Когда страна взяла курс на импортозамещение, казалось, что в России собираются освоить все — от гвоздей и гаек до электроники. Но за 4 года многие планы так и остались на бумаге. Тем более поразительны успехи, которых добились в такой сложной отрасли, как двигателестроение. Ярославский моторный завод «Группы ГАЗ», входящей в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент» Олега Дерипаски, выпустил новую линейку двигателей ЯМЗ-530 собственной разработки, пробивает себе путь на экспорт и делает моторы даже для «Мерседеса». И все это на одной из самых современных производственных площадок в Европе. На инвестиционном форуме в Сочи завод получил «Премию развития» за лучший проект в отраслях промышленности. По словам директора дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ» Константина Рухани, замещать импорт и штурмовать новые рынки на ЯМЗ начали до того, как это стало мейнстримом, и уже сегодня рост продаж двигателей ЯМЗ-530 составляет 45 процентов, а завод занимается расширением мощностей производственной площадки под новых потребителей.
Константин Джавадович, для создания нового двигателя нужно было инвестировать миллиарды рублей, построить производство «с нуля», отправлять специалистов на многочисленные стажировки за рубеж. Почему вы пошли по такому сложному пути? Можно же было организовать выпуск уже хорошо зарекомендовавших себя импортных движков?
В начале 2000-х годов машиностроительная отрасль страны уже не производила современные двигатели, они морально устарели по всем техническим характеристикам. Возникла парадоксальная ситуация, когда наш автопром мог производить современные автомобили, но соответствующих отечественных двигателей просто не существовало. Собственно, эта ситуация и предопределила судьбу создания проекта. Решение о создании линейки рядных двигателей и строительстве нового производства принимал акционер «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска. Тогда перед нами стоял вопрос — создавать ли свой двигатель или наладить сборку импортного? Мы пошли по более сложному пути, но сегодняшняя ситуация показывает, что это было правильное решение.
Создание своего продукта дает нам возможности для большей вариативности в разработке модификаций. У нас очень широкий круг потребителей: грузовая и пассажирская техника, специальная и сельскохозяйственная и так далее. Производство двигателя по лицензии существенно сужало бы наши возможности в учете всех потребностей наших клиентов, мы бы не смогли создать ту широкую линейку, которая на сегодняшний день у нас существует. Вариативность сделала нас более конкурентными для заказчиков, а значит позволила быть более экономически успешными.
Кроме того, несмотря на все предстоящие трудности, мы понимали, что существующий уровень компетенций на ЯМЗ, в первую очередь инженерно-конструкторских, позволит нам создать собственный продукт. А работа над новым проектом с учетом современных решений, которые существуют сегодня в мировом двигателестроении, позволила вывести конструкторскую школу, технологические компетенции предприятия на новый уровень.
В последние годы на рынке коммерческого транспорта, для которого поставляются двигатели ЯМЗ, наблюдалась стагнация. Вы запустили проект в 2013 году, и как раз в конце 2013 года на рынке коммерческого транспорта началось падение. Это не отразилось на новом производстве?
Наверное, это уникальный пример, но объемы производства двигателей серии ЯМЗ-530 наоборот ежегодно растут и росли даже тогда, когда рынок коммерческого транспорта падал. Сегодня завод работает в трехсменном режиме благодаря расширению круга потребителей и созданию новых модификаций двигателей.
За три года мы разработали более 200 модификаций двигателей этого семейства, которые поставляются 50 производителям как в России, так и за рубежом. Наши дилерские и сервисные центры можно найти в любой точке не только в России, но и в странах Таможенного союза и дальнем зарубежье.
Двигателями ЯМЗ-530 комплектуются среднетоннажные грузовики ГАЗон NEXT, Уралы, автобусы Ликинского и Павловского автобусного заводов, грузовики Минского автомобильного завода. Каждый год мы проводим работы по привлечению новых клиентов, делаем новые аппликации, осваиваем новые виды техники, такие как дизель-генераторные установки, различные сельскохозяйственные машины: сеялки, косилки, а также водный и железнодорожный транспорт, все это позволило нам достичь объема продаж в 20 тысяч двигателей в год. И уже сегодня мы ведем работу по расширению мощностей завода для обеспечения потребностей существующих и новых заказчиков.
Отдельно я бы отметил еще и наш газовый проект ЯМЗ-530 CNG. Работая в тесном контакте с нашими потребителями, мы видели их потребности в сокращении затрат на эксплуатацию, в необходимости соответствовать более высоким экологическим нормам. Реагируя на эти потребности рынка, мы создали новое семейство газовых двигателей, их выпуск был организован в одном потоке с дизельными.
Фактически создание такого технически прогрессивного семейства рядных двигателей обеспечило перспективу развития для предприятия на десятки лет вперед. Были созданы новые рабочие места для высококвалифицированного персонала, увеличились бюджетные отчисления.
