Культура
15:34, 5 марта 2018

Милая Фрэнсис «Оскар-2018»: женщины и ихтиандры наносят ответный удар

Денис Рузаев
Фрэнсис Макдорманд
Фото: Mario Anzuon / Reuters

Прошедшей ночью в Лос-Анджелесе в 90-й раз вручали премию «Оскар». Год, получившийся одним из самых турбулентных в истории киноиндустрии, Голливуд предсказуемо подытожил на утешительной — и поэтому несколько скучной — ноте: церемония хотя и продлилась почти четыре часа, но обошлась без настоящих неожиданностей. «Лента.ру» рассказывает о главных событиях вечера.

Самый успешный фильм

Как и ожидалось еще после объявления номинантов, главным триумфатором вечера стала романтическая сказка Гильермо Дель Торо «Форма воды». Фигурировавшая в 13 категориях картина о всепобеждающей любви ихтиандра-полубога и немой уборщицы удостоилась четырех «Оскаров», включая два самых главных — за лучший фильм и лучшую режиссуру. На фоне конкурентов «Форма воды» с самого начала оскаровской гонки выглядела наиболее удобным для голосования вариантом. При всей выразительности и эксцентричности авторского стиля Дель Торо работает в максимально доступном, народном жанре — и месседж в свое кино тоже закладывает простой (если не сказать, архаический): аутсайдеры и чужаки всех мастей, будь то монстр из Амазонии, безголосая маргиналка или деклассированный гей, тоже нуждаются в любви — и, согласно режиссеру, обязательно ее дождутся. Такой примирительный, утешительный посыл, очевидно, совпал с запросом сотрясаемого в последнее время скандалами Голливуда на экранный эквивалент антидепрессантов — фильмам более проблемным и сложным Академия предпочла пилюлю надежды на победу всего хорошего в сражении со всем плохим.

Самая эффектная речь

За самый духоподъемный момент церемонии оказалась ответственна артистка, сделавшая себе имя на прямых, лишенных кокетства ролях и высказываниях. Фрэнсис Макдорманд, выигравшая «Оскар» за лучшую женскую роль, хотя и перемежала свою речь несколько криповатым нервным смешком, стала выразителем вот уже несколько месяцев царящих в Голливуде настроений — призвала всех женщин в зале, вне зависимости от профессиональной специализации, встать и поаплодировать друг другу. Зал эту просьбу немедленно поддержал, а затем еще и взорвался восторгом, когда звезда «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» прямо обозначила следующие шаги индустрии в деле достижения гендерного равноправия: «У каждой из нас есть замыслы и проекты, нуждающиеся в финансировании. Не надо из вежливости обсуждать их на вечеринках после церемонии. Лучше приглашайте нас на встречи через пару дней, и давайте их реализовывать на деле».

Самые предсказуемые победители

После прошлогоднего конфуза с перепутанными конвертами и победой «Ла-Ла Лэнда», которой не было, Американская киноакадемия в этот раз как будто нарочно решила на всякий случай обойтись вообще без неожиданностей. В большинстве номинаций премии достались ровно тем фильмам, которые считались фаворитами у экспертов и букмекеров. Особенно очевидным получился выбор в актерских номинациях — обычно, наоборот, отличающихся непредсказуемостью: награды ушли все той же четверке артистов, которая до этого торжествовала на «Золотых глобусах», британских премиях BAFTA и призах гильдии SAG. Кроме Макдорманд, это ее партнер по «Трем билбордам» Сэм Рокуэлл, Элисон Дженни из «Тони против всех» и Гэри Олдман с «Темными временами».

Самое неочевидное упоминание России

Российское кино могло наконец заслужить свой первый «Оскар» со времен «Утомленных солнцем», но «Нелюбовь» Андрея Звягинцева уступила «Фантастической женщине» чилийца Себастьяна Лелио в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — что, впрочем, было ожидаемо, учитывая, что Академия даже пригласила сыгравшую в картине-победителе трансгендер-актрису Даниэлу Вегу представить одну из номинированных на награду песен. Так Вега вошла в историю, став первой представительницей транскоммьюнити вышедшей на оскаровскую сцену. Совсем без упоминания России — особенно в текущем политическом климате — обойтись, конечно, не могло, и в самом деле, награда за лучший документальный фильм досталась картине Брайана Фогеля «Икар», посвященной разоблачению допинговых схем в российском спорте. Ведущий церемонии Джимми Киммел не замедлил пошутить, что уж это-то голосование российские хакеры точно обошли стороной.

Самая заезженная шутка

Редкий случай — в зале присутствовали Мэрил Стрип и Дэниел Дэй-Льюис (по три «Оскара» у каждого), но в этот раз они не были самыми титулованными участниками действа (оба в этот раз ограничились номинациями, проиграв Макдорманд и Олдману соответственно). В этом статусе премию Американской киноакадемии посетил легендарный баскетболист, шестикратный чемпион НБА Коби Брайант, покинувший церемонию с новым пополнением своей трофейной комнаты: бывший лидер «Лейкерс» получил «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный мультфильм» за свою ленту-прощание со спортом «Дорогой баскетбол». Брайант, впрочем, также отметился и главным баяном вечера — начав свою речь со слов «Я баскетболист и всю жизнь слышал одно — заткнуться и вести мяч». Присутствовавшие хмыкнули, кажется, исключительно из вежливости — заезженную шутку про спортивное молчание за последние месяцы успели озвучить такие коллеги Коби, как Чарльз Баркли и Дуэйн Уэйд.

Самый долгожданный лауреат

«Побег из Шоушенка», «Фарго», «Старикам здесь не место» — что объединяет эти три фильма? Все их снял один оператор — великий Роджер Дикинс, — и со всеми тремя (а также еще десятью картинами) ему приходилось удовлетворяться лишь номинацией на «Оскар». Что ж, теперь самый странный и затянувшийся игнор в истории премии закончен: четырнадцатое выдвижение на главную кинопремию мира, с «Бегущим по лезвию 2049», наконец принесло Дикинсу долгожданную награду. Более того, каждый, кто видел сай-фай-сиквел Дени Вильнева, подтвердит, что речь не идет о премии по совокупности заслуг — как раз с визуальным рядом у продолжения «Бегущего» никаких проблем нет, а некоторые из созданных Дикинсом кадров наверняка войдут в историю кино, как ни относись к фильму в целом.

Самый главный повод для недоумения

Рейтинги церемонии вручения «Оскаров» стабильно падают уже почти десятилетие — что большинство экспертов связывает со специфическим подходом Академии к определению номинантов, в число которых крайне редко попадают действительно массовые, успешные в прокате фильмы. Вот и в этот раз Джимми Киммел имел возможность пошутить насчет того, что среди девяти претендентов на звание лучшей картины года всего два перешагнули отметку в 100 миллионов долларов сборов — по мнению ведущего, оскаровские фильмы снимаются не денег ради, а с целью вызвать раздражение у знатного консерватора, вице-президента США Майка Пенса. Что ж, в целях повышения зрелищности постановщикам церемонии стоило бы задуматься еще вот о чем: а не снижает ли число зрителей несусветная продолжительность вручения «Оскаров»? В этот раз все шоу длилось в общей сложности четыре часа — высидеть которые под силу далеко не каждому киноману. Может быть, в следующем году стоит обойтись как минимум без торжественных и абсолютно бессмысленных монтажных нарезок во славу того или иного жанра? Нам точно было так необходимо посмотреть почти трехминутный ролик, прославляющий военное кино?

< Назад в рубрику