Чиновники антимонопольного ведомства по поручению правительства взялись за проблему недофинансирования электричек. Новые методики расчета тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, ставок на аренду и обслуживание электропоездов, разработанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, должны существенно облегчить жизнь и перевозчикам, и регионам. Вкупе с новым законопроектом об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения, недавно внесенным в правительство, это стало значимым вкладом в доработку нормативно-правовой базы, необходимую для стабильного функционирования отрасли и ее устойчивого развития. Подробное обсуждение данной темы состоялось в рамках круглого стола, организованного на этой неделе в Аналитическом центре при правительстве РФ.
Несколько лет назад произошла реструктуризация в сфере организации деятельности пригородного железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» совместно с субъектами РФ создали пригородные пассажирские компании (ППК), которые должны обеспечивать перевозку пассажиров. Особенность ситуации была в том, что регионы должны были взять на себя значительную часть дополнительной финансовой нагрузки. Теперь им при определенной поддержке со стороны федерального бюджета предстояло компенсировать разницу между расходами ППК и поступлениями от продажи билетов, поскольку в условиях сниженных тарифов для населения большинство ППК не выходило на уровень безубыточности.
Вместе с тем регионам, среди которых много дотационных, сложно самостоятельно компенсировать выпадающие доходы ППК, а механизм осуществления трансфертов из федерального бюджета на эти цели пока окончательно не утвержден. Более того, губернаторы периодически отказывались компенсировать выпадающие доходы перевозчиков, ссылаясь на недостаточную прозрачность затрат ППК, дело нередко заканчивалось долгими судебными тяжбами с региональными органами тарифного регулирования.
Очевидно, что перевозчикам в одиночку не под силу справиться с накопившимися проблемами в отрасли, для их решения важна консолидированная позиция органов власти, РЖД, участников рынка. Как показал круглый стол по проблематике пригородного железнодорожного комплекса, сегодня ситуация меняется к лучшему.
В ходе мероприятия советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев представил законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регулирующий правоотношения между регионами, РЖД и ППК. По словам Юрия Елизарьева, в документе предусмотрен ряд изменений, которые закрепляют и детализируют новую схему пригородного пассажирского комплекса, делают ее более понятной и эффективной, будут способствовать развитию государственно-частного партнерства, привлечению инвестиций, обновлению подвижного состава, повышению конкуренции между перевозчиками.
Свой вклад в обновление нормативно-правовой базы внесла также Федеральная антимонопольная служба, представившая на круглом столе новые методики расчета арендных ставок за услуги РЖД и обоснованных тарифов на перевозки для ППК, которые должны обеспечить прозрачность расчетов и снять противоречия между субъектами РФ, РЖД и пригородными пассажирскими компаниями. Данные методики разрабатывались в соответствии с поручением президента России Владимира Путина, который поставил задачу обеспечить бесперебойное функционирование пригородного железнодорожного транспорта и устойчивое развитие отрасли. По мнению участников мероприятия, методики ФАС позволят добиться значительного прогресса в регулировании пригородных железнодорожных перевозок, сделав этот процесс значительно более эффективным.
По словам замруководителя ФАС Александра Редько, в ходе совместной работы с Минтрансом и РЖД удалось найти решение ряду нормативно-правовых коллизий, которые были причиной для разногласий перевозчиков и региональных властей. В частности, методика ограничивает темпы роста тарифа для пассажира и затрат РЖД как владельца инфраструктуры: цена билета, стоимость аренды и эксплуатации поездов может расти не выше уровня инфляции. «Синхронизировано ведение раздельного учета доходов и расходов пригородных компаний в соответствии с методикой Минтранса РФ. Определены новые принципы установления прогнозных значений пассажиропотока, которые являются базой для расчета тарифа в пригороде. Риски несоответствия фактического пассажирооборота с прогнозными показателями раньше лежали на пригородной компании, теперь они логично разделены с профильными органами власти в регионах», — сообщил Редько в ответе на запрос «Ленты.ру». Кроме того, по его словам, документ создает механизм разрешения спорных ситуаций: если у регионов и пассажирской компании возникают разногласия, к их разрешению подключается федеральное министерство транспорта в лице регионального отделения Росжелдора.
Первая методика ФАС позволяет отдельно посчитать ставки на каждую из предоставляемых РЖД услуг: аренду, управление и эксплуатацию, обслуживание и ремонт подвижного состава. Согласно документу, срок аренды поездов фиксированный — один год. В этот период размер платежей РЖД не должен меняться и не зависит от интенсивности эксплуатации подвижного состава. Раньше размер аренды был привязан к количеству вагоно-километров для конкретного поезда.
В структуру арендной платы можно включить амортизацию, налог на имущество, лизинговые платежи (если они есть). Ни отчисления в инвестиционный фонд, ни прибыль владельца в тарифе не предусматриваются. Также исключены из него управленческие расходы руководства филиалов РЖД на взаимодействие с ППК, которые ранее включались в комплексный тариф.
