Российские хоккеисты прибыли на Игры в Пхенчхан в непривычном статусе. Ни гимна, ни флага, даже форма — и та непривычная. Но 26 лет назад это не помешало отечественным хоккеистам увезти домой олимпийское золото. Собрав новоиспеченную сборную СНГ буквально по крупицам, прославленный тренер Виктор Тихонов сумел выиграть третью Олимпиаду подряд. «Лента.ру» — о первом и последнем триумфе сборной СНГ, уложившей на лопатки канадцев в Альбервиле-1992.
Накануне зимней Олимпиады 1992 года на содрогающейся от перемен территории бывшего СССР было, прямо скажем, не до спорта. Ни одна из обретших независимость стран не смогла в кратчайшие сроки создать национальные спортивные федерации и отправить на зимнюю Олимпиаду собственную сборную.
Международный олимпийский комитет (МОК) предложил выход: спортсмены из бывших республик выступят на Играх как сборная СНГ, или Объединенная команда. Тогда в МОК понимали и открыто признавали: без такого участника соревнования потеряли бы свой статус.
В числе других во Францию поехали и хоккеисты. Правда, на этот раз «красная машина» отправилась на Олимпиаду без опознавательных знаков.
В конце 80-х — начале 90-х с каждым драфтом в НХЛ из России вымывало хоккейные таланты. Окончательное падение железного занавеса только приближало неизбежное. Игорь Ларионов, Вячеслав Фетисов, Павел Буре и другие звезды оставили родину и отправились за океан — выступать в сильнейшей лиге мира.
Тяга к лучшей жизни порой заставляла спортсменов предпринимать отчаянные шаги. Так, олимпийский чемпион Калгари-1988 Александр Могильный в прямом смысле слова дезертировал: в 1989 году игрок ЦСКА, действующий офицер советской армии попросил политического убежища в США, чтобы войти в состав «Баффало Сейбрс».
К февралю 1992 года в распоряжении главного тренера национальной сборной Виктора Тихонова были лишь остатки некогда великой команды. Полковник в отставке оперся на верных бойцов — тех немногих, кто еще не дал согласия на переход в клубы НХЛ. Добавил к ним троих игроков молодежной сборной СНГ, выигравшей молодежный чемпионат мира по хоккею аккурат перед Олимпиадой: голкипера Николая Хабибулина, защитника Дариуса Каспарайтиса и форварда Алексея Ковалева. Позже окажется, что Хабибулина брали в команду на перспективу — вратарь не проведет на турнире ни единой встречи, а золотую медаль в добровольно-принудительном порядке его попросят передать главному тренеру. Отдельной медали для наставников предусмотрено не было.
Для остальных призванных под олимпийские знамена Альбервиль стал первым крупным турниром в карьере.
В преддверии соревнований главный тренер лично уговаривал ребят отложить отъезд за океан — почти половина команды уже была задрафтована клубами НХЛ в 1990-1991 годах.
Тихонову пришлось изменить подход к формированию звеньев. Не имея возможности брать готовые тройки из родного ЦСКА, тренер обратился к «блочной» системе — другого способа обеспечить сыгранность не было.
На Играх в Альбервиле хоккейная сборная Объединенной команды опиралась на клубные сочетания. Виталий Прохоров, Игорь Болдин и Николай Борщевский — тройка нападения из московского «Спартака». Андрей Коваленко, Вячеслав Буцаев и Евгений Давыдов — готовая «тройка» из ЦСКА. «Динамовский» блок был представлен Алексеем Ковалевым, Алексеем Жамновым и Сергеем Петренко. В тройку к триумфаторам Калгари, опытным Вячеславу Быкову и Андрею Хомутову добавили Юрия Хмылева.
Средний возраст новоиспеченной сборной СНГ составлял всего 24 года. В зарубежной прессе команду вскоре окрестили «kindergarten». К слову, в возможности «детского сада» под руководством Тихонова не слишком-то верили и в самом СНГ. На родине ребятам прочили максимум бронзу.
