Мир
00:01, 18 января 2018

Израиль? Нет, спасибо Ненависть к евреям объединила черных, геев, мусульман и любителей свастики

Степан Костецкий (Редактор отдела «Мир»)
Фото: Abid Katib / Getty Images

«Великая Палестина от реки до моря!», «Долой еврейских оккупантов!», «Место еврейского государства — в море!» — подобные лозунги уже давно встречаются не только на демонстрациях палестинцев или радикальных мусульман в странах Ближнего Востока. Такие кричалки можно услышать на шествиях в Европе и Америке, за тысячи километров от Земли обетованной. На Западе уже сложилось целое движение BDS (Бойкот, изоляция и санкции), призванное нанести максимальный урон Израилю, а американские чернокожие, бунтуя против расизма в США, поднимают на щит палестинское знамя. «Лента.ру» разбиралась, как ненависть к евреям объединила черных, геев и мусульман, и почему на Западе стало модно любить Палестину.

Противостояние евреев и арабов имеет глубокие корни: евреи начали переселяться в Палестину еще во второй половине позапрошлого века, спасаясь от антисемитизма европейцев. В первые десятилетия XX века поток мигрантов ожидаемо усилился: на историческую родину легально и нелегально прибывали десятки тысяч евреев. Бежали они и от поднимавшего голову немецкого нацизма.

Сбежав из зарождавшегося Третьего рейха, они оказались в не самом лучшем положении: арабское население было отнюдь не в восторге от наплыва евреев, массово скупавших землю.

Независимое государство Израиль было провозглашено в 1948 году, и с самого дня основания оно вело тяжелую, но победоносную войну с арабами — как с внешними врагами из Лиги арабских государств, так и внутри своей территории. Жертвы с арабской стороны — военные и гражданские — во много раз превышают количество погибших израильтян, сотни тысяч арабов стали беженцами (одновременно с этим эквивалентное количество евреев переселилось подальше от погромов из соседних арабских государств).

С тех пор территория Израиля значительно увеличилась. В 1967 году израильские войска в ходе Шестидневной войны заняли Восточный Иерусалим и объявили город своей столицей. Этого, как и других завоеваний еврейского государства, не признала ООН, но на стороне евреев всякий раз выступали Соединенные Штаты. Именно благодаря поддержке сверхмогущественного союзника Израиль до сих пор существует именно в таких условиях.

Противостояние Израилю — одна из приоритетных целей Лиги арабских государств. Спустя всего два года после ее основания арабские страны, плотным кольцом окружившие Эрец-Исраэль («Земля обетованная» – так этот регион называют иудеи), совместно вступили с евреями в войну, которую те позже назвали «Войной за независимость» (1947-1949). Среди арабов эта война называется просто «Накба» — катастрофа.

С тех пор государства-члены ЛАГ не раз ссорились между собой, но вражда с Израилем оставалась для них важной скрепой. Египет был исключен из объединения на 10 лет и подвергнут санкциям — его лидеры в 1979 году пошли на сепаратный мир с еврейским государством. В обмен египтяне получили от Израиля Синайский полуостров.

Только в 2002 году ЛАГ пошла на уступки и выдвинула так называемую «саудовскую инициативу», в которой предложила Израилю мир и официальное признание в обмен на сдачу территорий Палестины. Инициатива вызвала ажиотаж в арабском мире, но никакой официальной реакции Израиля с тех пор так и не последовало.

Война навсегда

За все это время напряжение в регионе спадало очень редко. Целый спектр организаций, в разной степени признанных террористическими, продолжал заниматься «национально-освободительной борьбой». Одни только боевики ХАМАС провели более тысячи терактов и выпустили по территории Израиля десятки тысяч ракет (большую часть которых перехватила система ПВО «Железный купол»).

Конечно, и ХАМАС, и его союзники не видят ничего предосудительного в использовании террористов-смертников. Людей на роль «живой бомбы» часто подбирают и готовят еще в раннем возрасте. Известны десятки случаев, когда шахидами становились подростки — особенно часто это происходило во время Второй интифады (2000-2005 годы).

Граждане Израиля не остаются в долгу: например, операцию «Литой свинец» (2008-2009), ответ евреев на обстрелы со стороны палестинцев, в арабских странах называют не иначе как «бойня в Газе». В ее ходе погибли тысячи жителей сектора, сколько из них было связано с террористами — до конца не выяснено.

