По версии американского словаря Merriam-Webster, словом 2017 года объявили «феминизм». С этим понятием весьма тесно связано явление «бодипозитива» — любви и принятия своего тела. Как популярность того и другого изменила стандарты женской красоты в 2017 году, попыталась разобраться «Лента.ру».
Осуждаемый всеми кому не лень бодипозитив зародился не в Facebook и даже не на Tumblr, а еще в 1967 году. Тогда в Нью-Йорке состоялся митинг против дискриминации людей с лишним весом. 500 митингующих, большей частью женщины, выступали за более адекватное представление полных людей в медиа и мире моды, а также выкрикивали лозунги против демонизации ожирения, на которой, по их мнению, наживаются фармацевты и производители всевозможных товаров для похудения. Демонстранты ели, размахивали фотографиями Софи Лорен, которая, по их мнению, не прославилась бы, будучи полной, и жгли книжки про диеты.
В 2017 году бодипозитив включает в себя не только борьбу за права полных людей. Это и борьба за принятие в обществе инвалидов и людей, страдающих психическими заболеваниями, и выступления против дискриминации по возрасту, и даже манифесты против запрета абортов. Основная идея бодипозитива — любое тело прекрасно, и его владелица (или владелец) имеют право распоряжаться им так, как считают нужным. Откуда же тогда взялись странные бьюти-тренды вроде волнистых бровей и волосатых подмышек?
Активистки объясняют, что все дело в объективации и нереалистичных стандартах красоты, навязываемых медиа. А небритые подмышки — способ показать, что их владелице плевать, что подумают о ней те, кто оценивает ее исключительно как сексуальный объект (или объективируют). Это, пожалуй, главная причина появления «странных» модных трендов: после гламурных нулевых с силиконовыми губами и грудью маятник качнулся в сторону яркости, естественности и даже аляповатости.
Одним из первых безумных трендов 2017 года стали мохнатые губы, по мнению модных обозревателей, идеально дополняющие зимний образ. Одной из первых снимком «бархатных» губ поделилась визажистка Грета Агацци в своем Instagram. Она назвала свое изобретение «теплым свитером для ваших губ… и для всех тех, кого вы ими целуете». Для того чтобы сделать такие губы, надо сначала обильно накрасить их помадой, а затем посыпать флоком того же цвета — пудрой из мелких текстильных волокон. Правда, есть с таким макияжем непросто.
Но кому-то мохнатые губы показались слишком скучными, поэтому в середине осени им на смену пришла новая тенденция: превращать губы в гигантский глаз, используя помаду, тени для глаз и накладные ресницы. Девушки самозабвенно начали открывать третье (а кто-то даже четвертое) око, вдохновившись видео популярной визажистки Дженны Марблс. Пик моды на губы-глаз пришелся на Хэллоуин, что неудивительно, учитывая, что выглядит макияж довольно жутко.
Весной зародился один из самых ярких пляжных трендов года, который, однако, не взлетел из-за его непрактичности: визажистка Миа Кеннингтон из Лондона покрыла ягодицы моделей цветными блестками и поделилась результатом в Instagram. Миа рассказала, что ее вдохновил на это песок, который, подобно глиттеру, прилипает к телу на пляже. Чтобы нанести блестки, надо намазать ягодицы гелем для волос, посыпать блестками, а затем закрепить их лаком для волос. Что делать, чтобы блестки не попали в трусы и не смешались с песком, визажистка не призналась. В итоге фотографии блестящих поп остались по большей части в ее Instagram, хотя отдельные поклонницы тренда выкладывали снимки даже в ноябре.
Одним из главных трендов 2017 года стали разнообразные манипуляции с бровями. Погоня за идеальной формой надоела бьюти-блогершам, поэтому они решили сделать их максимально необычными. В апреле финская визажистка Стелла Сиронен превратила свои брови в перья. Девушка уложила их с помощью вазелина и попросила оценить получившийся образ своих подписчиц в Instagram. Несмотря на критику, многие девушки решились повторить эксперимент Сиронен, и теперь под хэштегом featherbrows (брови-перья) доступно более ста тысяч постов. Впрочем, на большинстве фотографий изображены обычные брови: шумихой вокруг тренда воспользовались салоны красоты.
В начале осени на смену им пришли брови-волны. При этом многие девушки не просто рисовали волнистую линию, а укладывали таким образом сами брови. Одной из основательниц тренда была бьюти-блогер Promise Tamang, увидевшая рисунок девушки с волнистыми бровями и решившая воплотить его в реальной жизни. Для создания образа она взяла клей ПВА (чтобы уложить волоски), консилер (чтобы закрасить оставшиеся волосы) и пудру (чтобы полностью скрыть очертания натуральной брови). Подражательницы зашли еще дальше: рисовали вокруг глаз пену, а то и красили все лицо в голубой.
