Сегодня с онкологическими заболеваниями живут 3,5 миллиона россиян. По данным статистики, их количество ежегодно растет на полтора процента. Ученые фиксируют, что в последние годы на первое место по количеству диагностированных случаев выходит рак шейки матки. Почти половина заболевших — женщины моложе 35 лет. Врачи утверждают, что главная причина этого — беспорядочная сексуальная жизнь. Может ли нравственность уберечь от онкологии и какие существуют меры профилактики, «Ленте.ру» рассказала Ольга Шипулина — эксперт Центра молекулярной диагностики НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, глава научной группы разработки новых методов диагностики оппортунистических и папилломавирусных инфекций.
«Лента.ру»: В прессе некоторые говорят, что в России чуть ли не эпидемия рака шейки матки. Это преувеличение?
Шипулина: Отчасти. Рост действительно большой. За десять лет — на 25 процентов. И самое важное, что этот рак диагностируется у молодых женщин от 15 до 40 лет. Очень часто его обнаруживают поздно. Хотя рак шейки матки — как раз тот случай, когда на ранней стадии он лечится достаточно легко и не вызывает последствий. И это один из немногих видов рака, который можно предупредить.
Как?
Сделать прививку. Доказано, что рак шейки матки стопроцентно вызывается вирусом папилломы человека (ВПЧ). Сегодня известно более ста типов этого вируса, но считается, что рак способны вызвать 14 из них. Прививка, в зависимости от производителя, может защитить от двух до девяти типов самых онкогенных. В России эти вакцины зарегистрированы, но достаточно дороги. Одна доза стоит около семи тысяч рублей. Рекомендуется два укола с периодичностью в месяц, но три — надежнее.
Даже в Москве не у каждого найдется 14 тысяч на вакцинацию. Бесплатно эту прививку не сделаешь?
В национальный прививочный календарь она не входит. Пожалуй, только в Свердловской области вакцина от ВПЧ включена в региональный прививочный календарь, и в некоторых районах Подмосковья есть программы, в рамках которых желающие могут сделать такую прививку.
Она показана всем?
Рекомендуется прививки делать до начала половой жизни. В России это где-то 11-13 лет. Обычно вакцинируют девочек. Но есть страны, где рекомендуется прививать и мальчиков.
Зачем?
Мужчины являются носителями вируса папилломы. Вирус передается половым путем. Поэтому, чтобы снизить распространенность, необходимо прививать оба пола. Кроме того, ВПЧ может вызывать и другие виды рака, не только шейки матки: рак заднего прохода, полового члена, гортани. Хотя распространенность этих видов рака в России достаточно низкая, но все же.
Один из аргументов антипрививочников — вакцина может сделать девочку бесплодной. Насколько это обоснованно?
Трудно даже представить себе механизм, с помощью которого нарушатся репродуктивные функции. Вакцина — не вирус. Это искусственная конструкция, которая вкалывается под кожу — в руку или лопатку. Откуда взяться бесплодию? Своей дочери я прививку сделала. Кроме того, во многих странах вакцина уже давно применяется. Если бы такие побочные эффекты были — о них бы не молчали.
Вы говорите, что в некоторых странах прививки давно практикуются. Онкология там снизилась?
Первыми начали прививку использовать австралийцы. В Австралии массовая вакцинация началась еще в 2007 году. Сейчас у них охвачены и мальчики, и девочки. Ежегодно в Австралии выпускаются информационные сборники о том, что происходит в плане распространения ВПЧ. Сначала они увидели снижение заболеваемости остроконечными кондиломами — это бородавки, которые также вызываются вирусом папилломы, но не онкогенным. То есть кондилома — доброкачественное образование, хотя достаточно неприятное. А сейчас в Австралии уже можно говорить о снижении случаев предрака шейки матки — это победа профилактики. Заболеваемость раком также будет снижаться.
Где чаще всего болеют этим раком?
В странах Африки и Южной Америки. Я уже говорила, что рак шейки матки вызывается вирусом папилломы. Инфицированность ВПЧ растет. И это связано с сексуальной революцией и половым поведением. То есть там, где у мужчин больше половых партнерш, фиксируется наиболее высокая распространенность вируса.
Что происходит в России?
У нас в стране учет по распространению вируса не ведется. Если судить о раке шейки матки, то в России количество больных раза в два-три выше, чем в Европе. Внутри страны высокая заболеваемость в Иркутске, Тыве, Забайкалье. Меньше всего — в Москве и Санкт-Петербурге.
