Спорт
00:01, 24 января 2018

«Это настоящий садизм» Россиян лишают Олимпиады. И дело не в допинге

Ринат Салахетдинов (Руководитель отдела «Спорт»)
Евгений Бакин
Антон Шипулин
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Международный олимпийский комитет (МОК) вновь сократил число отечественных спортсменов, которые смогут выступить на Играх в Пхенчхане. Под удар попали Виктор Ан, Антон Шипулин, Сергей Устюгов и другие лидеры российской сборной. «Лента.ру» — о подробностях сложившейся ситуации.

Мимо цели

«Виктор Ан, Антон Шипулин или Сергей Устюгов не были фигурантами разбирательств в рамках комиссии Дениса Освальда, они также никогда не были замешаны в каких-либо допинговых историях, а все многочисленные сданные ими за карьеру пробы свидетельствуют о том, что они являются чистыми спортсменами», — заявил утром 23 января вице-президент ОКР Станислав Поздняков. Все — чистые, все — титулованные. И все пролетают мимо Пхенчхана.

В течение всего дня один за другим спортсмены из команды «Олимпийских атлетов России» лишались «олимпийского» статуса. Сначала Ан, потом Шипулин и Устюгов, чуть позднее конькобежцы, хоккеисты и фигуристы — МОК выдернул из состава российских сборных практически всех лидеров. Из биатлонной команды, например, в списке приглашенных комитетом значатся лишь три имени: Антон Бабиков, Ульяна Кайшева и Татьяна Акимова. Количество не допущенных фамилий в три раза больше. Да и при всем уважении к Бабикову, Кайшевой и Акимовой, их результаты в нынешнем сезоне далеки от идеальных.

Хоккейная сборная не досчитается пятерых игроков: Антона Белова, Алексея Береглазова, Михаила Науменкова, Валерия Ничушкина и Сергея Плотникова. Федерация хоккея России пообещала бороться за игроков и продолжит общаться с Международной федерацией хоккея на льду (IIHF) и МОК. Кажется, шансы на искупление еще имеются: в заявлении о недопуске российских хоккеистов комитет подчеркнул, что не считает их нарушителями антидопинговых правил. Но тогда по какому принципу МОК вообще решает, кто будет соревноваться на Играх в Пхенчхане?

Почему так происходит?

«Формируя список, наша группа по рассмотрению, которую я возглавляю, хотела, чтобы только чистые российские спортсмены были приглашены на зимние Олимпийские игры. Тщательно изучая все возможные обстоятельства, мы хотели иметь абсолютную уверенность, что ни про кого из тех, кто будет приглашен, нет ни малейших сомнений или подозрений», — заявила «Спорт-Экспрессу» Валери Фурнейрон, которая возглавляет комиссию по допуску российских спортсменов на Олимпиаду-2018.

В таком случае логичным кажется принцип абсолютной чистоты каждого атлета, претендующего на поездку в Южную Корею. Имеешь или имел связи с допингом — наблюдай за успехами и неудачами партнеров из дома. Но этому принципу не соответствует, например, Семен Елистратов — шорт-трекист, в пробе которого в марте 2016 года был найден мельдоний. Спортсмен присутствует в списке кандидатур, одобренных МОК, и готовится к Играм.

«Невключение в список приглашенных не обязательно означает, что спортсмен нарушал антидопинговые правила, не должно автоматически ставить под сомнение их целостность», — говорит Фурнейрон. Тогда, может, черной меткой становится участие в Играх в Сочи-2014?

Опять же, Елистратов катался под российским флагом во время домашней Олимпиады, даже стал чемпионом в эстафете. В личных стартах шансов у него не было: на арене солировал Виктор Ан. Но, тем не менее, он — полноценный участник сочинских Игр. Потенциальный нарушитель антидопинговых правил. Но в Пхенчхан его пускают.

Объяснить поведение комиссии МОК попытались коллеги из «Советского спорта» и французского Le Monde. Первые, со ссылкой на собственные источники, пишут, что россиян не стали включать в список обладателей пригласительных из-за их присутствия в мифической базе Московской антидопинговой лаборатории, которая оказалась в распоряжении WADA в ноябре 2017-го. В ней можно найти все результаты тестирования российских спортсменов в период с января 2012 года по июль 2015 года. Но тогда логично, что в списках фигурируют почти все отечественные атлеты. Опять же — не сходится.

Вторые утверждают, что Шипулин и Ан все же получили обвинения в нарушении антидопинговых правил. Источник, близкий к Макларену, рассказал изданию, что с допинг-пробами спортсменов, взятыми во время Игр-2014 в Сочи, были проведены некие манипуляции.

