Россия
00:04, 14 февраля 2018

Отработал на детях Директор школы победил чиновников и построил коммунизм

Сергей Лютых, Боровск (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: В. Чистяков / РИА Новости

В тихом старинном городе Боровске Калужской области назревает революция. Без лозунгов, демонстраций и люстраций. Страшно подумать, но переворот происходит не в местных органах власти, а в самом сознании чиновников. Они решили, что жителям, которые в чем-то нуждаются, боле не нужно ничего просить, собирать бумажки и бить челом в кабинетах. Теперь чиновники сами все про всех узнают, сами предложат и сами все дадут. Решив выяснить, не станет ли эта инициатива еще одним бюрократическим барьером — мол, что вы ходите, мы все знаем, ждите, — корреспондент «Ленты.ру» отправился в Боровск. Оказалось, что за революцией районного масштаба стоит человек с репутацией неуемного реформатора, который последние нескольких лет обкатывал свои новаторские идеи в должности директора школы. Во что превратилась школа и чего ждать местным жителям.

Все только начинается

Сильные снегопады по-зимнему украсили окрестности Боровска и сам древний городок. Но за эту красоту пришлось заплатить заносами на дорогах и блэкаутом.

«Свет вернули во все дома за два дня. И это хороший результат. В районе серьезно пересмотрели работу экстренных служб после ледяного дождя в прошлом году, тогда ремонт поврежденных сетей занял пять дней», — рассказывает замглавы районной администрации Алексей Гераськин.

Его кабинет находится на третьем этаже здания городской ратуши с часами на фронтоне. Внизу никакой охраны: вход открыт для всех желающих. Помимо таблички «заместитель главы администрации», на стене у его кабинета прикреплен лист бумаги с должностными обязанностями, контактами и фотографией Алексея. Из написанного следует, что Гераськин отвечает за всю социальную политику и спорт в районе.

Гераськину 34 года. Он похож на молодого учителя: слишком широкая улыбка, слишком добрый взгляд. Точно так же Алексей выглядел в июле 2016 года, когда работал директором обнинской школы №12 и организовывал экспериментальный летний лагерь, о котором писала «Лента.ру».

«Нет, нет. Энтузиазма не убавилось! Напротив, все только начинается», — Алексей пересаживается из начальственного кресла ближе к собеседнику.

С нового года вступил в силу закон о пособиях за первого ребенка. У семей с доходом ниже среднего появилась возможность получать ежемесячные выплаты из материнского капитала. Эти нововведения коснутся многих семей.

«Мы подумали: зачем заставлять людей собирать документы и нести их к нам? Это очереди в присутственных местах, лишняя нервотрепка. А учитывая, что в этих семьях маленькие дети, то проще нам самим собрать информацию о том, кто и сколько зарабатывает и кому что положено. Это несложно, современные технологии позволяют делать это автоматически, без участия чиновников. Нужно только новое программное обеспечение», — говорит Гераськин.

По его словам, это позволит не раздувать бюрократический аппарат и помочь тем семьям, кому скромность, занятость или незнание не позволяют ходить по кабинетам.

Зная стиль работы нашей бюрократической машины, такие инициативы воспринимаются как нечто среднее между наполеоновскими планами и маниловщиной. А оптимизм Гераськина заставляет задуматься об адекватности его восприятия действительности. Впрочем, однажды ему уже довелось сделать то, о чем многие до сих пор только мечтают.

Школьная задачка

Алексей Гераськин родился и вырос в калужском селе. В детстве он не мечтал стать кем-то конкретно — искал себя.

«После школы собирался поступать в Калугу, учиться на педагога, но в тот год не предоставляли общежитие, и пришлось отказаться от этой идеи», — вспоминает он.

В итоге поступил на социально-экономический факультет обнинского ИАТЭ (теперь это филиал МИФИ). По его окончании поступил в аспирантуру и в итоге стал успешным преподавателем, замдекана факультета.

«Как-то мы с одноклассниками пришли поздравить с Днем учителя моего классного руководителя и учителя математики. Она к тому времени уже стала директором обнинской школы №7 и посетовала на то, что у них нет историка. Я согласился побыть временным учителем пока не найдут замену. А спустя пару месяцев согласился на предложение стать заместителем директора», — говорит Алексей. Там же Гераськин познакомился со своей будущей супругой — учителем физкультуры.