Многое зависит от социального статуса, образования людей. Например, в Москве в Юго-Западном округе мы сравнивали данные скрининга студенток медвуза и техникумов, работающих или незанятых. Брали один и тот же возраст — 17-24 года. Ситуации диаметрально разные. У второй группы вирус выявлялся намного чаще. У многих уже был предрак. Также мы сравнивали группы девушек, которые начинали половую жизнь до 20 лет и после. Опять же достоверно доказано, что выше инфицированность ВПЧ у первой группы. Риск заразиться увеличивается в зависимости от количества половых партнеров, а раннее начало половой жизни чаще всего располагает к их большому количеству.
То есть церковь права, пропагандируя нравственность как основу борьбы со многими половыми инфекциями, СПИДом?
По поводу нравственности — вот лишь один пример. Наряду с подростками в высокой группе риска инфицирования ВПЧ и развития рака — домохозяйки. Точнее, женщины, у которых один половой партнер. Все очень просто: их заражает муж, у которого имелись связи с другими половыми партнершами. И печально, что они такую вероятность не рассматривают, из них редко кто обследовался.
Необходимы программы полового просвещения в школах, где рассказывали бы о существовании презервативов и о том, как их правильно применять — в каких случаях они помогают, в каких нет, чем можно заразиться, как себя обезопасить.
Как я понимаю, вакцинация в качестве профилактики у нас в стране не особенно популярна. Еще как-то можно предотвратить этот рак?
Так называемый цервикальный цитологический скрининг: берут соскоб со слизистой шейки матки, затем в лаборатории окрашивают специальными реагентами и смотрят, есть ли патология. Этот вид профилактики используют с 1950 года. Но у метода много недостатков. Самый главный — неправильно взятый мазок, этому нужно специально обучать медсестер. Анализ могут взять не оттуда, не в подходящее время, он может быть слишком толстым, неинформативным — а значит, его результаты уже не будут достоверными.
Более современный метод скрининга — проведение ВПЧ-тестирования. В этом году ВПЧ-тестирование пытались внедрить в программу дополнительной диспансеризации, но Минздрав, видимо, не одобрил — это дополнительные расходы. Но я бы рекомендовала женщинам, проходящим диспансеризацию, интересоваться у гинеколога, с помощью какого метода будет проводиться исследование. Иногда врачи почему-то забывают о том, что положено выполнять.
Что такое ВПЧ-тест? Можно ли с его помощью анализировать кровь?
В крови папиллома-вирус не живет, только в эпителии слизистых оболочек половых путей. Исследуется тот же самый мазок. Но сам тест делается иначе. Лаборант определяет, есть ли вирус в организме. Если нет — риск отсутствует. Если ВПЧ обнаружен, потребуется дополнительный анализ: какой именно тип вируса, онкогенный или нет. У ВПЧ есть особенность: папилломавирусная инфекция может самостоятельно исчезнуть в течение года-двух. По статистике, это происходит у 80-90 процентов женщин. В остальных случаях это переходит в хроническую стадию. При этом вероятность рака повышается.
Как долго может длиться период от инфицирования вирусом до превращения его в рак?
У всех по-разному. Иногда — за полгода, а у кого-то может и десятилетиями все продолжаться.
От чего это зависит?
От типа вируса: есть более злостные, есть менее злые. И, конечно, большую роль играет иммунитет женщины. Ученые сегодня изучают, что способствует тому, что вирус «застревает» в организме. Возможно, в будущем смогут найти генетические маркеры, которые заранее предупредят об опасности.
Семейная предрасположенность к раку шейки матки имеется?
Есть публикации о том, что если женщина была инфицирована папиллома-вирусом и он трансформировался в рак, то у ее дочерей бывает то же самое. Во всем мире сейчас гинекологи удаляют пораженные вирусом эпителии — это уже называется стадия предрака, затем вакцинируют женщину, чтобы она снова не заразилась. И ее дочерям тоже делают прививку.
Пациент самостоятельно может заподозрить, что он инфицирован ВПЧ?
Только когда уже началась тяжелая дисплазия или даже необъяснимые кровотечения. А в начальной стадии нет никаких проявлений. Папилломавирусная инфекция высокого онкогенного риска протекает абсолютно бессимптомно — ни зуда, ни жжения, ни воспаления, ни изменения характера выделений из половых путей. Гинеколог, владеющий методами кольпоскопии (исследование шейки матки под увеличением), может высказать предположения. Но тоже не всегда. Молекулярные лабораторные исследования — самые надежные.
Если у пациентки обнаружен папиломавирус, нужно его лечить?
Против ВПЧ лекарств с доказанной эффективностью не существует. Хотя знаю, что многие гинекологи назначают женщине множество препаратов. Они абсолютно бессмысленны и очень дорогие.
Лечат не саму инфекцию, а ее проявления — поражения эпителия, которые могут перейти в раковые образования. Единственное на сегодняшний день эффективное лечение — удаление пораженного участка слизистой шейки матки. Это простая, безболезненная и безопасная процедура, которая выполняется амбулаторно.