Дружина Виктора Тихонова очутилась в одной группе со сборными Чехословакии, Канады, Франции, Швейцарии и Норвегии. Система турнира давала очевидное право на ошибку: в плей-офф выходили по четыре команды из группы. Но хоккеисты Объединенной команды воспользовались им лишь однажды, уступив Чехословакии со счетом 3:4. В остальных матчах хоккеисты «красной машины» разбирались с соперниками по-взрослому: на групповой стадии им удалось наколотить аж 32 шайбы.
«Начало Игр нас несколько расслабило, потому что встречались мы с не самыми сильными соперниками — швейцарцами и норвежцами. Следующая игра с нашими извечными соперниками — сборной Чехословакии — сложилась для нас неудачно. В общем, проиграли мы ее. Тихонов распекал нас за это поражение очень долго, поэтому на следующие матчи мы вышли предельно мобилизованными», — вспоминал позже Болдин.
Критика Тихонова благотворно сказалась на хоккеистах. Первым соперником в матчах на вылет стали финны. На бумаге Суоми представлялись соперником серьезным — серебро на Играх в Калгари говорит сами за себя. Однако противопоставить скоростному хоккею парней Тихонова горячие финские парни ничего не смогли. Объединенная команда вдоволь покуражилась над соперником — 6:1.
В полуфинале Объединенной команде предстояла встреча со сборной США. Американцы в те годы звезд с неба не хватали — после золота на Олимпиаде-1980 особых успехов команда не знала. Но на том турнире звездно-полосатые выступали более чем уверенно: подопечным Дэйва Петерсона удалось застолбить первое место в группе, оставив позади шведов и финнов.
Но американской мечте не суждено было сбыться: сборная СНГ уверенно победила соперника со счетом 5:2.
На пути к олимпийскому золоту команде Тихонова оставалось переступить через кленовый лист.
Канадцы на пути к финалу расправились с немцами и сборной Чехословакии. В финале североамериканская команда рассчитывала поквитаться с русскими за обидное поражение на групповом этапе. Кроме того, олимпийского золота не бывало на родине хоккея аж с 1952 года.
Главной надеждой «кленовых листьев» на турнире был восходящая звезда Эрик Линдрос — тогда этот парень играл даже не в НХЛ, но статус первого пика на драфте-1991 говорил о многом. Кроме того, к канадской команде присоединился опытный голкипер Шон Бурк, приостановивший выступления за «Нью Джерси Дэвилс».
Судьба матча на льду Meribel Ice Palace решилась в лишь заключительном периоде. «Красной машине» удалось сперва дважды огорчить Шона Бурка — голы на свой счет записали Болдин и Буцаев. Одну шайбу канадцам удалось отыграть, но окончательно все вопросы снял Быков, отправивший шайбу в ворота эффектным щелчком — 3:1.
«Посмотрите, что устроили наши хоккеисты», — звучат слова комментатора той самой трансляции. На экране — радостная куча-мала.
«Не имеет значения, какая страна. Титул чемпиона Олимпиады будет с тобой навсегда. Когда люди видят твою золотую медаль, то даже не спрашивают, за какую страну ты ее выиграл. Просто говорят: "Вау! Ты олимпийский чемпион!" Все, понимаете? Без разницы, сделал ты это в составе Ямайки или США», — признался годы спустя Каспарайтис.
Главным бомбардиром той команды стал спартаковец Борщевский. 27-летний форвард впервые выступал на международном уровне. После турнира в него вцепятся канадские скауты. В том же 1992-м Борщевский дебютировал в свитере «Торонто».
Ярко проявили себя и ветераны Калгари Хомутов с Быковым, оба выступавшие тогда в составе швейцарского «Фрибурга».
По сути, хоккейная сборная СНГ просуществовала чуть больше месяца. Но это того стоило.