За ежедневными прыжками, заездами и забегами легко не заметить жизни, кипящей на Олимпиаде. Жизни, мало связанной со спортом. У каждого спортсмена — особенная история. Ими наполнился Пхенчхан, и корреспонденту «Ленты.ру» остается только надеяться, что хватит времени узнать хотя бы некоторые из них.
Опять такси. Водитель пытается что-то объяснить, активно жестикулирует — возможно, даже ругается. В душе теплится надежда, что он правильно понял адрес и привезет меня туда, куда нужно — к побережью Японского моря. В конце концов, туда он меня и доставил, всю дорогу тараторя по-корейски. Скрестишь руки в знак того, что не понимаешь его, и он удрученно, даже как будто обиженно опускает голову. А через минуту продолжает. В конце пути я дал ему двухрублевую монетку: он ведь старался, рассказывал. Столько азиатского «спасибо» подряд слышать еще не доводилось.
Полуфинальная встреча между российскими и швейцарскими керлингистами. Приехал к середине матча. Интернета на арене не было, поэтому узнавать детали пришлось уже на месте. Все закончилось не слишком хорошо: россияне второй раз подряд проиграли сопернику. Грустно, ведь сюжет мог получиться занятный: в первом в истории финале в дабл-миксте сыграла бы команда без гимна и флага.
11 февраля отечественный дуэт уступил швейцарцам со счетом 8:9, хотя вел со счетом 7:2. Завладев преимуществом, Анастасия Брызгалова и Александр Крушельницкий будто бы бросили играть. Впрочем, разницы особой не было: в полуфинале им все равно предстояло сыграть со Швейцарией. И в этот раз соперники шли куда плотнее, и спортсмены из альпийской страны обеспечили победу лишь в последнем энде. Теперь они сыграют с канадцами, а российский дуэт встретится с норвежцами в матче за бронзу.
Зато начинался день роскошно — словами Алины Загитовой: «Я себя всегда настраиваю так: если я это делала на тренировке, то почему не могу сделать во время соревнований?» 15-летняя девочка только что привезла соперницам 11 баллов отрыва и обеспечила сборной России вторую медаль на Олимпиаде-2018. На этот раз серебряную.
Загитова — пока еще таинственный персонаж как для болельщиков, так и для журналистов, поэтому ей задают много вопросов. Общительный итальянец из газеты Corriere dello Sport пытался понять, что можно сказать об Алине помимо того, что она татарка. На пресс-конференции Екатерину Боброву попросили оценить выступление юной партнерши. А вечером Алину показали по корейскому телевидению — причем только ее, без других членов российской команды.
Кажется, каждому спортсмену с нашивкой «Олимпийский атлет из России» задают вопрос о российском флаге и гимне. Боброва ответила на него коротко и ясно: «Мы просто рады тому, что мы здесь». И все тут.
А вот россиянам рады не все. «Они со мной не здороваются, а я с ними. Ничего страшного. Почему? Не знаю. Мне вообще по фигу. Не здороваются — ну и пошли они», — сообщил после тренировки скелетонист Никита Трегубов. «Они» — это американцы. По словам россиянина, свое отношение к нему и его партнерам спортсмены из США показывали еще на стартах в рамках Кубка мира. На Олимпиаде их нетерпимость к грязным подлым россиянам обострилась.
Днем в горнолыжном центре Йонгпонга, что рядом с Альпенсией, должны были стартовать девушки-горнолыжницы, среди которых выделяется Сабрина Симандер. Она родом из Кении, хотя уже давно живет в Австрии. У кенийского Олимпийского комитета не оказалось денег, чтобы оплатить поездку до Пхенчхана матери спортсменки, и Сабрина сама собирала деньги на билеты, проживание и питание. Исторический дебют Симандер (кстати, единственной горнолыжницы страны) пока так и не состоялся. Виной всему ветер, сдувающий все вокруг вот уже третий день. Из-за него соревнования горнолыжниц перенесли.