Международные наблюдатели обвиняют обе стороны конфликта в военных преступлениях: Израиль применял белый фосфор, не пытался сократить жертвы среди гражданского населения и разрушил многие школы, больницы и жилые дома, а ХАМАС и его союзники, по данным ООН, активно использовали палестинское население в качестве «живых щитов», провоцируя противника на убийство мирных граждан.

Апартеид ли?

Отдельный аспект проблемы — политика Израиля в отношении палестинского населения. Палестинцы юридически не являются гражданами и не обладают, к примеру, правом голоса и свободой передвижения. Регионы, где они живут, строго отделены друг от друга: все сообщение между сектором Газа, западным берегом Иордана и остальными частями автономии сильно затруднено израильскими законами.

То же самое можно сказать и про жизнь палестинцев в целом: бедственное положение их экономики — следствие того, что она не только не интегрирована в израильскую, но и жестко ограничена еврейским государством.

До начала 90-х годов почти половина работоспособных палестинцев работала в Израиле в качестве гастарбайтеров, но с тех пор возможности для выезда за границы автономии были существенно урезаны.

Чтобы перейти границу (в месте, где нет охраняемого забора или стены), нужно пройти сложнейшие процедуры получения выездной визы. За попытку незаконно пересечь границу можно получить пулю — так в 2014 году погиб 14-летний палестинец.

Арабское население не просто заперто: можно сказать, что его вытесняют. Строгие законы позволяют периодически объявлять дома на оккупированных территориях нелегальными и сносить их. Евреи продолжают выкупать и другими способами изымать землю, строить дороги между новыми поселениями и запрещать палестинцам пользоваться этими дорогами.

Дискуссия по поводу того, насколько такое общественное устройство напоминает апартеид в ЮАР, не затихает многие годы, однако все ограничительные меры показали себя эффективными в борьбе с террористической угрозой.

Вместе против евреев

Было бы в высшей степени странно, если бы борьбу против Израиля не поддержал весь исламский мир. Дело не только в том, что в зонах оккупации страдают их братья по вере, но и в том, что в Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, третья по значимости святыня в исламе. После заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, в мусульманских государствах прошла мощная волна протестов. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган даже предложил объявить Иерусалим столицей Палестины.

За пределами ближневосточного региона у еврейского государства также хватает противников. Не так давно выяснилось, что достаточно популярное мирное антисионистское движение BDS связано с ХАМАС не только риторикой, не принимающей существование Израиля, но и пересекающимися финансовыми потоками: спонсорами BDS оказались, в числе прочих, те же люди, что жертвовали деньги на организации, связанные с терроризмом.

После того как этот факт стал достоянием общественности, активистам BDS запретили въезд в Израиль. 24 из 50 штатов США тоже закрыли въезд для членов организации.

Также против Израиля выступает группа, внешне, казалось бы, совсем не похожая на обычных его противников: ультраортодоксальные иудеи, в пейсах и традиционной одежде, часто присоединяются к демонстрациям палестинцев в западных странах. Приверженцы этого ответвления иудаизма полагают, что создание государства на Святой Земле — ошибка, и что этого не стоило делать, пока евреи не дождались прихода своего Мессии, потомка царя Давида, которому суждено принести мир и единение на Землю.

Кроме того, определенная часть евреев за рубежом и в Израиле считает, что чрезмерно жесткая политика государства исказила изначальные идеи сионизма, и что противники Израиля во многом правы. Существует целый ряд еврейских организаций, активно ведущих пропаганду в антиизраильском направлении.

Пожалуй, наиболее экзотические сторонники Палестины —представители ЛГБТ-сообщества. С «Чикагского марша лесбиянок» в прошлом году прогнали участниц с израильской символикой — и это не первый случай, когда звезда Давида вызывает неприятие на гей-параде. При этом палестинские флаги развеваются на таких мероприятиях довольно часто — при случае активисты даже не стесняются скандировать лозунги о «Палестине от реки до моря».

Такое отношение — не специфика сексуальных меньшинств. Несмотря на то что израильское общество можно по праву считать наиболее толерантным во всем регионе, западные левые (а подавляющее большинство ЛГБТ-активистов относятся к прогрессивным левым), как правило, выступают резко против Израиля. Здесь еврейское государство совершает маленькое «идеологическое чудо»: антифашисты, черные расисты из американского движения «Жизни черных важны» и ненавидимые ими радикальные альт-райты, ку-клукс-клановцы и неонацисты вдруг оказываются в чем-то согласны!

