Культура
00:05, 28 февраля 2018

Говна-пирога Что творилось в самом загадочном месте Москвы — ресторане «Говно»

Алёна Кожевникова
Изображение: «ВКонтакте»

В Москве снова открылся и сразу закрылся ресторан «Говно» — загадочное кочующее заведение, которое одновременно стало музыкальным и гастрономическим фестивалем, баром и выставкой одного натюрморта. Что произошло в однодневном ресторане со странным названием за время его существования — в материале «Ленты.ру».

«Удивительно смелая деконструкция еды, ее формы, температуры и даже химического состава»

«Говно» пришло в столицу уже во второй раз: впервые открытие состоялось год назад. Несмотря на камерность мероприятия (изначально о нем должны были узнать только друзья друзей), дерзость задумки привлекла много внимания. Проект стал своеобразным развитием такого же однодневного бара «Родная Молдова», который периодически появлялся в разных уголках Москвы и собирал вокруг себя известных в узких кругах музыкантов и их друзей. В прошлый раз «Говно» проходило на «Правде», а в этот раз его принял ДК «Делай культуру» на «Хлебозаводе». Получилось «говно на хлебе». Но кормили тут не этим.

В ресторане «Говно» своя валюта — щиткоины. Обменять их можно было в баре по курсу 50 рублей за штуку. Цены на напитки и еду более чем демократичные: например, коктейль «Лесной» (водка с морсом) стоит два щиткоина, а коктейль «Перегной» (коньяк, кола и лимон) — три щиткоина. Из еды: суп хипстерский, стакан хумуса или тартара и просто «блюдо» (состав неизвестен). Все по два щиткоина, кроме «паприка чиз багет» — ломтики поджаренной до румяной корочки чиабатты с томатами, французским сыром и изысканными специями обошлись бы в три условных единицы.

Один из шеф-поваров заведения Егор Сергеич в прошлом году дал насыщенное интервью, которое звучало следующим образом:

Кирилл Мазур: Егор Сергеевич, для начала хотелось бы поблагодарить вас за удивительно смелую деконструкцию еды, ее формы, температуры и даже химического состава. Скажите, когда проявился ваш кулинарный талант? Когда вы ощутили в себе необходимость смешивать и обрабатывать продукты?

Егор Сергеич: У меня нет таланта.

Кирилл Мазур: Спасибо.

На этот раз Егор Сергеич, создатель пресловутого «блюда», был еще более разговорчив и развил свою мысль. «Господь творит моими руками», — отвечал он на многочисленные комплименты.

«Московский андер-андер-андерграунд»

Несмотря на слово «ресторан» в названии, «Говно» по концепции все же ближе к музыкальному фестивалю. Переступаешь за порог — и в твои уши вливается «Хава нагила» в самой неожиданной аранжировке. Фоном идет видеоряд из наиболее психоделических кадров в истории кино, который в какой-то момент просто сменяется на «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ.

На сцене ресторана «Говно» за один вечер успели выступить около десятка исполнителей, в том числе NISHO, Дмитрий Повалишин, Елена Батаева, The OMY, Paul Corusoe, Гоша Пинкишаев, Dasha Strelkova, Lena Klab. Жанровый диапазон — широчайший: от лоу-фай-нойз-рока до саксофонных импровизаций.

«Жалко, что это все в нашем небольшом и недолгом заведении, а вокруг поле не пахано, мы веселимся — политзеки сидят», — размышляет создатель этого, по его собственной формулировке, «vanitas-ресторана».

На стене — выставка одного натюрморта (автор — Соня Киселева), рядом местные поэты пытаются соорудить полку для собственных книг. Царит полный пост-постмодернизм. Один из завсегдатаев «Говна» Матвей описывает публику (и вообще участников процесса) как «московский андер-андер-андерграунд»: это даже не то, что прячется под андерграундом, а что-то еще более глубокое.

Один из выступающих подходит к бару и сообщает бармену, что он музыкант и хочет получить «Жигулевское» бесплатно, но «Жигулевского» больше нет. «Тогда дайте водки», — говорит артист. Другой мужчина подходит к девушке за барной стойкой и сообщает ей, что она — Кристина. «Я не Кристина, я Полина». «Тогда дайте водки», — отвечает тот.

«Будьте внимательны и осторожны», — предупреждает А., создатель ресторана «Говно». Так как вопросов накопилось больше, чем ответов, «Ленте.ру» пришлось пообщаться с ним лично.

«Скоро у каждого метро будут кафе с матерными названиями»

«Лента.ру»: Откуда взялось название «Говно»?

А.: Странно, но если название, например, для музыкального коллектива мы выбирали долго и мучительно, то здесь название появилось само и сразу показалось ясным и безотказным, как камень.

Это типа провокация?

Не провокация, но критика и ответ на тот смм-шум и прочий молодежный «контент», которым заливают глаза в интернетах, в частности, в сфере гастрономии. Модные фестивали еды, это все, конечно, очень мило и почти недорого, но вот посмотрите, что мы можем предложить.

Тем более что культура вечно и всегда растягивает границы «допустимого», по мере того как чувства притупляются, так что я сделал нормальный упреждающий пиар-промоушен ход. Скоро у каждого метро будут кафе с матерными названиями (на самом деле нет).

