Пятница, 8 декабря, стала для поселка Сабетта выходным днем — если так вообще можно назвать несколько часов среди долгой полярной ночи. Поводом послужил визит президента Владимира Путина, российских министров и их коллеги из Саудовской Аравии, который впервые в жизни увидел лед. Для действующего главы государства, недавно объявившего о решении идти на четвертый срок, поездка на Крайний Север формально стала первой в предвыборной кампании. И главная мысль была такой: «Россия прирастает Арктикой». О том, какое впечатление оставляют эти новые земли, — в материале «Ленты.ру».
Бескрайние просторы России — как раз то пространство, которое со сказочной легкостью сжимает время: вылетаешь ясным утром из Москвы и уже через три с половиной часа обнаруживаешь себя глубокой полярной ночью в вечной мерзлоте. До Сабетты — вахтового поселка на берегу полуострова Ямал — путь недолгий, самолеты летают часто, но билетов на этот «курорт», как шутят вахтовики из-за близости Карского моря, не купить. Сюда приезжают по договору и только работать.
Самолет, долго паривший в абсолютной темноте, как-то вдруг обнаруживает заснеженное поле и полосу аэродрома. Воздушная гавань тут серьезная — получше, чем во многих крупных российских городах. «Вам не в автобус, лезьте в КамАЗ», — приглашают встречающие. Только такая машина спокойно проедет до поселка. Вдалеке яркими огнями светится завод «Ямал СПГ», рядом — огромный факел, местная достопримечательность: настолько мощный, что снег в округе тает, а уши лучше заткнуть — оглушает вой пламени.
«Что ж они тут делают вечерами, если им пить нельзя и женщин мало?» —удивляются журналисты. В этот момент КамАЗ как раз проезжает вторую достопримечательность — белую затейливо украшенную церковь. Дабы не искушать, и здесь причащают не кагором. Запрет — значит, запрет. И, наконец, третий пункт досуга — спортзал, в который надо предварительно записываться. Тут и разместили пресс-центр для журналистов.
Те, кто прибыл заранее, хвастают удачными кадрами: во дворах общежитий хозяйствуют довольно упитанные песцы. Любоваться можно, трогать нельзя, инструктируют местные: боятся бешенства. Здесь вообще очень серьезно относятся к инфекциям, заболел — возвращайся раньше срока домой, не разноси заразу. В пункте пропуска всем прибывающим на территорию Ямала пассажирам измеряют температуру. Тщательный санитарно-карантинный контроль проходят и грузы, транспортные средства, товары.
Еще несколько лет назад, когда Сабетта не была частью Северного морского пути, о поселке никто и не вспоминал. Решение властей развивать газодобычу на Ямале вдохнуло в эту землю новую жизнь. Обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера позволяют атомные ледоколы Росатомфлота. Но в этот день в порту красовался гигантских размеров танкер «Кристоф де Маржери» — первое в мире торговое судно, которое совершило переход в эти места без ледокольной проводки. На церемонии загрузки этого танкера и должен был присутствовать Путин. Вторым пунктом в программе президента значилось посещение завода.
«Ямал СПГ» — первый завод мирового класса, построенный в Арктике. С его вводом в строй порт Сабетта станет основной базой для разработки месторождений Ямала и обеспечит круглогодичную навигацию по Севморпути. В проекте участвуют 15 стран (в поселке действительно слышна французская, итальянская и китайская речь) и сотни российских предприятий. Капитальные затраты составят 27 миллиардов долларов. И несмотря на то, что основной акционер «Новатэк» внесен в западные санкционные списки, в проект успешно привлекается внешнее финансирование.
Об интересе иностранцев говорила и сжавшаяся от холода фигура министра нефти Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха. Его российский коллега Александр Новак очень беспокоился о здоровье гостя и настоятельно советовал теплее одеваться. «Да-да, мне нужна теплая одежда», — соглашался аль-Фалих. Летом он уже пытался посетить СПГ-завод, но не смог добраться из-за плохой погоды. Теперь он стоял на морозе в теплой куртке-аляске и крепко натягивал на голову шапку-ушанку.
Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы, отдал должное на церемонии загрузки танкера Путин. «Да и сам назван именем нашего друга де Маржери. Очень жаль, что сегодня его нет с нами», — заметил президент. Француз действительно был последовательным сторонником сохранения отношений с Россией и, по иронии судьбы, здесь же и погиб в 2014 году. Маржери был посмертно награжден российским орденом Почета.
Наибольшее внимание главного гостя получили все-таки не иностранцы, а российские рабочие — вахтовики. Ничуть не смущаясь, они засыпали президента вопросами: «Как вам полярная ночь? А северное сияние?»
Путин пожал плечами: «Ночь — она и есть ночь». А сияние он видел только от завода — высокотехнологичное. Поговорили о высоких зарплатах: «120-150 тысяч у нас в среднем, бывает и по 400 тысяч», — называли внушительные цифры вахтовики. А затем предложили Путину покататься с ними на коньках. Он подумал — шутят: «С вами? В минус 25?» — «На льду Карского моря в минус 17 ребята играли, и было очень здорово», — убеждали рабочие.
В общем-то было понятно, что вахтовикам, истосковавшимся по ярким событиям, хотелось пообщаться еще, но Путин торопился на совещание. И только пошутил, посмотрев в сторону гендиректора Евгения Кота: «Как вам повезло — начальник с такой фамилией. И не черный». Рабочие засмеялись, улыбнулся и довольный Кот.
Главную миссию в этот день Путин, конечно, успел выполнить: в его присутствии с «Ямал СПГ» была отгружена первая партия сжиженного газа. Не все верили в проект, некоторые говорили «не надо этого делать», напомнил Путин, «но нашлись люди, которые рискнули и доказали, что этот риск — обоснованный».