Интернет и СМИ
00:04, 7 февраля 2018

Круче Tor Богачи вложили миллионы в магазин наркотиков нового поколения

Софья Кадочникова
Фильм: Arnulfo Franco / AP

Идея-фикс создать защищенный сервис, где можно спокойно и безопасно общаться, сподвигла влиятельных инвесторов вложить деньги в новый перспективный проект. Но продукт оказался по душе не только политикам и безопасникам, но и продавцам наркотиков. «Лента.ру» рассказывает, как наплыв нелегалов превратил успешный мессенджер Wickr в рассадник наркоторговли.

Идея на миллион

Приложение Wickr появилось на волне активности хакеров в 2012 году. Тогда весь мир запугивала группировка Anonymous, нацеленная в основном на правительства и корпорации. Именно тогда разработчики задумались о создании максимально безопасного места, где можно было бы обсуждать секретные темы. Прославленные Signal и Telegram запустились позже, а в 2012-м основатели Wickr пообещали защитить «команды и предприятия».

Молодой и перспективный стартап нуждался в инвестициях. За пять последующих лет в него было вложено почти 52 миллиона фунтов (более 73 миллионов долларов). Треть этой суммы дал разработчикам Джим Брейер, первый инвестор Facebook. Позже к нему присоединились «капиталистическая рука ЦРУ» Джилман Луи, гендиректор Организации по защите прав человека Тор Халворссен, главный американский борец с терроризмом Ричард Кларк и другие.

Крупные инвесторы вложили в проект крупные деньги в первую очередь для защиты собственных данных. Тем не менее Wickr быстро вышел за пределы обычного бизнес-мессенджера. Популяризация сервиса привела к злоупотреблениям: например, нескольких топ-менеджеров Uber поймали на том, что они начали выбалтывать в мессенджере тайны компании.

Wickr по сути представляет собой бесплатный мессенджер, мало чем отличающийся от прочих. Однако существуют нюансы: наиболее очевидный — возможность самостоятельно выставить таймер на самоуничтожение сообщений, каждое из которых защищено шифрованием высокого уровня. Похожий принцип «сгорания» сообщений реализован в Telegram.

Также впечатляет способ установки соединения: приложение скрывает данные пользователя, подменяя их при передаче случайными цифровыми комбинациями. Весь исходящий трафик перемешивается с помощью математического алгоритма. Разработчики назвали эту схему «соление и хеширование»: она означает, что информация не хранится на гаджете, и это делает полностью бессмысленным физический захват устройства и его взлом.

Благодаря своим возможностям мессенджер полюбился как главам крупных корпораций, так и политикам. Особенно активный интерес к нему стали проявлять после известных «сливов» сайта WikiLeaks. К примеру, известно, что его использует премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл — в основном для решения сверхсекретных вопросов государственной важности.

Но в защищенном соединении нуждаются не только политики и бизнесмены. Фанаты сериала «Мистер Робот», где главный герой становится одним из участников повстанческого отряда, заметили использование секретных чатов приложения. В одном из тредов, где зрители обсуждают сюжет и детали телефильма, появилась ветка «Wickr Messenger». Оказалось, что по сюжету все детали грядущей революции и условия переворота обсуждаются именно в Wickr.

Переход на темную сторону

Но столь легальный (Wickr, как другие мессенджеры, доступен в магазинах приложений) и бесплатный способ договориться о секретах не мог пройти мимо преступников, славящихся необычайной скоростью освоения новых технологий. Расцвет Wickr и интерес к нему крупных бизнес-игроков совпал с закрытием ФБР знаменитого маркетплейса «Шелковый путь» (Silk Road), а затем и его преемника Silk Road 2.0. Недавняя блокировка менее крупных наркотических площадок AlphaBay и Hansa летом 2017 года привела основную клиентуру даркнет-дилеров в защищенный бизнес-мессенджер, где можно безопасно договориться о любой сделке. Очевидное расслоение интересов пользователей не смущает сервис — администрация не дает комментариев ни по вопросам политики, ни по проблемам наркотрафика.

