На круглом столе, посвященном третьей годовщине подписания Комплекса мер по реализации Минских соглашений (подписаны в феврале 2015-го участниками «нормандской четверки» — лидерами России, Франции, Германии и Украины), директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, его заместитель Олег Игнатов представили доклад, в котором проанализировали итоги реализации документа.
Авторы доклада считают, что в течение предстоящего года общие условия для реализации минских соглашений не улучшатся кардинально. Однако, по словам директора ЦПК, неправильно думать, что минские соглашения мертвы. Это не так, заявил он, отметив при этом, что «нормандский форма»т находится сегодня в кризисе и на первый план вышел формат переговоров Россия — США. «Минские соглашения — это исчерпывающий комплекс мер, где зафиксированы все те условия, на которых Донбасс может быть реинтегрирован в общее пространство с Украиной».
Чеснаков считает невозможным в ближайшие годы создание единого политического пространства между Донбассом и Украиной. «Общее пространство — да. Но для этого Украина должна адаптировать свое собственное законодательство, свой собственный политический процесс таким образом, чтобы жители Донбасса не чувствовали себя ущемленными в этой стране, чтобы их права человека были соблюдены, чтобы их экономические и социальные права были гарантированы. Украина на сегодняшний день ничего из этого сделать не может, — подчеркнул эксперт. — Не может и не хочет — в первую очередь, конечно, не хочет».
При этом в сравнении с попытками урегулирования конфликтов в других регионах (например, Нагорном Карабахе, Кипре или Западной Африке), минские процессы, длящиеся всего три года, очевидно показывают положительную динамику за столь короткое время. Эксперт также отметил четыре важных и позитивных фактора в процессе урегулирования и возможности реализации минских соглашений: это инициатива президента России Владимира Путина по размещению охранной миссии ООН, возобновление обмена пленными (в декабре состоялся самый крупный обмен пленными и задержанными), продление действия закона об особом статусе Донбасса — сейчас он продлен на год, хотя речь идет о необходимости со стороны Киева зафиксировать особый статус Донбасса на постоянной основе. Четвертым позитивным фактором эксперт назвал фиксируемый время от времени определенный прогресс в режиме прекращения ведения огня.
«Если говорить об итогах года, то почти по всем четырем базовым направлениям урегулирования конфликта — в сфере политики, экономики, социально-гуманитарной сфере и сфере безопасности — ситуация ухудшилась. Появились новые точки напряжения между Киевом и Донбассом, внутриполитическая ситуация и на Украине, и в Луганске и Донецке стала менее благоприятной для процесса урегулирования», — подчеркнул Алексей Чеснаков.
Среди негативных факторов в сфере безопасности авторы доклада выделили три: продолжение позиционной войны — согласно всем данным, имеющимся у тех, кто занимается мониторингом конфликта, на линии соприкосновения продолжаются обстрелы, фактически прекращена работа совместного центра по контролю и координации, кроме того, страны НАТО наращивают поставки на Украину оружия, в том числе, летального.
Что касается негативных факторов в экономике и социальной сфере, то за год, как сообщили эксперты, зафиксировано усиление транспортной блокады ЛНР и ДНР со стороны Украины. Это прямо противоречит минским соглашениям и не позволяет выполнить значительную часть обязательств в экономической и социальной сферах. Также эксперты отметили нарастание гуманитарных и экологических проблем в Донбассе.
Говоря о негативных факторах в политической сфере, эксперты в первую очередь отметили принятие Верховной Радой в январе так называемого закона о реинтеграции, ставшее свидетельством того, что Украина взяла курс на ужесточение риторики. «Фактически, определение России как стороны конфликта уменьшает возможности для дальнейшего диалога и тот факт, что российские офицеры покинули совместный центр по координации в конце декабря, — это тоже результат принятия данного закона, поскольку находиться на территории страны, власть которой считает Россию агрессором, представители вооруженных сил не будут», — отметил Алексей Чеснаков.
Второй негативный политический фактор — это форсирование национального строительства и украинизация, которую проводит Киев. В частности, большую дискуссию вызвал принятый на Украине закон об образовании, что, по словам экспертов, оказало определенное влияние не только на переговорный процесс Украины и ЕС, но и Украины и России. В результате имплементации этого закона одной из пострадавших сторон будет русскоязычное меньшинство, которое фактически потеряет возможность получения образования на родном языке.
Еще один негативный фактор касается собственно ситуации в ЛНР и ДНР, где до сих пор не проведены муниципальные выборы, поскольку Украина блокирует политический процесс, определенный форматом минских соглашений. «До сих пор не принят закон о выборах в местные органы власти, это не позволяет сформировать политическое пространство, и мы видим, что эти режимы продолжают дрейфовать в сторону военных, которым характерно отсутствие нормальных политических процессов», — отметил директор ЦПК.
Значительное влияние на процесс реализации минских соглашений в нынешнем году окажут приближающиеся президентские и парламентские выборы, отметили эксперты. «Мы считаем, что политические процессы, особенно предстоящие выборы президента и ВР, могут оказать еще более негативное влияние на ситуацию, — заявил Алексей Чеснаков. — Возможности создать эффективный механизм, при котором Киев выполнит взятые на себя политические обязательства до смены власти, фактически исчерпаны». Нынешняя украинская власть, по его словам, не заинтересована в выполнении минских соглашений и продолжает отдаляться от возможностей для их реализации. «Они уже создали для себя такие условия, при которых возвращение к конструктивному выполнению минских соглашений будет для них означать политический кризис. Поэтому мы считаем, что в ближайшие несколько лет, а может быть даже десятилетий конфликт урегулирован быть не может».
«Очевидно, что Петр Порошенко использует все шансы для того, чтобы эту вялотекущую гражданскую войну перевести в более активный формат, это единственный для него способ сохранить пост президента путем переизбрания или введения военного положения и отсрочить выборы», — заключил эксперт.