Monster Hunter: World, вышедшая в январе 2018 года, сначала может показаться бессмысленной — здесь игрок не найдет захватывающего сюжета. Но он и не нужен, ведь процесс познания живого и безумно красивого мира, в котором обитают разнообразные монстры, по-настоящему захватывает, без оговорок. «Лента.ру» рассказывает, почему это происходит.
Темнело, небо было затянуто облаками, и уже начинал накрапывать дождь. Впрочем, сквозь густую листву тропического леса лучи солнца плохо пробивались и днем, так что отследить смену дня и ночи было сложно. Переплетениями лиан и ветвей можно было любоваться до бесконечности, прокладывая путь между этажами этого странного леса, в котором причудливые растения соседствовали с не менее странными животными.
Сквозь чащу продирался путник с огромным мечом, висевшим у него за спиной, а по пятам за ним на задних лапах бежал кот в милой шапочке. Эта пара не просто вышла погулять — они искали следы. Вот, например, старая сброшенная чешуя… Чья она? А вот — след огромной лапы. А! Все понятно, это большой яграс — существо сильное и свирепое, но охотник и кот искали не его. Что ж, след ложный, а значит поиски продолжаются.
А вот это, пожалуй, то, что надо. На лесной подстилке валялось перо. Птица? При ближайшем рассмотрении оказалось, что нет. Его оставила виверна пукей-пукей, которая и нужна была участникам экспедиции. Следуя за волшебными светлячками-помощниками, они быстро нашли монстра, прятавшегося в чаще. Судьба его была решена — ему предстояло погибнуть, потому что он угрожал базе исследователей-первопроходцев, высадившихся на новом материке. Вот и он сам — нечто с крыльями, головой хамелеона и разноцветным длинным хвостом. Охотник вытаскивает меч из ножен…
Поначалу Monster Hunter: World шокирует неподготовленного игрока обилием информации, обрушивающейся на него, погружая в яркий калейдоскоп непрекращающегося экшена, при этом не давая практически никакой большой цели, к которой стоит стремиться. Сюжет, заключающийся в том, что несколько кораблей, набитых охотниками-первопроходцами, учеными и воинами, отправляется в Новый Мир искать огромного дракона, чтобы изучить его влияние на окружающую среду, вызывает усмешку. Сразу становится понятно, что он здесь только для затравки, ни для чего больше. Нет и ярких персонажей, неожиданных ходов повествования и других, казалось бы, обязательных атрибутов современной крупнобюджетной игры.
Но все это — отнюдь не минусы, а плюсы MH: World. Многие хардкорные геймеры любят вспоминать время, «когда в игры надо было играть», а не просто смотреть кучу роликов в перерывах между незамысловатой стрельбой или рубиловом. Нынешнее детище Capcom именно такое — это то, что некоторые называют «игра-игра», развлекательный продукт, основной (и, пожалуй, единственной) частью которого является потрясающий, захватывающий игровой процесс.
Вкратце, его можно описать двумя словами, из которых состоит название игры: охота на монстров. Казалось бы, что в этом необычного? В куче игр геймеру приходится убивать самых разнообразных чудовищ. Но отличие мира MH: World заключается в том, что он живет своей жизнью. На стада травоядных чудовищ нападают свирепые хищники, способные на глазах охотника заглотить свою добычу живьем. Рядом снуют хитрые существа, готовые под шумок умыкнуть яйца других монстров. Прекрасные многоуровневые локации испещрены тайными ходами, в чаще леса можно наткнуться на логово большого зверя или скелет неизвестного чудовища, информацию о котором стоит передать ученым.
Для того чтобы насладиться всем этим, сюжет абсолютно не нужен — игра создает нарратив в реальном времени, пробуждая в игроке инстинкт первооткрывателя. Основные персонажи здесь — не люди, не охотники и даже не их милые коты-оруженосцы, которых называют «палико». На первый план выходят крупные монстры, каждый из которых уникален, к битве с каждым из которых нужен свой, особых подход. Большой яграс, регенерирующий силы за счет поедания чудовищ поменьше, то и дело норовящий убежать в свое логово, понимая, что дела его плохи. Глуповато выглядящий пукей-пукей, к которому лучше не подходить спереди, если не хочешь, чтобы тебя атаковали длинным и при этом мясистым языком.
Длинные, изматывающие бои с чудовищами тем не менее приносят чувство глубочайшего удовлетворения. Поведение их непредсказуемо, а искусственный интеллект, управляющий ими, заслуживает всяческих похвал. Впрочем, как и анимация монстров, добавляющая им реалистичности, — они действительно похожи на живых существ, а не скучных роботов. Игра никогда не дает забыть о том, что действие происходит не в сферическом вакууме. Например, не стоит думать, что поединок с монстром происходит в режиме один на один, — если рядом окажется другой, враждебно настроенный к первому, вполне может случиться так, что первый набросится на второго и завяжется схватка (в ходе которой, кстати, неплохо перевести дух и подкрепиться, чтобы броситься в бой снова).
Для того чтобы сражаться с чудовищами, MH: World предлагает огромный арсенал из 14 видов оружия. Причем, отличаются они далеко не базовыми характеристиками (например, силой и быстротой удара), а совершенно разными приемами, которые можно с помощью них совершать. Какое выбрать — решение остается за игроком, ведь все зависит от того, что удобнее использовать в данный момент конкретному человеку. Неправильного выбора просто не существует.
Несмотря на то что игру можно пройти в одиночку, не стоит забывать, что это прежде всего многопользовательская игра. Конечно, если идти на монстра вчетвером, его характеристики будут увеличены, но это вполне понятно. Кстати, если игрок ввязался в драку один и чувствует, что ему приходится несладко, он всегда может послать сигнал SOS и, скорее всего, на его зов откликнутся другие охотники.
Система крафтинга игры поначалу обескураживает — возможности создавать предметы, готовить блюда, зелья и ловушки практически бесконечны. Наверно, эта часть Monster Hunter могла бы стать отдельной игрой, ведь охота за ингредиентами для сложных рецептов брони и оружия требует долгих исследований, поиска и убийства монстров, из частей которых эти предметы потом придется собирать.
***
Несомненно, при всех своих преимуществах, MH: World — игра не для всех. Она не терпит пассивных геймеров, для которых главное — развалиться на диване после работы и успокоить нервы. Она заставляет думать, исследовать, искать новые подходы к прохождению. Наверно, так и должна выглядеть настоящая охота — опасная, непредсказуемая, сопряженная с созерцанием живой природы и требующая вдумчивой подготовки. Monster Hunter World пробуждает ребенка, спящего в каждом взрослом, способного удивляться и познавать мир — пусть чужой, но настолько красочный и живой.