Полгода назад на телеканале «Пятница» стартовал эксперимент. Вдохновившись успешностью «Ревизорро», канал решил запустить «Ревизорро дети» — проверку общественных мест, в которых ребенку может угрожать опасность. Ведущей проекта стала юная Ирина Уханова (Ух, как ее называет канал). «Правильная» программа быстро зашла в тупик, но продюсеры не растерялись — смекнули, что скандальные нападения владельцев ресторанов и кафе на маленькую девочку куда интереснее, чем ее словесные перепалки со взрослыми, и щедро добавили перца. «Лента.ру» выясняла, что не так с детским «Ревизорро».
Детский «Ревизорро» начинался безобидно и, по меркам взрослой версии передачи, даже беззубо. Никакого шоу, одна сплошная скучная справедливость. Дотошная, но вежливая девочка в сопровождении съемочной группы колесила по Подмосковью в поисках нарушений на детских объектах: искала виновных в разрухе на детских площадках, разоблачала халатность владельцев аттракционов, наплевательство смотрителей в игровых комнатах, требовала сертификаты на животных в контактном зоопарке.
В самом начале проекта Ух нагрянула в луна-парк, где обнаружила, что надувающий батут насос не огорожен заборчиком, а сам он закреплен не по правилам — всего лишь с помощью небольшого деревянного колышка. Управляющий луна-парком пообещал на следующий день устранить нарушения. Съемочная группа вернулась туда спустя несколько недель, но ничего не изменилось.
Девушка бескомпромиссно тычет микрофоном в разгильдяев, но всерьез маленькую ведущую никто не воспринимает. Владельцев проверяемых ей заведений не пугают ни камера с микрофоном, ни обещание возмездия за нарушение прав потребителя. На навязчивые расспросы Ух они отвечают с недоумением, не понимая, почему должны отчитываться о несоблюдении закона перед ребенком с микрофоном в руке.
Исправить несоответствия на объектах обещают — на всякий случай. Когда нарушители встают в позу, съемочная группа обращается в органы: пытается прорваться в администрацию города, пишет заявление в инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру, а те, в свою очередь, отчитываются о немедленном реагировании.
Все шло так складно, что не было похоже на программу, способную приносить рейтинги, — слишком много конструктива. Передача наглядно демонстрировала, как проявление гражданской активности способно разрешить заскорузлые проблемы. Да и на съемочную группу никто не нападал — девочке удавалось наставлять нарушителей на путь истинный без конфликтов.
Но в середине проекта все изменилось. Название «Ревизорро дети» поменяли на «Ревизолушку», резко сменился и тон передачи. Уханова перестала эксплуатировать образ неравнодушного ребенка и пустила в ход тяжелую, но верную артиллерию. Она бросила кафе и открыла новый клондайк — студенческие общежития в регионах, которые свободно могли бы послужить декорациями к фильму ужасов или постапокалиптическому триллеру. Авторы программы поработали с аргументацией, и теперь ведущая запугивает провинившихся чиновников не мнимой неотвратимостью законного наказания, а самим Владимиром Путиным.
За несколько программ Ревизолушка осмелела, если не сказать обнаглела. Девушка смело отчитывает градоначальников и других крупных чиновников из регионов, опешивших от прыти юной особы. Служащие, может, и нахамили бы, но перед ними многочисленные камеры.
Уверенности Ух придала новая фишка: запугивание всех вокруг фигурой президента страны. Техника ловли чиновников оказалась крайне проста: когда они устают от путающейся под ногами назойливой девочки, в бой идет фраза «Или вам президент должен напомнить?» На провинциального бонзу угроза президентского гнева действует безотказно — достаточно вспомнить, с каким рвением исполняются просьбы граждан, обратившихся к Путину в ходе прямой линии.
Когда Уханова не может проникнуть в нужное ей место, она использует фамилию Путина для манипуляций с помощью ложных аналогий. «Вы что, оппозиция, что ли?» — упрекнула девушка работников администрации Ставрополя, куда ее не хотела пускать охрана.
Элементов шоу стало значительно больше, и программа заиграла привычным глазу российского телезрителя символизмом. Так, на встречу с главой Новочеркасска Ух захватила поросенка, желая тем самым продемонстрировать свинское отношение местных властей к студентам. К скотине в мэрии отнеслись на удивление спокойно.
Другой излюбленный прием авторов «Ревизолушки» — с апломбом отчитать на камеру совершенно не причастного к проблеме случайного человека. Так, в новочеркасском общежитии досталось даме, представившейся воспитателем, которая, как видно, не имела никакого отношения к безобразной обстановке в его помещениях. Женщина скромно снесла негодование ведущей по поводу ужасов, подстерегающих студентов на каждом шагу, честно отвечая, что не знает, кто в этом виноват и что с этим делать.
