Аренда жилья в крупных мегаполисах — дорогое удовольствие, и это может стать препятствием для молодых и амбициозных, планирующих сделать хорошую карьеру в таких деловых центрах, как, например, Москва или Нью-Йорк. Современная экономика, выстраивающая горизонтальные связи нового типа между людьми, предлагает свое решение: коливинги. Это нечто среднее между хостелами и коворкингами, с более привлекательными ценами, чем в случае обычной аренды квартир. Появился такой формат и в России. Вопрос — приживется ли он здесь?
Первый коливинг открылся в мировом центре IT-индустрии — в Кремниевой долине. У молодых сотрудников Google, Apple и других компаний-гигантов, как правило, нет денег на то, чтобы арендовать жилье в дорогой Калифорнии за несколько тысяч долларов в месяц. В 2006 году несколько человек скинулись и вместе сняли особняк Rainbow Mansion в Купертино.
Совместное проживание с близкими по духу людьми со схожими профессиональными интересами оказалось очень комфортным, и схему начали перенимать по всей Кремниевой долине. Коливинги возникли в Сан-Франциско и других крупных дорогих мегаполисах, превратившись, таким образом, в отдельный полноценный формат жилья. Некоторые стартапы сразу выстраивают свою работу вокруг таких «коммун» с коливингами, чтобы не тратиться еще и на офисы и развивать бизнес, не выходя из дома.
Обычно каждый в коливинге может рассчитывать на уютную меблированную комнату — отдельную или с соседом, Wi-Fi и все необходимое для жизни. Таких «номеров» несколько, они объединены кухней и общей зоной. Там жильцы проводят время вместе, обсуждают проекты, обучаются и проводят мастер-классы. Типичный портрет обитателя коливинга в США — молодой человек в возрасте до 35 лет без семьи.
Так как все в коливинге живут тесной группой, важно сохранять комфортную атмосферу внутри коллектива. Молодые гении IT-индустрии обычно интроверты, для которых недорогой способ выстроить закрытую экосистему единомышленников стал настоящим спасением. Но вслед за айтишниками коливинги начали организовывать и представители творческих профессий — дизайнеры, копирайтеры и художники.
Коворкинги, к которым на первых порах тоже относились скептически, всего за несколько лет смогли превратиться в конкурентоспособный формат коммерческой недвижимости. Одного из коворкинг-лидеров США, компанию WeWork, в 2016 году оценили в 19 миллиардов долларов. Холдинг запустил и коливинговый бизнес WeLive, и хотя пока этот рынок сложно оценить, ожидания у инвесторов самые позитивные.
«Шеринговая экономика, безусловно, меняет сценарии потребления, — говорит Марина Кононенко, директор по маркетингу группы компаний ИТКОЛ. — Наглядный пример — те же коворкинги. Однако коливинг вряд ли можно назвать форматом коммерческой недвижимости».
Из США коливинги распространились по всему миру. Например, в Шанхае украинец Руслан Майборода открыл коливинг «Дом китайского компота». Он предлагает комнату за 250-300 долларов в месяц, в то время как стоимость аренды однокомнатной квартиры в Шанхае достигает тысячи долларов.
Крупнейший коливинг в мире The Collective Old Oak в Лондоне вмещает 550 резидентов.
В Москве несколько коливингов. Local Point за 20 тысяч рублей в месяц предлагает комнаты на двух человек и рабочую зону. По формату он больше всего похож на комфортный хостел — но в нем можно жить долго.
Дом «Аллигатор», основанный создателем одноименного сообщества предпринимателей Осепом Амбарцумовым, по сути, представляет собой бизнес-инкубатор. В двухэтажном доме арендатор может открыть и развивать собственный бизнес с поддержкой соседей и под руководством наставников.
Амбициозный проект коливинга NovaLife в мае собрал на краудфандинговой площадке Planeta три миллиона рублей. Инициаторы планируют организовать в центре Москвы пространство в 500 «квадратов», 300 из которых будут рабочей зоной, а 200 — жилой, поделенной на номера капсульного типа. В 2018 году планируется открыть еще пять коливингов франшизы в Москве и Питере.
В Москве те же проблемы с арендой жилья, что и в других мегаполисах. Спрос на приличные квартиры эконом-класса превышает предложение даже сейчас, в неспокойные с экономической точки зрения времена. Средняя стоимость аренды «однушек» в городе — около 30 тысяч рублей в месяц.
Что касается покупки — хотя стоимость «квадрата» постепенно снижается, приобрести недвижимость в столице по-прежнему могут немногие. И особенно тяжело тем, кто не относится к армии офисного планктона — в частности, стартаперам. Банки, выдающие ипотеку, предпочитают клиентов со стабильным заработком, трудоустроенных в понятных компаниях.
Коливинг вряд ли пригодится тем, кто уже обзавелся семьей, но вполне подойдет одиночкам. Этот формат ориентирован на свободных и мобильных людей, которые могут пожить здесь несколько недель или месяцев, а потом уехать в другой город или страну. И в этом ключевое отличие американских коливингов от российских.
«Совершенно определенно такая вариация "жить и работать" подходит для узкой немногочисленной аудитории digital nomads, сосредоточенной в основном в Москве, — отмечает Марина Кононенко. — Именно в столице, как центре притяжения для молодежи, коливинги имеют шансы на развитие. В других же российских городах они вряд ли получат широкое распространение и создадут серьезный рынок, по крайней мере, сейчас».
Кремниевая долина — это центр IT-мира, ее обитатели чаще всего работают в гигантах индустрии или перспективных стартапах, и необходимости куда-то переезжать у них нет. Поэтому и жилье — в том числе комнаты в коливингах — они обычно арендуют на длительные сроки. В России коливингами пока пользуются фрилансеры, не привязанные к определенной географической точке. Для них это скорее возможность пообщаться с единомышленниками, недорого снять место для работы и жизни на небольшой срок — то есть почувствовать себя в тусовке.
Хотя, подчеркивают создатели петербургского арт-коливинга Early Birds, тусовок просто ради тусовок у них нет. Ключевая идея формата, без которой он полностью теряет смысл, — совместное проживание с близкими по духу людьми.