Из жизни
00:05, 10 февраля 2018

«Мы не боимся ядерных бомб» Как россияне готовятся к войне и апокалипсису

Екатерина Лобанова
Кадр: Телеканал Че / YouTube

Эти люди верят в конец света, но не сектанты. Вечно таскают с собой рюкзаки, но не походники. Отлично стреляют из собственных ружей, но не охотники. Сурвивалисты, а если по-русски, выживальщики, считают, что в любой момент может случиться какой-нибудь катаклизм, и к этому надо быть готовым. «Лента.ру» разобралась, как движение пришло в Россию, кто его представляет и правдивы ли стереотипы о всегда готовых к апокалипсису.

Когда Ной строил ковчег, никакого дождя не было

Движение сурвивалистов, или выживальщиков, зародилось в США во время холодной войны — тысячи американцев со дня на день ждали ядерного удара СССР, копали бомбоубежища и запасались консервами. Когда же ядерная угроза миновала, те же люди нашли себе новую страшилку: нефтяной кризис, который непременно разорит страну. Тогда же вышла библия американских сурвивалистов, написанная телеведущим Говардом Раффом, «Голод и выживание в Америке», которая лежала в доме каждого приличного выживальщика рядом с ружьем, тревожным чемоданчиком и ключом от бункера. «Когда Ной строил ковчег, никакого дождя не было», — писал Рафф, и копающие бункеры американцы сделали эту фразу своим девизом.

В СССР культуры выживальщиков не было. Зачем, если государство само позаботилось о гражданской обороне и построило бомбоубежища во всех жилых районах, а кто-то еще и добровольно сдал нормативы ГТО? К тому же, спасение от врага своими силами противоречило идеям патриотизма и коллективизма — его стоило встречать лицом к лицу в составе армии или, в крайнем случае, уйти в партизаны. Отсидка в бункере никак не вязалась с образом советского человека.

Однако с распадом СССР все изменилось — ответственность за жизнь и безопасность себя и семьи свалилась на плечи самих граждан. Именно тогда и появились первые российские выживальщики. Правда, они, в отличие от американских коллег, не строили бункеры сами, а думали о жизни на природе или в деревне на подножном корме. Им было откуда брать знания: культура походов и дач как раз была широко распространена в СССР. А мрачная атмосфера постапокалипсиса как раз вошла в моду: одни влюбились в нее, гуляя по радиоактивным пустошам Fallout и S.T.A.L.K.E.R, другие насмотрелись фильмов-катастроф, третьи увлеклись идеей выживания, прочитав несколько антиутопий. По словам автора YouTube канала survkit Романа Кузьминова, многих в движение привел роман «Мародер» Беркем аль Атоми (настоящее имя — Асия Кашапова) о том, как главный герой и его жена пытаются добраться до схрона в Челябинской области по разделенной западными захватчиками России.

«Действительно, все эти подземные бункеры на собственных участках, свободное владение оружием и другие атрибуты истинных выживальщиков возможны, пожалуй, только в США. Но у нас-то своя изюминка взамен подземным убежищам: бескрайние поля и забытые деревни, непроходимая тайга и заброшенные промзоны. Все то, что рисуется в американских постерах к очередному блокбастеру про апокалипсис, у нас можно лицезреть, прогулявшись по окраинам почти любого мегаполиса», — рассказывает автор проекта «Гнездо параноика» Сергей Малик.

«Знаете, весь мир боится ядерных бомб, но это не про нас. У нас распространены именно практические навыки выживания, по большей части мы предпочтем что-то более реальное, нежели запасы продуктов и поиск надежного убежища. Мы отдаем предпочтение навыкам, которые помогут в более прикладной ситуации», — подводит черту под различиями между российскими выживальщиками и американскими сурвивалистами участник движения под псевдонимом Шэнь.

Каннибализм и партизаны

Несмотря на стереотипы о выживальщиках, составить обобщенный образ представителя субкультуры сложно. Внутри самого движения множество течений: препперы — это те, кто делает огромные запасы в бункерах на случай условной ядерной войны, бушкрафтеры — умельцы, разводящие костер без спичек, знающие все виды грибов и растений и собирающие надежный шалаш из черт знает чего и палок за десять минут, сталкеры — залезающие в запретные зоны «выживальщики». Есть даже партизаны, которые готовятся к войне: учатся обращаться с оружием и упорно тренируются.

Собеседник «Ленты.ру» Роман Кузьминов и вовсе организовал собственное ответвление — сурвкитство (от слова сурвкит, он же «тревожный рюкзак»), чтобы не ассоциироваться с выживальщиками и «не выглядеть глупо в глазах обычного люда». «Само движение сурвивалистов сейчас мало популярно, так как многие выживальщики его опошлили чрезмерной паранойей. Верой в мировые заговоры, зомби и прочую требуху», — печально признается он.

Вопреки стереотипам, он не носит тревожный рюкзак всюду с собой, сурвкит «всегда собран и лежит дома». Вес рюкзака составляет 40 килограммов, и это — только самое необходимое. Все составляющие рюкзака Кузьминов тестирует в походах выходного дня. Тем не менее, при себе у него всегда есть носимый аварийный запас, второй экземпляр которого лежит дома в сурвките. Это небольшая сумочка с самыми необходимыми вещами: свистком, нитками и иголками, лекарствами (обезболивающим и обеззараживающим), проволокой, свечой, зажигалкой и охотничьими спичками, рыболовным набором, стяжками, изолентой, мини-компасом, зеркальцем, кубиками бульона, карандашом и бумагой.

