Экономика
10:30, 11 декабря 2017

Нефтяники помогут птицам «ЛУКОЙЛ» организовал экозащитный тренинг по спасению животных в Арктике

Фото: пресс-служба «Лукойл»

В России подводят итоги пятилетнего проекта Минприроды и ПРООН (программа развития ООН) по сохранению биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора. За это время было внедрено несколько пилотных проектов, в том числе в Арктике и на Каспии, принято 11 законодательных актов. А самое главное, в России обратили внимание на необходимость включить в корпоративные стандарты спасение животных при нефтеразливах.
 
За пять лет в проект было вложено около 32 миллионов долларов, при этом только 7,2 миллиона долларов — вклад ГЭФ, остальное — средства компаний, которые на добровольной основе принимали участие в этой работе, в том числе реализуя собственные проекты.
 
По словам менеджера проекта Светланы Шейнфельд, в нем было задействовано более 40 российских компаний. Всего в рамках проекта в России создано пять особо охраняемых территорий общей площадью около 106,3 гектара.

Одним из наиболее активных участников экологической деятельности стала компания «ЛУКОЙЛ». «У нас накоплен большой опыт позитивного сотрудничества с ПРООН: более пяти лет мы работаем над совместными проектами, которые осуществляются на территории России. Мы полностью открыты для любых НКО, которые занимаются вопросами природоохранной деятельности. Вопросы сохранения биобаланса для нас чрезвычайно важны, поскольку все компании мира, и прежде всего — нефтяные, стараются больше внимания уделять именно экологии и заботиться о том, чтобы их деятельность не наносила серьезного ущерба природе. Такую работу "ЛУКОЙЛ" ведет давно: компания старается ее совершенствовать, и нам очень важно знать мнение профессиональных экологов», — подчеркнул начальник Департамента общественных связей ПАО «ЛУКОЙЛ» Глеб Овсянников.
 
Одной из зон особого внимания организаторов проекта стала Арктика. Морские проекты на сегодняшний день наиболее уязвимы: для их реализации нужны сложные технологические решения, в том числе для организации экомониторинга, считает начальник Департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ «ЛУКОЙЛа» Игорь Заикин.

По его словам, компания участвовала в трех пилотных проектах в Арктике, а также на Каспии. В минувшем году «ЛУКОЙЛ» поддержал экспедицию по изучению атлантического моржа в Баренцевом море, а в этом году в рамках проекта при участии фонда «SeаAlarm» организовал для своих сотрудников практический тренинг по защите и спасению птиц при разливах нефти. Мероприятие состоялось на базе Варандейского терминала — первого в России арктического морского ледостойкого отгрузочного причала; обучение проходило в Нарьян-Маре.
 
В Арктике спасение диких животных не входило в корпоративные стандарты по ликвидации аварийных разливов нефти. У НПО, бизнеса и власти в таких случаях были разные интересы, однако работа по их сближению уже начата. Представленный опыт можно распространить и на другие компании в Арктике — для создания единых региональных центров по защите дикой природы, отмечают эксперты ПРООН.
 
При этом в законодательной базе по охране окружающей среды сегодня много пробелов, признает депутат Государственной Думы, член Комитета по экологии и охране окружающей среды Александр Василенко.

«Нет законодательной базы, зато есть множество штрафов, которые выписываются на основании рамочных актов», — отметил Глеб Овсянников.

Высокую оценку проекту дал член Совета Федерации Геннадий Орденов, подчеркнув необходимость закрепления подобного опыта в законодательстве РФ.
 
Отсутствие инструментов и практических рекомендаций по внедрению законодательства в отношении сохранения биоразнообразия — одна из сложностей, с которой ПРООН и Минприроды столкнулись при реализации проекта. Первыми шагами в решении этой проблемы стали 11 законодательных актов и национальных стандартов в этой области, принятые за последние пять лет. Сами компании ТЭК приняли 15 корпоративных стандартов и программ мониторинга по сохранению биоразнообразия. Всего было заключено шесть долгосрочных соглашений о сотрудничестве в этом направлении между бизнесом, правительством и экологами.
 
Кроме того, только во время осуществления проекта — в 2013 году — в России началась работа по оценке общего экологического ущерба. Прежде такой статистики не существовало, подсчетами никто не занимался.

Светлана Шейнфельд обращает внимание на то, что накопленный при реализации проекта опыт показал: не стоит навязывать свод каких-то правил заинтересованным сторонам, более продуктивный путь — включение основных задач в уже существующие программы и документооборот бизнеса, правительств и экологов. Эффективнее расширять и совершенствовать уже имеющуюся законодательную базу, подводя ее под современные реалии, чем создавать и внедрять новые законы.
 
Представители «ЛУКОЙЛа» подчеркивают, что намерены продолжать активно развивать экологические проекты, заниматься рекультивацией земель, восстановлением и сохранением биоразнообразия.

«Самое главное — сформировать общественный запрос на включение вопросов сохранения биоразнообразия в алгоритмы принятия решений на правительственном уровне и на уровне частного сектора», — заключила Светлана Шейнфельд.

< Назад в рубрику