Спорт
00:01, 22 декабря 2017

Новый русский Кто сменит Квята в «Формуле-1»

Андрей Стрельцов (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Andrej Isakovic / AP

Россиянин Сергей Сироткин уже почти стал пилотом Williams. По крайней мере, портал F1News уверяет, что гонщик подписал контракт с командой «Формулы 1», о чем осталось лишь объявить официально. Его соперником за место на трассе был опытный поляк Роберт Кубица, который предлагал свою кандидатуру и еще семь миллионов долларов сверху, и соотечественник Даниил Квят, изгнанный из Toro Rosso и Red Bull по итогам минувшего сезона. «Лента.ру» — о третьем российском пилоте в истории главного чемпионата в мире автоспорта.

Одной левой

В «Формуле-1» на грядущий сезон осталось единственное вакантное место. Все команды уже определились с составами на чемпионат, стартующий 25 марта 2018 года. Все, кроме Williams. За «конюшню» в 2017-м гоняли юный канадец Лэнс Стролл и многоопытный бразилец Филипе Масса, на двоих они собрали ровно один подиум, не войдя в десятку в личном зачете.

Еще в конце прошлого сезона Масса потребовал от руководства Williams как можно скорее определиться с составом на предстоящий чемпионат. Бразилец сам претендовал на место, однако был столь настойчив, что в итоге лишился контракта. Позиция боевого пилота в Williams стала свободной, и основным претендентом на нее считался Роберт Кубица.

Кубица — большой гонщик, в прошлом побеждавший в Гран-при и ходивший в фаворитах чемпионата. Он уникален, поскольку с 2011 года водит практически одной рукой: после страшной аварии и нескольких сложных операций полностью восстановить его правую руку врачам не удалось — кисть осталась малоподвижной из-за повреждения локтевого нерва. С того времени Роберт участвовал в турнирах попроще, чем «Формула-1».

Возвращение, казавшееся невозможным, было бы красивой историей. На ноябрьских тестах в Абу-Даби Кубица наконец получил шанс и смотрелся довольно неплохо, но боссов Williams все же не убедил: по информации нескольких СМИ, они уже исключили поляка из числа претендентов на вакантную позицию. И теперь готовы сделать ставку на 22-летнего Сергея Сироткина.

Сесть за руль болида Williams на Гран-при Кубице не помог даже его менеджер Нико Росберг, чемпион «Формулы 1» 2016 года. Росберг предлагал британской «конюшне» семь миллионов долларов, когда фаворитом на позицию в команде уже считался Сироткин.

У россиянина за спиной — программа поддержки пилотов SMP Racing и 15 миллионов долларов от спонсоров. «Команда выбрала финансовый путь комплектования состава, и Кубицы это тоже касается. Так что для меня это неудивительно. Но я не знаю, что случится дальше, в данный момент я не слежу за командой», — уверял на днях Масса. Да, у Сироткина действительно есть деньги. Но он не чужой человек в автогонках вообще и в «Формуле 1» в частности.

Пацан к успеху шел

Почти весь прошедший сезон Сергей провел в статусе резервного пилота другой команды — Renault. За его плечами несколько практик на этапах чемпионата, однако в конце сезона, когда встал вопрос о формировании состава, кандидатура Сироткина в качестве боевого пилота не рассматривалась. Оставаться резервистом еще на год Сергей мог только при одном условии: в 2019-м ему предоставят место в основе.

«Если честно, это не план B или план C — даже не знаю, какую букву выбрать! В общем, не основной. Повторюсь, быть резервным пилотом еще год имеет смысл, только если имеется контракт на роль боевого гонщика. За этот сезон я, наверное, чаще ночевал в самолете, чем дома. И если ты не выступаешь — то не получаешь удовольствия, год получается трудным и непонятным. Я бы очень не хотел повторить такое», — рассказывал Сироткин «Чемпионат.com».

Позиция пилота вполне объяснима. В 2013-м он занимал аналогичную позицию в другой команде «Формулы-1» Sauber — тогда в «конюшне» обосновались российские инвесторы, и приход отечественного пилота был отличным маркетинговым и имиджевым ходом. Более того, Сергея должны были подготовить к дебюту на трассе главного чемпионата. И это в 18 лет!

Став частью сделки, Сироткин обрек себя на бесконечные косые взгляды и разговоры о профпригодности. Особого шарма ситуации добавлял тот факт, что одним из инвесторов стал Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), генеральным директором которого был Олег Сироткин — отец Сергея. «За этим соглашением стоит нечто большее. Это очень большой проект, для участия в котором вполне мог быть выбран другой гонщик. Меня выбрали благодаря результатам. Нельзя считать, что место в Sauber просто купил мой отец. Я хочу, чтобы люди уважали мои достижения», — парировал Сироткин-младший.

Взобравшись на вершину радуги, молодой российский пилот медленно покатился с нее. В июле он приезжал в лагерь Sauber будущим боевым пилотом, в октябре руководство швейцарской «конюшни» заговорило о какой-то перспективе, а в декабре команда назвала имена двух основных гонщиков. Сироткина среди них не оказалось — обещанное ему место за рулем в итоге заняли мексиканец Эстебан Гутьеррез и швейцарец Адриан Сутиль. Больше о них вспомнить, пожалуй, нечего.

Не пройдя в «Формулу-1», Сироткин нашел себя в гонках классом ниже —
провел два сезона в «Формуле-2» и дважды становился бронзовым призером чемпионата. Там его и заметили представители Renault.

При чем тут Квят

В течение нескольких лет Даниил Квят был единственным российским гонщиком в «Формуле-1». До этого сезона. Пережив ссылку в Toro Rosso, россиянин от гонки к гонке сдавал позиции, таранил соперников и в итоге лишился места даже в дочерней команде Red Bull. Понятно, что и сама «энергетическая» «конюшня» от сотрудничества с Квятом отказалась.

Свободный пилот с подпорченной репутацией, но с большим опытом в «Формуле-1» — Квят после разрыва с Red Bull оказался интересен двум коллективам: Force India и Williams. Он претендовал на то же место, на которое метил Сироткин. И второй, похоже, победил, хотя опыта у него в разы меньше. Даниил до провального 2016-го успел дважды побывать на пьедестале, пока Сергей пылил в «Формуле-2». В чем в таком случае преимущество Сироткина? Он моложе, быстрее и стабильнее. Третьего качества очень недоставало Квяту во время его выступлений в «Формуле-1».

Williams объявит имя нового пилота в январе. Вероятность того, что он будет русским, крайне велика, ведь в случае непредвиденного срыва с Сироткиным руководство Williams обратится именно к Квяту. Но Сергей вряд ли откажется от такого шанса: слишком уж долго он его ждал. Не в пользу Даниила говорит и отсутствие у него серьезных спонсоров. Британской «конюшне» нужны деньги, а у Сироткина их больше.

Его пара со Строллом будет поразительной: одному 19, второму 22. Такого молодого тандема сейчас нет ни у одной команды чемпионата. Канадец, к слову, дебютировал в «Формуле-1» лишь в прошлом сезоне: богатый отец воплотил собственную мечту и сделал сына пилотом. И для него россиянин, не имеющий опыта в соревнованиях такого уровня, должен стать кем-то вроде дядьки. Получится ли?

< Назад в рубрику