Как подчеркнул на круглом столе советник руководителя Федеральной антимонопольной службы России Павел Шпилевой, «в целом методика позволяет рассчитать себестоимость по каждой линии электричек, в каждом регионе и по каждой ППК, что, в свою очередь, приведет к унификации ставок, формированию более понятной, прозрачной и справедливой системы». По мнению эксперта, применение методики также «будет способствовать повышению уровня инвестиций в обновление подвижного состава».
Еще один важный момент состоит в том, что ППК теперь не смогут выставить счет субъекту РФ за электрички, которые не ходят по его территории или идут «транзитом». Учитывается интенсивность движения по территории конкретного субъекта, если маршрут электрички проходит через несколько регионов.
Аналогичная детализация присутствует в части платы за ремонт подвижного состава в депо. Каждый регион будет рассчитываться только за ремонт электричек, которые эксплуатируются на его территории, а РЖД обяжут опубликовать график ремонтов. Кроме того, ФАС подготовила в качестве ориентира единые для всей страны (за рядом исключений) целевые уровни ставок на 2018 год.
Вторая методика ФАС касается расчета тарифов на проезд в электричках. Высчитывается он просто: делением затрат перевозчика на величину ожидаемого пассажиропотока. У региональных властей в данном случае есть два варианта действий: утвердить предложенный тариф, тем самым переложив все затраты на пассажиров, или оплатить часть затрат из регионального бюджета и снизить стоимость билетов на электрички. Снизить затраты без денежных вливаний можно, оптимизировав маршрут (остановки на каких-то станциях могут быть не нужны) или сократив инвестпрограмму. Обоснованные затраты перевозчика, помимо инвестиционной программы, включают 1 процент рентабельности. При расчете тарифа учитывается успешность выполнения инвестпрограммы: если она не реализуется, то размер обоснованных расходов может быть сокращен. В документе также зафиксировано, что региону придется заплатить за взятые в лизинг электрички, если они эксплуатируются на его территории. Такое же правило действует для подвижного состава повышенной комфортности. Там, где пригородным перевозчиком выступают сами РЖД, будет действовать особый порядок расчетов.
В целом методика предлагает общую конструкцию, и РЖД теоретически могут предъявить ППК и регионам любые цифры трат, лишь бы они были обоснованы. Очевидно и то, что условия для развития пригородного сообщения будут отличаться в зависимости от пассажиропотока и финансовых возможностей региональной казны.
Гендиректор Infranews Алексей Безбородов, комментируя новую методику ФАС, отметил, что она будет очень полезна для убыточных региональных компаний, остро нуждающихся в субсидиях. «Методика нужна прежде всего бедным региональным перевозчикам, для большинства которых в настоящее время стоимость аренды электричек просто неподъемна. К примеру, для крупных ППК, типа Свердловской, арендные платежи исчисляются миллиардами рублей ежегодно», — пояснил он. По мнению Безбородова, вопрос с электричками по большому счету упирается даже не в методику формирования тарифа, а в межбюджетные отношения и готовность регионов брать на себя социальную нагрузку.
На этом фоне выделяется Центральная пригородная пассажирская компания (Центральная ППК), у которой очень высока доля современного подвижного состава, причем большая часть — собственные поезда. Более того, это единственный перевозчик в стране, который системно наращивает собственный парк подвижного состава. Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Руслан Лисневский подчеркнул, что «важнейшим условием реализации инвестпрограммы по обновлению подвижного состава является наличие у Центральной ППК долгосрочных договоров с правительствами Москвы, Московской и Рязанской областей». В рамках сотрудничества с Москвой и РЖД компания продвинулась еще дальше: на полигоне Центральной ППК в ноябре стартовал крупномасштабный железнодорожный проект — «Московские центральные диаметры», который предусматривает ввод до 17 сквозных маршрутов. На этих железнодорожных линиях будет организовано тактовое движение с равными интервалами курсирования и гарантированной скоростью следования. По сути, речь идет о принципиально новом качестве сервиса для пассажиров.
В целом, как отметил на круглом столе советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев, «внедрение новой методики ФАС, наряду с активным применением Комплексных планов транспортного обслуживания (КПТО) населения, является фундаментом для выработки консолидированной позиции и достижения эффективных договоренностей между всеми участниками процесса организации пригородных железнодорожных перевозок». Другое важнейшее условие устойчивой работы пригородного пассажирского комплекса, благодаря усилиям правительства и РЖД, было выполнено: до 2030 года ППК будет предоставляться скидка в размере 99 процентов к инфраструктурному тарифу, а также обнуление НДС. В итоге объем ежегодной господдержки пригородного железнодорожного транспорта достиг 45 милиардов рублей.
Внедрение новой методики ФАС, считают эксперты, станет значительным шагом в направлении конструктивного урегулирования имеющихся проблем и перехода отрасли к стадии стабильного развития. Принципиально важно, чтобы все принимаемые меры, включая использование механизмов долгосрочного планирования, разработку согласованных с Министерством транспорта долгосрочных и тщательно продуманных КПТО, выделение субсидий и другие меры работали в едином комплексе для реализации общих стратегических задач.
После тщательного изучения итогов круглого стола, основных положений докладов и выступлений участников Аналитический центр направит в Правительство РФ предложения по дальнейшему совершенствованию работы сферы пригородных железнодорожных перевозок.