными ранами. Его называют О — по фамилии. Известно о нем крайне мало.
13 ноября в 15:11 по местному времени (9:11 мск) военный внедорожник на высокой скорости едет по асфальтовой дороге на северокорейской стороне демаркационной линии. Он проезжает мимо поста охраны. Машина пересекает мост, доезжает до памятника основателю северокорейского государства Ким Ир Сену, поворачивает направо и останавливается под сенью деревьев — видимо, колесо завязло в земле. На часах 15:13.
Минуту спустя из сторожевой башни выбегают солдаты в форме КНДР и с автоматами, бросаются к автомобилю. Из него выпрыгивает человек в военной форме и бежит. Сослуживцы пытаются догнать его до демаркационной линии, но не пересекают ее, а начинают стрелять вслед. Они выпустят около 40 пуль из автоматов и пистолетов.
В 15:43 беглец уже лежит около забора на южнокорейской стороне границы. Еще 12 минут спустя два южнокорейских военнослужащих оттаскивают раненого. Американские военные эвакуируют его на боевом вертолете: лишь благодаря умелым действиям парамедика северокореец не умрет прямо на борту. Видео побега обнародуют СМИ.
Врачи извлекли из его тела пять пуль и несколько осколков, провели две операции, перелили почти 12 литров крови и думали об ампутации левой руки, но смогли ее спасти. В кишечнике солдата обнаружили десятки червей-паразитов, самые крупные достигают длины 27 сантиметров. Ему диагностировали неактивную форму туберкулеза, гепатит B — распространенное в Северной Корее заболевание — и пневмонию, возникшую, вероятнее всего, из-за раны легкого.
«Пациент выжил, но у него налицо признаки подавленного состояния из-за огнестрельных ран и двух серьезных операций. Департамент психиатрии и поведенческой диагностики проведет оценку посттравматического расстройства», — рассказал лечащий врач Ли Кукчон, единственный человек, постоянно взаимодействующий с О. По его словам, «для психологической стабильности» в палате пациента повесили южнокорейский флаг и поставили телевизор.
Раненому крутят южнокорейскую поп-музыку и американские сериалы. «Мы показали ему три версии песни Gee группы Girls' Generation: обычную, в рок- и инди- обработках. Он сказал, что оригинальная нравится ему больше всего. Еще мы показали ему кабельный канал с фильмами, и он оценил "CSI: Место преступления"», — поделился Ли Кукчон.
Северокорейца уже перевели на жидкую пищу: он пьет воду и ест супы. Мужчина оказался общительным. «Вообще, он неплохой парень», — рассказал его лечащий хирург. О призвали в армию в 17 лет, сразу после школы. «У него стиль прически как у американского морпеха, я даже пошутил: "А чего ж ты не пошел в южнокорейские морские пехотинцы?" Он улыбнулся и сказал, что больше никогда не будет военным», — поделился медик. По его словам, пациент иногда нервничает, видя охраняющих его южнокорейских военных. Время от времени ему снятся кошмары о возвращении на Север.
Он обязательно будет допрошен южнокорейскими спецслужбами, но не раньше, чем через месяц: до этого срока врачи к нему следователей не пустят. Выводы по итогам случившегося уже начали делать и на Юге, и на Севере.
«По-видимому, Северная Корея заменила всех пограничников после побега. Командиры войсковых соединений и старшие офицеры могли быть из-за него наказаны», — предположило южнокорейское агентство «Ёнхап». Впрочем, СМИ Юга судят о северном соседе по донесениям разведки, которые далеко не всегда находят подтверждение в реальности. Американский дипломат опубликовал фотографию северокорейских солдат, которые роют траншеи на границе.
Вполне возможно, командование решило обезопасить своих военнослужащих: 13 ноября в погоне за перебежчиком они дважды нарушили режим перемирия, заключенного в 1953-м между двумя Кореями. Первый раз случился, когда пули полетели через границу, второй — когда один особенно ретивый боец перебежал через линию соприкосновения, разделяющую две страны.
