Исследование колбасы «Докторская» и сосисок «Молочные» более 30 российских брендов показало, что в половине продуктов содержатся антибиотики, в некоторых — посторонние ДНК, а в одной марке сосисок — даже возбудители ботулизма. «Лента.ру» разбиралась, можно ли считать сосиски и колбасы съедобными, почему покупаешь мясо, а получаешь крахмал и сою и чего ждать от товара по ГОСТу.
Впервые о колбасе русские узнали около 800 лет назад — есть свидетельство в новгородской берестяной грамоте XII века. При Петре I в России уже действовала целая отрасль мясных полуфабрикатов, производившихся в мясных лавках. Однако массовым продуктом колбаса стала только в советское время. В 1930-е годы компартия поставила задачу разработать рецепт «народной» колбасы. Так возникла знаменитая «Докторская» — она предназначалась для граждан, подорвавших здоровье в годы Гражданской войны, и жертв «царского деспотизма». Вообще-то, колбаса должна была называться «Сталинской», но от этой идеи мудро отказались, а то не избежали бы репрессий. В мясной промышленности, как и во многом другом, Советский Союз ориентировался на Соединенные Штаты. Именно на американском оборудовании наладили массовое производство мясных полуфабрикатов. В 1936 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян подписал распоряжение о выпуске нескольких сортов колбас, в том числе той самой «Докторской».
Колбаса сразу пришлась по вкусу советским гражданам. Но грянула война: недостаток сырья и производственных мощностей вынудили сильно снизить стандарты качества, в том числе колбас. После победы стандарты вернули на довоенный уровень, но к 1970-м качество колбасы снова упало — из-за дефицита скота и кормов для животных. От производителей требовали удовлетворять спрос, поэтому в ход пошли заменители: крахмал, мука и казеинат натрия — молочный сухой отфильтрованный белок. В 1974-м ГОСТы пришлось изменить с учетом новых добавок. Тогда-то и возник миф о туалетной бумаге в колбасе — хотя и туалетная бумага была в дефиците. При производстве колбасы действительно может использоваться целлюлоза, но только для упаковки.
Главная характеристика еды — это вкус. Хороший вкус не всегда определяется наличием мяса, молока и других натуральных ингредиентов. Исследования показывают, что самая вкусная колбаса — не всегда самая натуральная, и производство продукта по ГОСТу — не гарантия вкуса. «Неповторимый вкус» достигается с помощью специй, усилителей, фиксаторов окраски и запаха.
По ГОСТу колбаса и сосиски состоят не только из мяса, яиц, молока, соли, сахара и специй, но также из добавок — натуральных и не очень. Помимо крахмала и муки, которые придают нужную консистенцию фаршу, в колбасу и сосиски можно добавлять нитрит натрия, фиксирующий цвет и запах. Он не позволяет мясу окислиться и увеличивает срок годности продукта. Добавка также избавляет от инфекции, известной еще в Римской империи под названием «колбасной болезни» — речь о ботулизме (от лат. botulus — колбаса). Нитриты добавляли и в советское время в «ту самую» колбасу.
В состав колбасы по государственному стандарту также могут входить диафрагма животного, субпродукты, срезки мышц и жира, полученные при зачистке туш, свиная шкура, кровь, ее сыворотка и плазма. Допустимы консерванты (их содержание в колбасе не нормируется ГОСТом) и фосфаты, выступающие стабилизаторами. В больших дозах они вредны для здоровья.
ГОСТ строго регламентирует, какие продукты и какого качества могут входить в рецепт, применение других ингредиентов запрещено. Но себестоимость продукта, изготовленного по ГОСТу, высока, поэтому с 1990-х многие производители делают колбасы и сосиски по собственным техническим условиям (ТУ), которые декларируются в органы сертификации. Если ГОСТ не допускал использование в колбасе сои и курятины, то по ТУ эти ингредиенты можно было включить в рецепт и при этом не нарушить закон, просто указав их в составе. Также для снижения себестоимости в рецептуру включают каррагинан — природный загуститель, способствующий удержанию влаги.
Главная угроза для здоровья — содержащиеся в мясе антибиотики. Помимо борьбы с заболеваниями скота, они используются в качестве стимуляторов роста и откорма животных. Употребление такого мяса в пищу вырабатывает устойчивость к антибиотикам, могут развиться аллергия и возникнуть проблемы с пищеварением.
Одни добавки со «страшными» названиями нужны производителю, чтобы снизить себестоимость, другие связаны с элементарными соображениями безопасности. Упоминание в составе продукта условного каррагинана уже заставляет задуматься, но от личинок в сосисках волосы встают дыбом.
В Якутии местная жительница решила, что нашла в батоне колбасы туалетную бумагу. На фотографии видно: в колбасе действительно был серый сгусток, похожий на прессованную бумагу. Но «бумажный» привкус и вид колбасы может быть связан с добавлением в ее состав крахмала или муки.
Жители Сыктывкара обнаружили в сосисках местного производства проволоку. Однако изготовитель заявил, что это металлические клипсы, которые используются для скрепления батонов колбасы. Кроме того, в тех же сосисках неоднократно находили куриные перья.
Большой скандал вызвало выявление ДНК свиньи в халяльных продуктах московского мясокомбината «Царицыно». Следы свинины нашли в говяжьих сосисках и вареной ветчине. Однако специалисты пояснили, что посторонняя ДНК не означает использования свинины — следы могут быть следствием контакта говядины со свининой.
Неприятная находка была сделана еще одной жительницей Якутии: на потребительском форуме она заявила, что обнаружила в сосисках «Сливочные» шерсть крысы. Однако подтвердить это могла только кошка, которая «съела вчера три штуки и сегодня одну».
Жительница Петрозаводска, надкусив сосиску из «отборной индейки и телятины с сыром чеддер и пармезаном», увидела таракана. Женщина пожалела, что выбросила сосиски, а не отнесла их в Роспотребнадзор. Самый мерзкий случай произошел на Украине: жительница города Николаева и ее дочь сняли видео с червивыми сосисками «Детские» — опарыши просматривались даже сквозь упаковку.
В прошлом году в Омске сосиски «Венские» оказались точь-в-точь как вафельные трубочки из 90-х — в них был воздух. Компания пояснила, что это бракованная партия: «Очень редко случается брак. Фарш подается в цепочку под давлением, и когда формовщица жмет "стоп", туда может попасть воздух. Видимо, она не вовремя нажала, либо оборудование дало сбой».
Но брак это пустяки по сравнению с тем, что может быть, когда сосиски и колбаса произведены с нарушением санитарных норм, условий хранения и транспортировки. В августе 2017 года в сосисках, изготовленных в колонии-поселении в Ленинградской области, нашли вирус африканской чумы свиней. В Омской и Свердловской областях при проверке местных товаров в сосисках выявили кишечную палочку.
Такое случается не только у нас. Расследование, проведенное в Великобритании после 60 необъяснимых случаев заболевания гепатитом Е, вывело на производителей сосисок и ветчины из немецкой и голландской свинины. Голландские вирусологи обнаружили вирус гепатита Е в 80 процентах сосисок, колбас и паштетов, изготовленных из свиной печени. Они полагают, что это следствие недостаточно тщательной стерилизации свиной крови.
Вероятно, самая пугающая находка в сосисках и колбасах — ДНК человека. Организация Clear Food, занимающаяся контролем качества еды, выявила в США следы человеческой ДНК в двух процентах тестируемых образцов сосисок. Речь, конечно, не о человеческих останках — эксперты полагают, что в процессе производства в продукты могли попасть волосы, ногти или капли крови работников мясоперерабатывающих предприятий.