Наука и техника
00:05, 17 февраля 2018

Звон мечей Лучшая ролевая игра со времен Morrowind и «Ведьмака»: Kingdom Come: Deliverance

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Скриншот: игра Kingdom Come: Deliverance

Игра Kingdom Come: Deliverance, созданная командой независимых разработчиков из Чехии Warhorse, похожа на ту идеальную, которую, наверное, каждый геймер придумывал в детстве, но в которую до сего времени ему так и не довелось играть. «Лента.ру» рассказывает о том, почему приключения сына обычного кузнеца в средневековой Богемии получились настолько захватывающими.

Самый обычный лес

Индржих шел по лесу, осторожно ступая по лесной подстилке, стараясь, чтобы ни одна веточка предательски не хрустнула. Пели птицы, шумели деревья, свет с трудом пробивался сквозь густую листву. Там, в чаще, разбили свой лагерь разбойники, и господин Индржиха, пан Радциг Кобыла, приказал ему выследить их и разведать обстановку.

И вот, дорога и частокол, у ворот стоит стража. Как выполнить задачу и пересчитать разбойников? Возможно, стоит выследить одного из них и переодеться в его одежду — вдруг не заметят, что под ней скрывается чужак. Можно дождаться ночи или бури и незаметно прокрасться внутрь. Только тогда, конечно, придется надеть темную легкую одежду и сбросить тяжелые клацающие доспехи.

Предположим, Индржих попал в лагерь и примерно на глаз оценил число разбойников. Но почему бы перед тем, как отправиться с рапортом к командиру, не устроить небольшую диверсию? Например, украсть оружие спящих бандитов или кинуть яд или просто испорченные ингредиенты в котлы с похлебкой?

Что ж, предположим, все прошло без сучка без задоринки. Но запомнил ли Индржих правильно число разбойников, внимательно ли сосчитал их? В беседе с командиром окажется, что точность информации чрезвычайно важна, ведь для штурма лагеря негодяев придется просить подкрепление, и оно не может взяться из воздуха. Воинов придется вызывать из других городов, а это ослабит их гарнизоны, и тогда они могут пасть перед вражеским войском — ведь идет гражданская война.

По-другому

Зачастую, хваля ту или иную компьютерную ролевую игру, критики не задумываются: а в чем заключается ее ролевая составляющая? Давно уже стало привычным, что игра в RPG — это возможность пройти сюжет (обычно достаточно линейный, а если альтернативные его ветки и есть, то все равно они так или иначе ведут к одному результату), прокачивать характеристики героя и получать специальные умения. Конечно, желательно при этом иметь обширный игровой мир, возможность мочить драконов и скелетов, а также пользоваться магией и крафтить всевозможные предметы.

В этом плане Kingdom Come: Deliverance абсолютно выбивается из канонов жанра и, несомненно, дает прикурить всей игровой индустрии, возвращая ролевой составляющей аббревиатуры RPG ее истинное значение. Это, несомненно, сильное заявление, но вполне оправданное.

Во-первых, здесь нет никаких волшебников, колдунов и всякой нечисти. Действие происходит на просторах Священной Римской империи, в Богемии начала XV века (где сейчас расположена современная Чехия). Территория площадью 16 квадратных километров тщательно скопирована с реальной. На ней в потрясающих деталях восстановлены строения и быт XV века — недаром совместно с создателями игры работали историки.

Можно возразить, что подобные игры — далеко не новость, и вспомнить ту же Asassin’s Creed: Origins. Однако мир Kingdom Come другой, и это не пустые слова. Крестьяне просыпаются, идут к бадье умываться, работают на земле, обедают, спят. Лавочники открывают и закрывают свои лавки, а вечером иногда отправляются выпить в местную таверну. Кстати, в этот момент представляется отличная возможность обчистить лавку, пока ее владелец предается пороку пьянства. Собаки стерегут дом и поднимут спящего хозяина, если чужак вздумает зайти во двор.

Перечислять все эти мелкие детали можно бесконечно, от прекрасных лесов, в которых можно — и хочется! — заблудиться, до городов и деревень, чья размеренная жизнь не дает усомниться в реальности происходящего.

Сын кузнеца

Главный герой игры, сын кузнеца Индржих — тоже отнюдь не стандартный протагонист ролевой игры. Забудьте о холеных и мускулистых спасителях мира — он не принадлежит к их числу. До поры до времени Индржих жил в доме отца в деревеньке Скалица, помогал ему по хозяйству. Увы, пасторальную идиллию прервало появление войска короля Венгрии Сигизмунда, пленившего своего брата Вацлава IV, короля Чехии. Среди завоевателей были кровожадные наемники-половцы. Итог оказался печален: большую часть населения Скалицы перерезали, но Индржиху удалось спастись и поступить на службу к пану Радцигу Кобыле, рядом с замком которого и была расположена деревня.

Вот таким образом все и начинается. Сыну кузнеца, только что зачисленному в гарнизон, выдают потертую кожанку, штаны и сапоги, а в руку дают палку, потому что кто же даст новобранцу нормальное оружие? Никаких особо значимых подвигов перед ним не маячит, ему бы разобраться со своей жизнью да найти бандитов, отобравших у него меч, который в последний день Скалицы ковал его отец.