Спустя три года Гераськин получил предложение возглавить школу №12 города Обнинска. Какое-то время он просто наблюдал за происходящим, но очень недолго.

«Однажды я получил письмо в рассылке с объявлением о новом кружке. Есть, мол, такое учреждение "Центр молодежного инновационного творчества". Это был проект Минэкономразвития. Кружок робототехники. И они пригласили директоров обнинских школ вместе с учениками. Пришел только я со своими ребятами. Не знаю почему», — рассказывает Алексей.

Оказалось, что в этом центре думали о расширении, так как им было уже тесновато. А один из его руководителей — когда-то был студентом у Гераськина. «И возникло такое предложение: давайте попробуем у нас в школе», — вспоминает экс-директор.

Были, конечно, трудности, но результат того стоил. На базе школы провели первый фестиваль робототехники в Обнинске и состязания роботов, на которые съезжались гости со всей области.

Потом стали думать, как сделать так, чтобы обычная школа могла себе позволить заниматься робототехникой не в рамках дополнительного кружка, но и на уроках технологии? И талантливые технари, которые собрались под крышей школы Гераськина, сумели снизить затраты в десятки раз.

«К примеру, средний 3D-принтер стоил тогда два миллиона рублей. Они так переработали схему устройства, что он стал стоить 60 тысяч. Да, выглядит он неказисто, но работает, — говорит Алексей. — Они также разработали уникальные многофункциональные рабочие места для детей, переработали пространство в целом: освещение, шкафчики для хранения, провода, розетки».

А затем оказалось, что 3D-моделирование позволяет детям быстрее и в более раннем возрасте осваивать теоретическую часть технических наук. «И мы решили создать инженерный класс, детально проработали программу, добавили часов по профильным предметам. Правда, в ущерб физкультуре: у ребят вместо трех — два урока в неделю», — пояснил Гераськин.

Со спортом у 12-й школы, с подачи Алексея, также все сложилось весьма интересно. «Пришел ко мне человек и заявил, что раньше профессионально занимался баскетболом, а теперь хотел бы возродить в Обнинске детскую баскетбольную школу. Когда-то она была, но потом один тренер заболел, другой умер, и как-то все заглохло. Мужчина этот походил по школам, но никто ему навстречу не пошел», — вспоминает экс-директор.

Гераськин дал ему возможность заниматься с детьми в школьном спортзале, отказавшись от сдачи его в аренду, хотя для учебного заведения это самый доступный и стабильный заработок.

«Но условились, что половина детей будет наших, из нашей школы. И они занимались. Опять же, это был мой риск как директора: использование муниципальной площади неизвестно кем, — вспоминает Алексей. — Но через полгода стало ясно, что затея пришлась детям по душе. Приходили ребята со всего города. Даже пошли жалобы от учителей физкультуры других школ: "почему не взяли моего ребенка?!"»

Школа оформила с тренером официальное соглашение, получила разрешение бесплатно предоставлять его секции помещение. И этот энтузиаст привел молодого тренера — выпускника санкт-петербургского института. Как раз по направлению «баскетбол». Молодой специалист стал штатным учителем в школе, занимался с детьми на продленке и вел тут же отбор для секции.

Теперь баскетбольная секция расширяется, открывает филиалы в других школах Обнинска. Появились спонсоры, которые сделали форму, эмблему. И дети ездят на соревнования, а на днях стали призерами престижного турнира «КЭСК-баскет».

С какого-то момента репутация Гераськина стала работать на него и его школу. Пришли люди, организовавшие школу иностранных языков. «Отношения с ними у нас были арендные, но они сделали за свой счет ремонт, поставили технику, — продолжает Гераськин. — Очень скоро выяснилось, что у наших учеников есть большое желание изучать языки. Видя такой спрос, мы как администрация взяли программу углубленного изучения иностранного языка. А что? У детей с учетом кружков получалось по 5-7 часов в неделю. К тому же у нас благодаря участию в проекте "Учитель для России" появился педагог из Бельгии».

Так же вышло со школой спортивных танцев и множеством других проектов, которые школа Гераськина стала притягивать как магнит. «Это так называемый "Яндекс.Лицей" (IT-образование), "Школа Samsung", продолжает развиваться проект "Технолаб" в области инженерного образования», — перечисляет Алексей.

Не давал Алексей покоя себе, учителям и ученикам и во время летних каникул.