На российском рынке у вас все успешно. А есть ли шансы на зарубежных?
Естественно мы ставим перед собой задачу экспорта. Более того, наша продукция уже сейчас экспортируется в составе техники «Группы ГАЗ». Правило «чем экономичнее производство, тем больше объемы продаж» — работает.
Отечественный рынок нас уже отлично знает, наша доля составляет свыше 45 процентов. Для роста объемов необходимы новые рынки сбыта. ЯМЗ готов создавать продукты для каждого конкретного зарубежного рынка с учетом его специфики: жара, пыль, холод и другое.
Другим важным фактором для вхождения на экспортные рынки является экологический стандарт Евро-6, внедренный сейчас в большинстве стран Европы. В связи с этим мы модернизируем конструкцию двигателей ЯМЗ-530 до экологических стандартов Евро-6 и планируем их к выпуску уже в следующем году. Вопрос такой доводки очень сложный и комплексный, он требует не только изменения конструкции двигателей, но и масштабной программы проверочных испытаний и валидаций, как в стендовых условиях, так и на автомобилях потребителей. Первые испытания двигателей с экологическими параметрами Евро-6 мы проведем уже в апреле этого года.
С началом санкций правительство страны задало вектор на локализацию и импортозамещение. Вам удается ему соответствовать?
Выпуск двигателя, интеллектуальные права на который принадлежат российскому производителю, двигателя, который можно без ограничения применять на любой технике, — это и есть реальное импортозамещение. Российских аналогов мотору ЯМЗ-530 у нас на рынке не было, поэтому когда наш двигатель стал применяться на грузовиках, автобусах и другой технике — он заменил собою импортные аналоги, фактически вымещая их из этого сегмента рынка.
Что касается локализации компонентов, мы пришли к этой необходимости и начали заниматься этим вопросом до того, как такая программа была объявлена на государственном уровне. Мы понимали, что выпуск комплектующих на российских площадках увеличивает конкурентное преимущество наших двигателей перед импортными аналогами, так как это позволяет снижать себестоимость продукта.
На сегодняшний день мы уже получаем отливки блоков цилиндров, головок цилиндров и алюминиевых деталей с отечественных литейных заводов. В планах на 2018 год — довести долю локализации до 80 процентов. Параллельно производство большого количество компонентов мы освоили самостоятельно на Ярославском моторном заводе, это такие детали как маховики, распредвалы, шестерни, детали прессового и автоматного производства.
При этом мы хорошо осознаем, что стремиться к 100 процентам российских компонентов сегодня невозможно, да и нет в этом большой необходимости. Мы замещаем компоненты только в тех случаях, когда уверены, что российский поставщик способен обеспечить аналогичное качество.
На той же самой производственной площадке вы выпускаете еще и двигатели для автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. В прошлом году стало известно, что компания Daimler вручила Ярославскому моторному заводу премию качества за этот проект. Наверное, не просто было организовать производство с системой качества, которая будет соответствовать жестким требованиям «Мерседеса»?
Наша история сотрудничества с компанией Daimler началась в 2011 году. Для нас это был вызов, что-то новое, интересное. Тогда Mercedes решил перенести в Россию производство малотоннажных автомобилей Sprinter (их сейчас делают на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде). При этом компания планировала не только собирать их в России, но и существенно локализовать процесс. В рекордный срок — всего за два года — нам удалось наладить сборку дизелей OM646 для компании Daimler в Ярославле.
Думаю, что реализация этого проекта стала возможной благодаря тому, что на ЯМЗ задумались о системе качества задолго до того, как начали организацию производства двигателей для зарубежного партнера. Еще в 2003 году на «Автодизеле» была введена система менеджмента качества и сертифицирована на соответствие требованиям стандартов ГОСТ ИСО 9001-2000. Затем система управления качеством развивалась, пополняясь российским и зарубежным опытом. Последнее наше достижение — сертификация системы менеджмента качества по самому современному международному стандарту автомобильной промышленности — IATF 16949. Этот стандарт был разработан международной группой по автомобилестроению, в которую входят все ведущие европейские и американские автоконцерны. Самое главное — мы научились контролировать процессы, обеспечивая их стабильность на всех этапах производства, и это позволяет гарантировать 100-процентное качество конечной продукции.
Сегодня мы являемся единственным поставщиком компонентов для двигателей OM646 концерну Daimler AG. Распредвал, блоки цилиндров и головки блоков цилиндров с нашей площадки экспортируются в глобальный логистический Центр Mercedes-Benz. Недавно Торгово-промышленная палата составила акт экспертизы, подтверждающей, что автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic соответствуют требованиям, предъявляемым к локально производимой продукции, и сделан вывод о том, что наиболее существенный вклад внес именно Ярославский моторный завод.