Самое главное — мир не крутится вокруг Индржиха. Никто не будет ждать, пока он захочет поехать с отрядом расследовать, что за темные дела творятся в соседнем городке — ополчение уедет без него. Эти и другие события будут разворачиваться вне зависимости от его участия в них, ведь время течет для всего мира, а не только для никому особо не известного сына кузнеца.

Как и любой другой человек, Индржих должен есть и спать — иначе он рискует рано или поздно просто свалиться с ног от изнеможения. Во время битвы он не сможет глушить литрами магические зелья, чтобы мгновенно восстановить здоровье. Индржих может быстро истечь кровью, если вовремя не перебинтует рану. Он может сломать руку или ногу. Восстановиться после кровопролитного боя (или даже падения с обрыва) можно будет только отлежавшись и заправившись лекарственными варевами. Пища имеет свойство портиться со временем, и если съесть сгнивший фрукт, можно сильно отравиться. Впрочем, как уже было сказано выше, пища может пригодиться для того, чтобы отравить похлебку врагов.

Казалось бы, все это должно делать игру невыносимой, и, тем не менее, именно реалистичность придает процессу немалую часть шарма. В конце концов, если люди не возмущаются тому, что нужно есть и спать в реальной жизни, почему это должно восприниматься как-то по-другому, когда фантазия разработчиков Kingdom Come переносит их в средневековую Богемию?

Учиться, учиться и учиться

Не стоит надеяться, что Индржих будет валить супостатов пачками — ведь он обычный человек, а не супергерой. Битва на мечах или на кулаках с одним противником по-настоящему выматывает, и это хорошо, ведь по ее окончании игрок почувствует настоящее удовлетворение от проделанного.

Прежде всего, стоит четко уяснить для себя, что биться придется по-настоящему, отбивая удары с разных сторон, пытаясь делать обманные финты, отталкивая противника, перехватывать инициативу и уклоняться. Поначалу ничего не будет получаться, но, стоит снова напомнить, что речь идет о сыне кузнеца, который до этого не держал меча в руках, а значит и учиться фехтованию игроку придется вместе с ним. Как и стрельбе из лука — ведь ему не поможет специальная система прицеливания, направление полета стрелы придется определять на глаз. (Индржих вообще много чего не умеет — например, читать. Чтобы выучиться этому умению, ему предстоит штудировать тексты под руководством учителя-писца, а потом самостоятельно, чтобы буквы в книгах не выглядели абракадаброй).

Между прочим, без доспехов главного героя ждет неминуемая смерть от первого же удара противника. Плотная одежда скомпенсирует удар, однако если враг попадет в незащищенную область, то нанесет Индржиху серьезное ранение — и это верно и для него самого. Доспехи и одежда надеваются на тело слоями — всего под это в интерфейсе отведено аж 16 слотов! Одежда со временем портится от ударов, пачкается кровью и грязью.

И, да, не стоит ждать, что с главным героем захочет говорить приличный человек, если тот выглядит, как свинья, извалявшаяся в канаве. Придется помыться в ближайшей бадье или, что лучше, сходить в купальню и привести себя в порядок. С другой стороны, если Индржих раздобудет себе сияющие доспехи, то местные могут принять его за рыцаря, что повлияет на отношение к нему в положительную сторону.

Игроку придется затачивать оружие на точильном круге, прижимая лезвие меча к нему под нужным углом, варить зелья, кидая ингредиенты в чан и замеряя время по песочным часам. Придется скрываться от стражников после нарушения общественного порядка — если очевидец или пострадавший успеет донести на него страже. Строить репутацию в том или ином населенном пункте (причем среди разных категорий граждан). Торговаться, выполнять нетривиальные задания местных, выпивать алкоголь для храбрости — чтобы легче было общаться, мучиться от похмелья, тащиться на лошади до ближайшего купца, будучи перегруженным всяким хламом (ведь жалко выбросить ценные вещи, которые можно продать за неплохие деньги и купить себе, наконец, вместо рванины нормальную одежду).

***

Но самое главное заключается не в том, что можно делать в Kingdom Come, поскольку об этом стоит написать отдельную брошюру, а то, насколько гармонично и естественно сходятся все эти детали пазла, образуя живущий мир, в который веришь с первого взгляда. И наплевать на вездесущие ошибки и шероховатости в релизной версии игры. Да, иногда лошадь игрока может зависнуть вниз головой. Да, бывает так, что персонаж просто исчезает во время квеста и приходится, чертыхаясь, перезагружаться. Да, сохраняется игра только после сна или важного игрового события, а чтобы сохраниться там, где хочется, придется приобретать специальный шнапс, которого хватает на один раз. Да, есть и тормоза, и претензии к проработке моделей персонажей и строений.

Но ничто из перечисленного не может оторвать от жизни в средневековой Богемии, куда хочется возвращаться снова и снова. И все это было создано за семь лет командой независимых разработчиков из Чехии, собравших чуть более миллиона долларов на Kickstarter (в целом бюджет игры не превысил 10 миллионов долларов). Особенно это впечатляет, когда видишь, на какое дерьмо можно угрохать 40 миллионов долларов и получить в результате абсолютный пшик. Например, как в случае с безбожно запоротой Mass Effect: Andromeda.

< Назад в рубрику