В феврале 2017 года режиссер Ами Горовиц провел интересный эксперимент: в кампусе университета Беркли он сначала размахивал флагом террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), а затем — флагом Израиля. В первом случае у него не возникает никаких проблем, а во втором — на него обрушивается шквал оскорблений.

Впрочем, многие пользователи соцсети справедливо возмутились. «Если бы эти ребята были на территории ИГ, им бы по-любому отрезали головы, а в Израиле им бы дали скидку на экскурсию в пустыне Негев... Что за фигня творится с этими детьми?» — написал пользователь PandasHateGrizzlies.

Причина безумия

Методы борьбы у противников Израиля все это время остаются похожими друг на друга. Печально известное движение ХАМАС, конечно, выделилось фанатизмом и масштабом жестокости на фоне своих предшественников. Но и до того, как исламисты стали популярны у местного населения, здесь было кому воевать с израильтянами.

Хотя сейчас Организация освобождения Палестины (ООП) официально не считается террористической, вплоть до конца Первой интифады эти же люди под этими же флагами занимались самым настоящим терроризмом. Однако те боевики все же отличались от нынешних: знамена ФАТХ, НФОП, ДФОП и других военизированных групп в составе ООП обязательно хотя бы частично окрашены в красный.

Те, кто во имя независимости Палестины похищали пассажирские самолеты, взрывали себя в толпе и расстреливали мирное население, в то время, как правило, были социалистами. Группировки раскалывались и объединялись из-за тонкостей ультралевой идеологии: марксизм-ленинизм, маоизм, членство в Социалистическом интернационале — все это давало им право не только на союз с европейскими левыми террористами (совместные теракты с немецкой «Фракцией Красной Армии»), но и на финансирование от Советского Союза. В то время СССР поддерживал социалистические движения во всем мире, поэтому боевики ФАТХ даже проходили обучение в специальном лагере в Крыму.

Одновременно с тем, как ослабел и распадался соцлагерь, в Палестину вернулись добровольцы из Афганистана — там они приобрели совсем другие взгляды. Национально-освободительная борьба органично сплелась с радикальным исламом. ХАМАС стал получать все большее влияние в регионе, особенно в секторе Газа, — дошло до вооруженной борьбы и прямого конфликта с ФАТХ, которая к тому времени отказалась от уничтожения Израиля. На данный момент светские социал-демократы из Организации освобождения все же сосуществуют с исламистским ХАМАС, цель которого, по-прежнему, «свободная Палестина от реки до моря».

Как объясняет немецкий социолог Петер Ульрих, западные левые оказываются в одном «пропалестинском лагере» с антисемитами буквально за счет инерции.

Вплоть до конца 80-х годов палестинское общество считалось одним из самых прогрессивных и открытых на всем Ближнем Востоке. Против Израиля там, как мы уже упоминали, действовали силы, активно сотрудничавшие с левыми по всему миру. Затем они растеряли влияние, и им на смену пришли религиозные фундаменталисты, которых, в целом, можно считать ничуть не меньшими «фашистами», чем израильтян. А их западные союзники сохранили и передали потомкам романтику борьбы за свободную Палестину.

Ключевая проблема в том, считает Ульрих, что подавляющее большинство европейских социалистов еще в 70-х смотрело сквозь пальцы на националистические и антисемитские убеждения, характерные даже для самых «левых» палестинцев — ведь для просвещенного западного человека несовместимость таких идей выглядит аксиомой.

Однако такие рамки идентификации, видимо, работают лишь в определенных культурных условиях — а в среде, далекой от западного политического дискурса, люди не видят ничего предосудительного ни в ненависти к евреям, ни в совмещении социализма с национализмом.

Безусловное осуждение нацистского режима, Холокоста и личности фюрера нацистской Германии Адольфа Гитлера для них тоже не всегда очевидно: противники сионизма в мусульманских странах Африки не стесняются использовать символику национал-социалистов. Еще во время первых антиеврейских восстаний в конце 30-х годов палестинцы использовали свастику в пропаганде и отличительных знаках.

Исторические причины, неинформированность, попытка судить о других через призму собственных убеждений — у симпатий западных обывателей к откровенно террористическим методам палестинцев много причин. И пока они не смогут взглянуть на события объективно, оценить проблемы с двух сторон, палестино-израильское урегулирование ближе не станет.

< Назад в рубрику