В начале января пользователи YouTube раскритиковали популярного американского блогера-миллионера Логана Пола, опубликовавшего ролик из путешествия по Японии, в котором он поглумился над телом совершившего суицид человека. В итоге администрации видеохостинга пришлось заморозить множество проектов с участием Пола и отстранить его от контрактов с крупными рекламодателями. «Лента.ру» выяснила, почему посетители YouTube массово возненавидели интернет-звезду и как Полу удалось извлечь выгоду из конфликтной ситуации.
31 декабря 2017 года на YouTube-канале Пола (более 15,7 миллиона подписчиков) появился ролик с многообещающим названием «Мы нашли мертвеца в японском "лесу самоубийц"», в котором блогер в компании своих друзей отправляется в лес Аокигахара, что находится у подножья горы Фудзи. «Это не кликбейт. Это самый реалистичный влог, который я когда-либо выкладывал», — отмечает Пол в самом начале видео.
В начале нулевых в лесу Аокигахара было зафиксировано более ста случаев суицида в год. Чуть позже для множества японцев лес стал «популярным» местом для сведения счетов с жизнью и получил вполне заслуженное название «лес самоубийц». Вероятно, Пол и его компания захотели сыграть на этом и якобы наткнулись на труп.
Зрителей больше всего смутила реакция блогера и его друзей, которые мало того, что не обратились в полицию, но даже не постарались скрыть смех, подобрались к трупу вплотную и сняли все в мельчайших подробностях. «Никогда не стоял рядом с мертвецом. Это должно быть шутка. Это не может быть настолько реально», — давясь смехом, произносит Пол прямо в объектив камеры.
Однако вопросы у зрителей вызвало не столько неуместное поведение блогера, сколько сам факт публикации ролика, который за сутки умудрился набрать шесть миллионов просмотров и оказаться на десятом месте в трендах американского YouTube. В тот же день в социальных сетях появились десятки тысяч комментариев с требованием удалить оскорбительное видео и заблокировать канал Пола — по мнению пользователей, блогер «грязным способом» попытался добыть себе как можно больше славы.
После шквала критики Пол все же удалил ролик и в спешке записал на камеру извинения, приправив ситуацию парочкой оправдательных постов. По словам Пола, влог с мертвецом был опубликован совсем не ради просмотров, а для привлечения внимания к проблеме суицида. «Я не ожидаю вашего прощения, я просто хочу извиниться», — заявил он на видео, которое набрало более миллиона дизлайков и тысячи негативных отзывов.
Судя по всему, слова Пола убедили далеко не всех. Поведение блогера особенно не понравилось его коллегам по цеху. О ролике «Мы нашли мертвеца в японском "лесу самоубийц"» высказалось множество знаменитостей, среди которых оказались Филипп де Франко (5,9 миллиона подписчиков), а также ютубер Феликс PewDiePie Чельберг (59 миллионов подписчиков).
По словам Чальберга, его совершенно не удивили ни само видео, ни поведение Пола. «Я всегда считал Логана гребанным социопатом. Я твердил это годами! Он всегда был засранцем. Так что меня не особо поразил тот факт, что, когда Логан нашел мертвеца, то повел себя как самый настоящий засранец», — признался он.
Блогер также добавил, что ролик — просто еще одна попытка набрать как можно больше подписчиков и привлечь новую аудиторию. Среди его аргументов оказались кликбейтное название, заставка с заблюренным трупом, печальная фоновая музыка и добавленные для пущего драматизма звуковые эффекты. «Он что, только что сказал "Бери камеру и погнали"? Вот это приоритеты», — посмеялся PewDiePie.
Франко заметил, что до того, как ролик с трупом был удален с YouTube, он собрал более 600 тысяч лайков. «Да его аудитории тупо наплевать. Пока администрация YouTube не предпримет каких-либо действий, ему тоже будет наплевать», — заявил он.
После высказываний известных людей пользователи видеохостинга принялись возмущаться и критиковать YouTube за бездействие. Они заявили, что Пол не только снимает и выкладывает трупы самоубийц, но и, очевидно, не имеет ни малейшего уважения к культуре Японии, ее законам и гражданам. «Оказывается, поездка Логана в Японию была проблематичной по многим причинам», — отметили они, опубликовав в Twitter ролик с многочисленными хулиганскими выходками блогера во время поездки.
Тем не менее, ответ пришел только спустя девять дней: представители видеохостинга ограничились кратким обращением. «Мы расстроены тем, что это видео было загружено на нашей платформе. Самоубийство — это не шутка, за счет которой можно набирать просмотры. Пол нарушил правила нашего сообщества, и мы будем действовать соответственно», — заявили они, не предприняв никаких конкретных действий.
Ситуация разъярила зрителей еще больше: под волну критики попали уже бездействие платформы и «бессмысленные извинения». «Если бы это был канал другого человека, вы бы потерли его миллион лет назад», — возмутились они.
Оказавшись в несколько неловком положении, администрация YouTube была вынуждена ограничить сотрудничество с Полом. Видеохостинг исключил его канал из программы Google Preferred, тем самым лишив блогера контрактов с крупнейшими рекламодателями, и заморозил его проекты для сервиса YouTube Red (платный аналог YouTube, где пользователи покупают подписку для просмотра эксклюзивного контента от блогеров — прим. «Ленты.ру») .
Пола отстранили от съемок в четвертом сезоне комедийного шоу Foursome. Также был отложен сиквел фильма «Отсев», где блогер исполняет главную роль, — судя по всему, место интернет-звезды займет другой актер.
Но при этом канал Пола не удалили, не заблокировали, не лишили возможности размещения контекстной рекламы и даже монетизации. Аккаунт блогера получил всего лишь один страйк — своеобразное предупреждение о нарушении правил сообщества YouTube. Если Полу в течение трех месяцев посчастливится заполучить еще два страйка, администрация видеохостинга все-таки закроет его канал.
Как утверждается в материале The Telegraph, снятые в Японии ролики в совокупности собрали более 24 миллионов просмотров и принесли Полу около 90 тысяч долларов только с коммерческих просмотров. Конечно же, тут учитываются и шесть миллионов просмотров ролика про самоубийцу. Отмечается, что около половины этих денег по договору принадлежит YouTube, что, в принципе, объясняет их нежелание блокировать канал блогера.
***
Несмотря на всеобщую ненависть и подписанную полумиллионом человек петицию с требованием удалить канал Пола c YouTube, он, по сути, оказался в только выигрыше после публикации видео «Мы нашли мертвеца в японском "лесу самоубийц"». Блогер прославился на весь мир и превратился в живой мем — любители фотошопа массово расклеивают его лицо на картинки с изображением самоубийств. Ему также удалось заработать несколько десятков тысяч долларов и увеличить свою аудиторию на 400 тысяч человек.