Симандер — одна из многих африканок, прошедших на церемонии открытия с флагом своей страны в гордом одиночестве. Однажды она наверняка об этом вспомнит в комфортной Австрии. Вообще, забавно, что большая часть спортсменов-зимников из экзотических государств на самом деле приехали на Игры вовсе не из Африки и Южной Америки. Это несколько рушит романтичный образ атлетов, никогда в жизни не видевших снега. Видели они все и даже трогали.
Симандер, например, с трех лет живет в Австрии, а на первый старт вышла в пять. Еще есть горнолыжник Шэннон Абеда, выступающий за Эритрею, но живущий в Канаде. В этой же когорте — знаменитый «Масло-мэн» Пита Тауфатофуа, показавшийся на церемонии открытия полуголым, размахивая флагом королевства Тонга. Все говорят, что горды выступать за страну, в которой родились, и никто не претендует на медаль.
В Корее постоянно происходят невероятные события, на первый взгляд кажущиеся маленькими и незаметными. Парочка геев, приехавших выступать вместе; болельщик, прокатившийся по всему миру в погоне за пятью олимпийскими кольцами; биатлонист, насобиравший денег и попавший на Игры вопреки желанию федерации собственной страны.
На биатлонной трассе тоже вершилась история, но россияне в этом участия не принимали. В женском пасьюте Татьяна Акимова оказалась за пределами первой тридцатки, хотя стартовала с двадцатой позиции. Ей, как и многим другим, помешал ветер.
Ульяна Кайшева начинала гонку в четвертом десятке, а закончила… не закончила. После третьей стрельбы судьи наказали спортсменку двумя минутами штрафа. Уже в микст-зоне Акимова пересказала разговор с соотечественницей и объяснила, что она не пробежала один штрафной круг. Как это могло произойти — россиянка не уточнила. Этим займутся тренеры сборной. В борьбе за золото интрига жила только до третьего огневого рубежа. Из-за сильного ветра на нем «застрелилась» Анастасия Кузьмина, которая на несколько секунд опережала Лауру Дальмайер. В итоге немка убежала от всех почти на минуту и спокойно финишировала с флагом страны. Для нее это золото стало вторым в Пхенчхане: спортсменка защитила первое место, завоеванное в спринте.
Кузьминой, лишившейся золота, пришлось побороться еще и за серебро. До финиша словачка везла на спине Анаи Бескон, а перед самой чертой спортсменки схлестнулись в битве за второе место. Более опытная Кузьмина отстояла серебро. Впрочем, француженке не на что жаловаться: попадание в тройку сильнейших для не имеющей особых достижений в личных стартах биатлонистки — заоблачно высокий результат.
Акимова после гонки заявила: «Трибуны такие пустые, атмосфера немножко... ну, такая. Даже если сравнивать с Кубком мира — как-то скучно, что ли. Но русских слышно». Болельщиков и правда было не слишком много. На соревнованиях в помещениях их гораздо больше, оно и понятно: там ветер не стучится в душу. Больше всего на биатлонном стадионе было немецких флагов, один из которых в итоге оказался у Дальмайер.
У мужчин до финиша добрался тоже лишь один из двух российских спортсменов. Правда, Антон Бабиков стартовал без Матвея Елисеева, затерявшегося в спринте где-то в девятом десятке.
Зато Бабиков добился хоть и не стремительного, но ощутимого прогресса. Россиянин, в спринте бывший 57-м, обогнал 17 человек. Все на том же ветре и морозе комфортнее всего себя чувствовал Мартен Фуркад — он отыгрался за обидное седьмое место в спринте. Где-то неожиданно потерялся Йоханнес Бе — единственный соперник француза в нынешнем сезоне: он финишировал 21-м. А второе место занял швед Себастьян Самуэльссон — проект тренера Вольфганга Пихлера. Бывший наставник женской сборной России полностью контролирует тренировочный процесс подопечного, и это дает нереальные результаты. В 20 лет Самуэлльсон — серебряный призер Олимпиады.
Да, здесь, на Играх, каждый уникален по-своему. Кто-то в школьном возрасте берет олимпийские награды, кто-то гребет их пачками, а кто-то о них и не мечтает, потому что мечтал просто попасть на Олимпиаду. И все это размылось на фоне бесконечных стартов и финишей. Хотя достаточно открыть глаза пошире, чтобы понять: прямо сейчас вершится история.