Широкое использоваение Wickr для наркоторговли — явление новое, однако первые попытки реализовать запрещенные вещества через мессенджер датируются 2015 годом: именно тогда на специализированных сайтах ряд дилеров предлагали ссылки на приложение.

Закрытый сейчас тред на Reddit также доказывает интерес к мессенджеру. Сотни пользователей стекались в тему «DarkNetMarkets», чтобы уточнить имена продавцов препаратов и ценник на вещества. Их было так много, что модератор закрепил в верхней части страницы пост «Любой, кто хочет опубликовать свои контактные данные Wickr, может сделать это [здесь]». Наиболее употребимыми в треде были слова «кетамин», «кокаин» и «героин», встречались и выражения вроде «распродажа ЛСД».

Еще прошлой весной один из поставщиков, назвавший себя HulkedBenzoBoss (или HBB), предложил на форуме DNMUK общаться к нему напрямую через аккаунт в Wickr. До ареста прошлым летом он считался «золотым стандартом» британских темных сетевых дилеров: вместе с партнерами HBB построил так называемую империю ксанакса (Xanax, сильное противотревожное средство — прим. «Ленты.ру»). Демпинг и быстрая доставка, которую обеспечивал его сервис, привели к огромному росту спроса на ксанакс и всплеску наркозависимости среди подростков. Все они общались через Wickr.

В Австралии, согласно данным Daily Mail, после распространения мессенджера потребление кокаина выросло на 40 процентов. Совмещение престижа использования мессенджера с его утилитарностью сыграли с пользователями злую шутку.

Алгоритм закупки бывшие юзеры описывали в три шага. Первое — сообщить нужному человеку данные своего аккаунта, второе — договориться о цене и перевести сумму в криптовалюте на указанный счет. Все это, со слов имевших опыт заказа, можно было произвести в считанные минуты. Далее оставалось лишь указать адрес и подождать пару дней, пока «клад» доставят.

Рагнарек

Однако Wickr не только упростил общение юзеров с дилерами, но и привлек новую клиентуру, которой не хватало умений и знаний для классического способа заказа препаратов в сети — через браузер Tor. В интервью изданию VICE анонимные клиенты наркоторговцев поделились своими впечатлениями от использования мессенджера. По их мнению, в общении бизнес-уровня — одни плюсы: «Это экономит время. Когда вы отправляете биткоины в Dream (один из маркетплейсов в даркнете — прим. «Ленты.ру»), требуется время, иногда дни, это пугает и расстраивает», — говорит один из них.

Второй называет сервис удобным: по его мнению, через Tor делать заказы намного сложнее, так как не все могут им пользоваться, а большинство сайтов маркетплейсов не адаптированы под мобильные устройства. К тому же, часто за предложениями малоизвестных дилеров, предлагающих вещества «подешевле», скрываются вредоносные ссылки. Нажав на них, потенциальный покупатель передает данные о себе злоумышленникам. Те, в свою очередь, шантажируют жертву и требуют выкуп, а в противном случае грозятся сообщить о покупке в полицию.

Дилеры, в свою очередь, осознают масштабы вреда. «Это просто то, чего хотят пользователи. Риск, который мы принимаем, огромен, поэтому нет никакой разницы, как общаться; хотя я бы предпочел Tor», — сказал участник преступной группировки, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в последнее время заказов так много, что продавцы не справляются с объемами. При этом он заметил, что зачастую заказчики не только просят доставить наркотик, но и хотят просто поболтать.

О темной стороне мессенджера пока не говорят ни политики, ни правоохранители, ни его создатели. Популяризация и бурный рост Wickr происходят на фоне повальной эпидемии ксанакса среди американских и европейских подростков, но пока источником наркотического зла все еще принято считать браузер Tor. С другой стороны, превращение удобного корпоративного сервиса в убежище для преступников, вероятно, еще раз подтверждает, что в распространении противоправного контента вряд ли виноваты интернет-площадки.

< Назад в рубрику