«Обычный школьный летний лагерь мы открываем в первую очередь для присмотра за детьми. Во-вторую — для того, чтобы чему-то научить, задействовать, занять. И все равно это больше развлечение. А в нашем лагере уклон в пользу того, чтобы научить через активные действия. Дети у нас сами все делают. Это тяжело для педагогов, но это совершенно другой темп жизни», — объяснял Гераськин происходящее в его учебном заведении, когда здание на время было отдано совсем юным учителям, проходящим практику в рамках конкурса «Учитель для России».

Тогда по окрестным домам раскидали листовки: «Приглашаем в нашу нешколу на наши неуроки у наших неучителей».

Те, кто приходил, ежедневно выбирали для себя два обязательных и одно факультативное занятие. Под красивой и нестандартной оберткой (класс биологии в прямом смысле обмотали полиэтиленом, превратив в своеобразную модель живой клетки) молодые учителя давали детям значительный объем знаний, которые пригодились им в наступающем учебном году. Иногда совмещали сразу несколько предметов. К примеру, географию и историю, слепив на большом столе большую карту Руси, адаптируя образный язык популярного сериала «Игра престолов». А тех, кто совсем не хотел учиться, собрали в группы «Но», где ребят вовлекали в обучение по технологии «каши из топора».

«Об этом много раз уже говорилось — ученик в школе главный, и так далее. А по сути только сейчас мы увидели, что это такое. До того мы пробовали, искали разные подходы, но очень часто они разбивались о "трудных" детей, тех, кто якобы не способен учиться. А здесь дали каждому ребенку попробовать, понять, выбрать что-то свое интересное и через это выйти на другой уровень», — рассказывает Алексей, сравнивая свой экспериментальный лагерь с клиентоориентированной бизнес-структурой.

После того лагеря у директора обнинской школы появилась идея проводить неделю таких «неуроков» в течение учебного года, чтобы давать ученикам возможность выпустить пар.

Вот так проект за проектом Алексей превратил обычную школу в мощный саморазвивающийся образовательный центр, который больше не зависит от единственного организатора.

Оценки и нагрузки

Гераськин не видит себя политиком, общественным активистом или директором свободной частной школы. Ему по душе быть чиновником, но при этом каждый день заниматься какими-то улучшениями, а не топтаться на месте: генерировать или заимствовать какие-то идеи и пытаться воплотить их в жизнь.

Министерство образования Калужской области недавно приняло решение перенести опыт 12-й школы Обнинска на другие средние учебные заведения, но для самого Алексея — это уже вчерашний день.

Теперь он прорабатывает и планирует ввести в Боровском районе новую систему анализа освоения учениками образовательной программы, предполагающую оценку каждой пройденной темы по шкале из трех баллов: «не освоил», «базовый уровень», «выше базового уровня».

«Ученики, их родители и преподаватели смогут видеть динамику, следить за приростом знаний, компетенций. Возвращаться и добирать знания по пропущенным темам. А что сейчас? Не ходил ребенок на уроки или сидел сиднем, а потом к концу четверти набрал несколько оценок, и ему вывели из них четвертную. Слишком поверхностно получается, много белых пятен в детском образовании», — рассуждает Гераськин.

Глядя в прошлое, судя по всему, Алексей сожалеет лишь о том давлении, которое его реформаторство оказывало на школьных учителей. Хотя открыто он об этом не говорит.

«10-15 учителей в школе обновлялось каждый год. При штате в 50-60 человек — это много. Люди не выдерживали и уходили, — вспоминает Гераськин. — Как-то мы взяли сразу девять молодых выпускников педвузов. До нового года в школе остались только трое. Остальные поняли, что это не для них. Один даже справку принес, что ему нельзя работать в школе».

Алексей всегда чувствовал ответственность за каждого из своих учеников, но четко понимал, что будущее этих ребят, их взгляд на мир зачастую зависят от одного конкретного учителя.

«По опыту я убедился, что эти понятия — "гуманитарий", "технарь" — очень переоценены, — рассуждает Гераськин. — На самом деле, какой преподаватель ребенка зацепил, под того он и перенастроился. Просто удивительно, когда ученик к 9-му классу этакий гуманитарий "в доску", а вдруг приходит талантливый учитель физики, и все: ребенок ныряет в эту науку и становится астрономом».

< Назад в рубрику