Другого мнения придерживаются бывшие российские спортсмены. Чемпионка мира в тройном прыжке Иоланда Чен не скрывала негатива к МОК: «Зависть застилает людям глаза и мозги. МОК сделал это в изощренной форме — отстранил по одному человеку из пары в фигурном катании. Мерзкая тенденция убирать не всю пару, а по одному человеку. Они даже в хоккее наших некоторых ребят не допустили, зная, каких трудов стоит собирать пятерки. Они специально выбивают ключевых людей. Это настоящий садизм».

Фигурист Алексей Ягудин, олимпийский чемпион Игр-2002, был еще более резок в формулировках. «Что за *****, реально нет других слов! Это полнейший беспредел уже! А иностранцы еще говорят, что спорт вне политики! МОК, WADA, все, кто принимал и принимает эти решения, — твари и мрази, ломающие жизнь чистым спортсменам», — разразился спортсмен в Instagram. И это еще не самые жесткие его выражения.

Пока МОК не огласил мотивов своего решения, однако Фурнейрон пояснила, что оно вовсе не является окончательным: «Возможно, по прежнему будут проводиться дополнительные расследования и антидопинговые процедуры в отношении ряда спортсменов, которые не были включены в список спортсменов, которые признаны соответствующими для получения приглашения».

Родченков и все-все-все

В то время как российских спортсменов накрыла вторая волна отстранений МОК, жертвы первой, о незавидной участи которых стало известно в ноябре-декабре 2017 года, отправились на слушания в Спортивный арбитражный суд (CAS). В декабре комиссия МОК под руководством Дениса Освальда завершила перепроверку допинг-проб россиян с Игр в Сочи и отработала довольно продуктивно — по итогам следствия 43 отечественных спортсмена были пожизненно отстранены от Олимпийских игр. В их число вошли как завершившие карьеру атлеты, так и те, кто имел все шансы побороться за медали в Пхенчхане.
Первыми в Лозанне рассматривали апелляции отечественных конькобежцев Ивана Скобрева, Ольги Фаткулиной, Артема Кузнецова и Александра Румянцева. Все, кроме Скобрева, приехали в Швейцарию, Иван выступал по видеосвязи.

Впрочем, он был не единственным важным участником процесса, присутствовавшим на слушании удаленно. Куда важнее были показания бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Ставший информатором Всемирного антидопингового агентства (WADA) химик сбежал в США, где попал под программу защиты свидетелей. Цель программы — позволить представить свою точку зрения на суде. Родченков выступил, но почему не прибыл в Лозанну — непонятно. Видимо, не только адвокат, но и американские власти всерьез обеспокоены его безопасностью.

Мало того, что Родченков не прибыл на заседание, — выступая по видеосвязи, он не показывал лица. В кадре были видны только руки информатора WADA. Таким образом, возможности удостовериться, он ли дает показания на другом конце провода, не было. Было ли это сделано из соображений безопасности (хотя все знают, как выглядит Родченков) или каких-то других, не уточнялось. Выступил — и на том спасибо. При этом его «жертвам» не дали пообщаться с ним напрямую.

«Родченков был по видеосвязи. Не смогли у него ничего спросить. Спасибо, что хоть выслушали его доводы. Нам задавали вопросы на русском, был переводчик. Нас прекрасно слушали и давали время подумать, и задавали простые, спокойные вопросы. Мы держались молодцом, адвокаты нас похвалили», — рассказала после заседания Ольга Фаткулина. Та самая спортсменка, которая попала в список Родченкова из-за щек (так писала она сама). Весомый аргумент в отстранении от Олимпиды, не правда ли?

Решение по конькобежцам еще не вынесено. Поможет ли обращение в CAS, и выступят ли они на Олимпиаде в Пхенчхане — неизвестно. Зато суд точно не спасет российских спортсменов, не попавших в списки приглашенных на Игры 22-23 января. Юрист Артем Пацев уверен, Ану, Шипулину, Устюгову и остальным отстраненным не поможет уже ничего. Он приводит четыре основных довода:

- МОК не хотел допустить обжалования решений об отказе в допуске на Игры, как и произошло перед Играми в Рио,

- CAS сможет экстренно рассматривать решения, принятые МОК, после 1 февраля,

- МОК ссылается на то, что выдача приглашений производится на его усмотрение,

- список приглашенных, составленный комиссией Валери Фурнейрон (исключившей Ана, Шипулина и прочих), станет предметом проверки рабочей группы под руководством Николь Хевертц, которая, в свою очередь, сможет сокращать список, но не дополнять его.

Шансы россиян попасть на Олимпиаду сокращаются с каждым днем. В ближайшее время станет ясно, какие действия предпримет спортивное руководство страны (и будет ли реакция вообще). Очевидно, верного ответа на вопрос «Что делать?», попросту нет. Понятно одно — отечественным спортсменам нужна помощь, в этот раз отсидеться и переждать не получится.

< Назад в рубрику