Кто стоит у истоков проекта, и в чем он, собственно, заключается?

У истоков стою собственно я, ничего не поделаешь. Безусловно, все это — развитие знаменитого бара «Родная Молдова» (изначально бар как раз и прошел как музыкальный фестиваль, но в итоге оказалось, что он нужен и как отдельный приятный бар, который может «присоединяться» к самым разным дружественным событиям), но непосредственным толчком послужили два эпизода.

Первый: застал своего товарища Е.С. за готовкой какого-то безумного блюда и подумал, что нужно дать дорогу действительно независимой и экспериментальной кухне. Второй: друзья-музыканты на одном художественном мероприятии выступили неожиданным дуэтом с использованием саксофона и странной одежды, получился какой-то больной дарк-джаз, и я решил, что стоит создать им такие психоделические ресторанные условия, в которых они бы выступили.

В итоге родился этот, скорее всего, фестиваль — «Ресторан "Говно"», который сочетает экспериментальную готовку и экспериментальную же музыку. Конечно, изначально я задумывал более камерное действо, ближе к иммерсивному спектаклю, но вышло что-то более веселое и массовое, спектакль будет, видимо, когда-то потом.

«Роскошная пища, предметы обихода, черепа»

Как ты подбираешь музыкантов для выступлений?

Музыканты... я вообще серьезно отношусь к музыке, завелось у меня много знакомых исполнителей и ансамблей, на мой взгляд, достойных, и зачастую не сильно модных, так что стараюсь сделать так, чтобы они лишний раз выступили и были услышаны. Хорошая музыка ведь вообще — одно из лучшего, что может быть. Стоит отметить, что ребята и девчата выступают из соображений энтузиазма и поддержки, бесплатно, это воодушевляет.

Есть ли какая-то прибыль?

Я всего несколько раз проводил такого рода события, так что каждый раз уникальный. И обобщать бессмысленно. Ну когда в ноль, когда бывает небольшая какая-то прибыль, скорее тут модель такая, что я накапливаю какие-то деньги и спускаю на такое дело, а там ну отобьется — хорошо. В целом все это несерьезно, и деньги тут в десятую очередь интересуют.

Как ты ищешь площадки?

Смотрю, какие есть дружественные места, старые и новые, готовые к такого рода сотрудничеству. Иногда ведь нужно концерт организовать или выставку, так что всегда есть что-то на примете. Иногда знакомые помогают организовать, иногда иду знакомлюсь, но это, конечно, все проходит не где попало, а на площадках, готовых к какому-то эксперименту, ну и у нас все более-менее чинно проходит в свою очередь. В этот раз прошло благодаря замечательному месту для поддержки таких вот культурных инициатив, ДК [Делай Культуру], за что им спасибо.

Что значит vanitas-ресторан?

Я не спец, так что расскажу свое поверхностное представление: был ведь такой жанр натюрмортов, где-то с XVI века, или с этого и началась современная история натюрморта. На картине изображается часто роскошная пища, какие-то предметы обихода, черепа зачастую. Vanitas — тщеславие, и главный посыл таких полотен был в том, чтобы указать на человеческую бренность и ограниченность земных развлечений. И в частности здесь, я думаю, была критика сильных мира сего: золотишко, мол, и куропаток на тот свет не прихватишь. Анти-реформация в каком-то смысле, ну мы хоть и смелые реформаторы, но тоже всегда помним о смерти и бренности и готовы к самокритике и диалектическому развитию.

«Сотрудники ТНТ стали добавляться в друзья»

Рад ли ты всем или только некоторым?

Обычно подавляющая часть — это знакомые или знакомые знакомых. Но так как это в некоторой степени просвещенческая такая акция (мы ведь хотим создать какую-то кооперацию, низовую культуру, самоорганизацию; показать, что можно сделать почти все на свете без участия капиталистов и прочих крупных организаций, лишь на доверии, уважении и дружбе), то, конечно, рад новым лицам, скажем так.

Есть ли желание перейти с «Говном» в более регулярный режим или в однодневности и есть весь прикол?

С «Говном», конечно, нет, ему и в таком режиме хорошо. Но в целом есть мысли что-то интересное на постоянной основе замутить, давняя мысль, но пока не хватает опыта и понимания, но работаю над этим потихоньку, так что может однажды и позову всех в какое-то постоянное помещение. Как знать.

Что самое необычное произошло на одном из твоих мероприятий?

Самое необычное было в прошлый раз на открытии ресторана, почти год назад. Неясно почему, но сработала в FB цепная реакция, и на событие начали лавинообразно регистрироваться какие-то незнакомые, инородные люди, какие-то сотрудники ТНТ стали добавляться в друзья. Я-то рассчитывал, что придет 50 друзей, а планировала прийти тысяча или больше каких-то совершенно непонятных человеков. Я немного запаниковал. В итоге все обошлось, видимо, люди отмечались с точки зрения «прикола» и прочего «хайпа», в итоге людей была пара сотен, впрочем, посетили и люди не из моих тусовок, этим я остался доволен.

< Назад в рубрику