Весьма конкретные выводы о состоянии Северной Кореи помогли сделать невиданных размеров черви, найденные внутри О. «Я больше 20 лет работаю хирургом, и такое раньше видел только в медицинских учебниках», — рассказал Ли Кукчон. Огромные паразиты были подробно показаны на пресс-конференции в больнице. Интерес вызвали и другие пункты в диагнозе перебежчика.
Профессор эпидемиологии Лондонской школы гигиены и тропических болезней Дэвид Хэйман рассказал CNN, что гепатит B часто передается через нестерилизованные иглы или при сексуальном контакте. Удручающее состояние здоровья северокорейцев было выявлено и во время исследования южнокорейского университета Донгук.
Медики обследовали беженцев с Севера и установили: по сравнению с выходцами с Юга у них гораздо чаще обнаруживали гепатит B, C и туберкулез. Из 17 пациентов, сдавших анализ кала, паразиты обнаружились у 7.
Такое широкомасштабное заражение червями вполне объяснимо: Северная Корея испытывает трудности с химическими удобрениями, и поля удобряют человеческими экскрементами, нередко зараженными яйцами паразитов. «Это порочный круг, который северокорейцам трудно разорвать. Они так стараются свести концы с концами, что не могут от этого обезопаситься. Для людей, которые имеют возможность хорошо питаться, это [паразитарные инфекции] не слишком опасно, однако для тех, кто ест мало, ситуация значительно серьезнее: паразиты лишают организм хозяина и без того недостаточных питательных элементов», — рассказал Чхве Минхо, профессор-паразитолог Сеульского государственного медицинского университета. По его оценкам, заражена может быть половина населения страны.
К хору обличающих режим Блистательного товарища (это один из официальных титулов Ким Чен Ына) подключились и бывшие перебежчики. «Все голодали, даже солдаты. ООН посылает рис и удобрения, но это все уходит высокопоставленным офицерам под командованием Ким Чен Ына. Многие солдаты умирают от болезней, потому что их не лечат», — рассказал бывший северокорейский офицер-перебежчик Кан Лихёк. Впрочем, к его словам тоже следует относиться со скепсисом: для некоторых перебравшихся в Южную Корею северян обличение ужасов режима — чуть ли не профессиональная деятельность. Хотя тридцатисантиметровые черви, пожалуй, более сильное доказательство, чем слова.
Южная Корея не испытывает недостатка в беженцах с Севера и информации от них. Поэтому О, конечно, будет допрошен, но основной эффект от его побега останется пропагандистским. Тем более солдат выбрал очень эффектный и, пожалуй, самый опасный способ перехода границы. Обычно северокорейцы, желающие покинуть социалистический рай, переходят протяженную границу с Китаем, которая охраняется гораздо менее строго. Там им приходится непросто — Пекин считает их нелегалами и выдает Пхеньяну в случае поимки, но, по крайней мере, перейти можно незамеченным.
Поэтому почти все случаи нелегального пересечения границы между двумя Кореями в зоне соприкосновения войск получают значительную огласку. Один из самых известных инцидентов — побег советского туриста 23 ноября 1984 года. Тогда группа гостей из СССР с северной стороны пришла с экскурсией на совместно контролируемую демилитаризованную зону в деревню Пханмунджом. Внезапно один из них, 22-летний студент МГИМО Василий Матузок, рванул в сторону Юга с криками: «Помогите!»
Военные бросились за ним и открыли беспорядочный огонь, но молодой человек, ловко прыгая из стороны в сторону, не пострадал. Южнокорейцы стали стрелять в ответ: тогда погибли три солдата КНДР и один военнослужащий Республики Корея. Матузок в итоге осел в США.
Безусловно, О не последний перебежчик, «выбравший свободу». Северная и Южная Корея хоть и говорят о неминуемом объединении, но по факту жители двух стран окончательно стали друг другу чужими. А это значит, что продолжатся и эффектные попытки убежать на Юг через границу, и постоянный поток беженцев, переходящих границу с Китаем.