Но в октябре появилось то, по сравнению с чем брови всех форм и расцветок показались милой шалостью. Китаянка под ником gret_chen_chen выложила снимок с накладными ресницами в носу. Фотография из блога с 1320 подписчиками, в котором девушка демонстрировала и куда более странные эксперименты с внешностью (например, носила весьма натуралистичные усы с бородкой), разошлась по западным СМИ. Возможно, дело в том, что идею подхватила модель из Канады Тейлор Ричард: она сняла целое обучающее видео о том, как сделать ноздри мохнатыми, и спросила у своих подписчиков в Twitter, как им новый тренд. Ценителей растительности в носу оказалось не слишком много. Казалось бы, к концу года все должны были забыть мохнатые ноздри как страшный сон, но Ричард решила напомнить о них, вставив в нос зеленые накладные ресницы — подобие еловой хвои. Под стать ноздрям она украсила брови и губы, создав незабываемый и воистину невообразимый рождественский образ.
2017 год в Instagram стал периодом славы визажисток, многие из которых не просто придумывали новые необычные бьюти-тренды, но и превращали свое лицо и тело в настоящие оптические иллюзии. Верона Колики, живущая в Лондоне, ведет целый аккаунт, посвященный макияжу, и помимо идеальных стрелок выкладывает фотографии своего «разрезанного» с помощью косметики лица. Однако ей все еще далеко до признанной мастерицы грима и пугающего мейкапа Мими Чой. Эта девушка способна превратить свое лицо во что угодно — даже в аппетитные роллы с лососем.
Однако нестандартные тренды появляются не только в интернете: крупнейшие марки начинают использовать в своей рекламе самых разных девушек.
Больше всего скандалов, пожалуй, вызвала реклама кроссовок Adidas с шведской моделью Арвидой Бистрем. Хрупкая блондинка разозлила пользователей сети волосатыми ногами, а когда они заглянули в ее Instagram и выяснили, что девушка не бреет и другие части тела и гордо демонстрирует свой целлюлит и прыщи, началась настоящая травля. Поддержка пришла к Арвиде с неожиданной стороны: за нее вступился порносайт xHamster в Twitter и предложил выкладывать свои фотографии на их ресурсе, так как они ценят любую женскую красоту.
В ногу с трендом на бодипозитив и феминизм пытался идти и журнал Vogue — известный законодатель мод. Однако не все эксперименты ему удавались.
В марте на обложке журнала появилось семь супермоделей, среди которых была и Эшли Грэм — модель плюс-сайз. Ее талию прикрывает рука другой девушки, а сама Грэм, в отличие от остальных, опустила свою руку на колено, а не обняла соседку. В социальных сетях журнал раскритиковали и обвинили в том, что они скрывают пышную талию модели. Но Грэм опровергла обвинения и заявила, что выбрала позу для съемки сама, и никто ей не велел стеснительно прикрываться.
В августе на обложке издания появилась супермодель Джиджи Хадид со своим парнем Зейном Маликом — музыкантом из One Direction. Пара выглядела вполне обычно для героев Vogue, выделяясь разве что экстравагантными нарядами. Журнал позиционировал их как первых гендерфлюидов, появившихся на обложке. Гендерная подвижность — это свойство человека ощущать себя то мужчиной, то женщиной, однако Vogue свел это понятие к тому, что пара просто иногда меняется одеждой. Социальные сети вновь выступили против, заметив, что издание безответственно подошло к освещению темы. Впрочем, кого-то обложка все же порадовала, но по другим причинам: на ней едва ли не впервые был мужчина-мусульманин.
Единственная новаторская инициатива Vogue, тепло принятая интернетом, — октябрьский выпуск Vogue Italia, посвященный женщинам старше шестидесяти. Обложку номера с подзаголовком «вне времени» украсила 73-летняя актриса Лорен Хаттон. Необычный выбор главный редактор издания Эмануэль Фарнети объяснил тем, что моде давно уже пора раздвинуть привычные рамки и принять самых разных моделей: «Мы думаем, что дело во всеобщем разнообразии. Оно связано с полом, национальностью, религией и возрастом — никто не должен чувствовать себя исключенным из общества». Его слова доказывает общий тренд на разнообразие моделей самого разного возраста: например, лицо бренда Marks & Spencer 62-летняя Ясмина Росси начала строить свою карьеру уже после сорока, и к тому же успела родить нескольких детей.
В общем, главное в женщине 2017 года — не столько натуральная красота, сколько смелость и готовность быть нелепой, непонятой и даже немного смешной. Тогда есть шанс прославиться в сети, а оттуда и до модельных агентств рукой подать.