Сергей Малик признается, что половина подписчиков его сообщества «Гнездо параноика» готовится выживать по схеме «домик в деревне». Они планируют вести автономную жизнь вне цивилизации, осваивают ремесла и задумываются о том, как выбраться из города в случае БП (нецензурный аналог фразы «большая катастрофа» и один из главных терминов субкультуры). Остальные, в случае чего, готовы либо превратить свою квартиру в укрытие и охранять подъезд от мародеров вместе с соседями, либо примкнуть к спонтанно организованному отряду выживальщиков, который обоснует свою общину с оружием и натуральным хозяйством.

На улицах выживальщика можно и не заметить, однако у большинства будет с собой рюкзак или сумка с EDC (набор предметов, носимых с собой ежедневно, необходимость в которых может возникнуть в различных нестандартных и экстремальных ситуациях), одежда их будет многослойной и немаркой (нередко камуфляжной), а на руке у них можно заметить паракордовый браслет. Это функциональное украшение сплетено из материала для парашютных строп, нередко в него вплетен мини-компас, рыболовные снасти или тросовая пила. Что касается оружия, большинство выживальщиков выступают за его легализацию, и практически у всех есть охотничьи ружья. Только небольшая прослойка сообщества обходится неогнестрельным оружием: луками, арбалетами и рогатками.

Отдельную категорию составляют «диванные форумные выживальщики», к ним в сообществе принято относиться с некоторым презрением, хотя не всегда оно оказывается оправданным. Зачастую это теоретики, которым интереснее порассуждать об ужасах БП, чем непосредственно о вопросах выживания. Например, пользователь под ником Леонид Зубков с форума «Русский выживальщик» планирует, как будет существовать «10-30 лет без солнца на случай извержения супервулкана Йеллоустоун». В этом случае мужчина намерен «организовать хорошо вооруженную группу и активно практиковать каннибализм» и «искать поселения выживальщиков, отжимать их запасы, с последующим каннибализмом». Стремление есть людей он объясняет тем, что без солнца растения и животные вымрут, а люди останутся.

И уж совсем плохо сообщество относится к коммерческим мероприятиям. «Погреться на популярной теме, проводя однодневные семинары "Как выжить в диких условиях" для офисных работников — занятие прибыльное и нехлопотное», —констатирует Малик.

Не просто хобби

Большинство российских выживальщиков все же расценивают свое увлечение больше не как подготовку к апокалипсису, а как «достойное мужское» хобби. «Я лично в глобальный апокалипсис, зомби и нападение инопланетян не верю. Но это не отменяет фактов локальной войны, наводнения, землетрясения, пожара и прочего. Маленьких таких апокалипсисов», — рассказывает Кузьминов. Он живет в Краснодарском крае и его беспокоит конфликт на востоке Украины, поэтому он сосредоточился на подготовке к выживанию в условиях войны. «БП бывает разный. Кто-то ждет реально, а для кого-то это просто хобби. Как, например, для меня. Это как поговорка "в каждой шутке есть доля правды". Вроде и хобби, но может быть и полезным. Учиться чему-то всю жизнь же хорошо?», — рассуждает он.

Сергей Малик тоже считает, что всю жизнь ждать апокалипсиса не стоит. Однако, оправдывая название своего ресурса «Гнездо параноика», отмечает, что готовым к проблемам стоит быть всегда: «Чрезвычайные ситуации происходят каждый час во всех уголках планеты, сотни людей погибают от наводнений и других стихийных бедствий, вооруженных конфликтов или техногенных аварий. Нужно быть полным оптимистом, чтобы игнорировать возможность возникновения подобных угроз в вашем регионе». Сам он признается, что навыки выживания не раз выручали его в походах и даже помогли пережить экстренную ночевку в зимнем лесу без палатки и спального мешка. «В конце концов, если называть это хобби, то это не самое худшее времяпрепровождение», — заключает он.

Лучший выживальщик — бабушка из деревни

Выживальщики черпают свои знания на тематических форумах, где обсуждают, кажется, буквально все аспекты спасения от БП: от медицинской помощи и умения разбираться в растениях до комплектации тревожного рюкзака. Немало их сконцентрировалось на YouTube и тематических ресурсах, нередко авторских и некоммерческих, — знания о спасении, по их мнению, должны быть доступны и ясны. На таких ресурсах множество виджетов: подборка новостей о последних происшествиях, прогноз погоды, сведения о сейсмологическом статусе. На ресурсе «Гнездо параноика» сверху указаны дата, время и успокаивающая подпись: «Ситуация стабильна».

Многие представители движения знают и смотрят американские передачи о сурвивалистах, однако все же скорее ради развлечения, предпочитая более близкие к российским реалиям источники. «Если передо мной встанет выбор — научиться у Беара Гриллса добывать воду из свежего медвежьего помета или посмотреть, как ведет быт на прожиточный минимум обычная деревенская семья за Уралом, я выберу второе», — признается Малик.

< Назад в рубрику