Для случаев, когда на экране ничего не происходит, но зрителя очень хочется удивить, команда «Ревизолушки» использует спич-бабблы из комиксов. К облачкам с текстом монтажеры проекта питают особенную страсть: они всплывают на экране к месту и не к месту.
В «Ревизолушке» демонстрируют «мастерство» не только визуальных, но и звуковых эффектов. Даже неподготовленное ухо способно уловить внезапные, топорно склеенные пупы. Время от времени речь ведущей прерывается одними и теми же фразами «мне кажется», «могу предположить» или «могу сделать вывод», произнесенными в совершенно другие отрезки времени. Похоже, с помощью таких врезок авторы рассчитывают перестраховаться, чтобы не попасть под суд за ложные утверждения и клевету.
Не секрет, что рейтинги на телевидении определяются числом показанных представлений. Взрослый «Ревизорро» справлялся с этой задачей на пять с плюсом, благодаря чему и завоевал популярность. Детский вариант программы сначала забуксовал, но быстро наверстал упущенное. В конце 2017 года пресс-служба канала «Пятница» сообщила о нападении на съемочную группу «Ревизолушки». Якобы на Ирину Ух с ножом набросился владелец кафе «Шашлык-Машлык» в Ярославле.
В подтверждение этой новости канал распространил кадр, на котором владелец заведения Давид Никогосян держал у лица ведущей кухонный нож.
Позже в сети появилась сумбурная видеосклейка с происшествием. Судя по ней, хозяин ресторана вышел из себя после того, как съемочная группа отказалась добровольно покинуть кухню. В результате Никогосян вытолкал ведущую и операторов из кафе и повредил технику. По пути к выходу Ух упала, но из записи непонятно, как девушка оказалась на полу и причастен ли к этому собственник «Шашлыка-Машлыка».
Продюсер «Ревизолушки» рассказала, что на этом злоключения в Ярославле не закончились. Когда вызвали полицию, кто-то проткнул шины автобуса съемочной бригады, а пока участники конфликта давали показания, автобус обокрали.
Однако, по версии Никогосяна, все было совсем не так. На своей странице во «ВКонтакте» он опубликовал подробное объяснение, как ловко создатели шоу исказили его слова и действия ради эпатажных кадров.
Судя по съемкам с камер наблюдения, выложенных Никогосяном, съемочная группа вторглась на кухню без лишних церемоний: Ирина Ух и операторы, никому ничего не объясняя, пролезли под стойкой, минуя девушку за кассой.
Переодевались в стерильную одежду сотрудники канала прямо на кухне. Туда же подоспел Никогосян. Он уверяет, что в течение получаса пытался доказать команде «Ревизолушки», что у них нет ни правовых, ни морально-этических оснований устраивать подобные проверки. Хозяин уверяет, что его эмоциональная реакция была вызвана не опасениями, что на кухне найдут грязь или просрочку, — его взбесило, что телевизионщики устроили провокацию ради скандала, что ему как «человеку культурному и глубоко духовному» претит. Никогосян считает, что провокация была нужна съемочной группе, «чтобы пиарить новую ведущую».
По его словам, фрагмент, в котором он якобы размахивает ножом и обещает всех порезать, был смонтирован из двух разных видео. На одном он отбирает у ведущей нож, отшучиваясь, что в ее возрасте нужно держать в руках книжки. Никогосян утверждает, что холодным оружием никому не угрожал. Его скрутили сопровождавшие Ух охранники, в ответ на что он заявил, что может защититься ножом. «Услышав это, кто-то из группы сказал "конечно, порежь", на что я ответил, что делать этого не буду, поскольку я человек культурный, и требую покинуть оккупированную территорию кухни», — продолжает Давид Никогосян. На склейке эту фразу действительно слышно.
Давид напомнил команде «Ревизолушки», что программа призвана бороться с беспределом на детских объектах, а вместо этого устраивает представление в «таких суровых мужских заведениях, как шашлычная». Обвинить канал в двуличии нельзя: передача анонсировала проверки в тех местах, куда родители могут прийти с детьми, а значит, формально детский «Ревизорро» может нагрянуть куда угодно. Создавать конфликтные ситуации Ревизолушке необходимо, иначе проект постигнет судьба так и не взлетевшего «Летучего отряда», проверявшего общественно важные объекты и объяснявшего, как бороться за свои права. Ради этого проекта Елена Летучая оставила «Пятницу»; в нем никто никого не бил, а зрителям растолковывали, как знание закона помогает менять окружающую действительность в лучшую сторону. «Отряд» не продержался и двух месяцев — накануне нового года его свернули.