6 марта новосибирского маньяка Евгения Чуплинского приговорили к пожизненному лишению свободы за 19 убийств женщин. Не исключено, что в будущем список жертв станет больше: на сегодняшний день убийца признался в 29 расправах. «Лента.ру» вспомнила страшную хронологию — все жертвы были найдены на территории Новосибирска и его пригородов.
Историю о том, как ловили новосибирского маньяка, читайте в статье корреспондента «Ленты.ру» Игоря Надеждина.
19 ноября 1998 года в лесополосе неподалеку от завода «Молино-Кока-Кола» (пригород Новосибирска) подросток искал дрова — но в куче мусора под железным листом обнаружил голову человека. Он немедленно побежал к маме, и та вызвала милицию. При осмотре места происшествия в нескольких десятках метров в остове выброшенного холодильника был найден женский торс с отрезанными половыми органами. Опознать погибшую не удалось, причиной смерти стала черепно-мозговая травма. Точное время ее смерти также не известно: к моменту обнаружения мягкие ткани насквозь промерзли, так что убийство было совершено по меньшей мере за пять-семь дней до обнаружения.
Уже много лет спустя по сохранившемуся черепу была выполнена реконструкция лица — но и после этого родных и близких погибшей найти не удалось. Получили генетический профиль женщины — но и это не помогло при ее идентификации. В обвинительном заключении она фигурирует как «женщина №1». По версии следствия, именно она стала первой жертвой Чуплинского — это произошло через месяц после его свадьбы.
26 февраля 1999 года на пустыре возле складов на улице Петухова (Новосибирск) дачники местного садового товарищества нашли две отрезанные женские ступни. А 13 апреля на пустыре в соседнем Ленинском районе случайно проезжавшая семейная пара, выбрасывая мусор, обнаружила на обочине в лесополосе отрезанные женскую голову и кисть руки. При осмотре места происшествия в 50 метрах от головы был найден торс без груди. Проверка по отпечаткам пальцев показала, что погибшая — 19-летняя Женя С., которая занималась проституцией. Последний раз ее видели второго января 1999 года, но даже 21 февраля знакомые получали от нее эсэмэс. Точная дата смерти девушки не установлена — как и причина смерти; предположительно, Женю задушили.
27 мая 1999 года на обочине переулка Бугринский выселок (Новосибирск) в зарослях лопухов водитель, остановившийся нарвать лопухов (для личных надобностей, как он сам пояснил) нашел отрезанную женскую голову, лицо которой к этому моменту полностью сгнило. Других частей тела найти не удалось. Причина смерти не установлена, но, как и в предыдущем случае, ряд признаков указывал на удушение. В обвинительном заключении эта жертва фигурирует как «женщина №3» — ни выделенный генотип, ни реконструкция лица так и не помогли опознать ее.
18 октября 1999 года в поле напротив АЗС у поселка Юный Ленинец (пригород Новосибирска) неизвестный мужчина нашел женский сапог, а рядом с ним — отрезанные ступни и голень. О произошедшем он спустя два часа сообщил в дежурную часть местного отдела милиции, но представиться и встретить следственно-оперативную группу отказался. Однако описание местности дал точно: возле старого кузова автомобиля КрАЗ. Эксперты действительно нашли в указанном им месте фрагменты женского тела: отчлененные руки, ноги и торс без груди. Рядом было найдено костровище, а в нем — остатки мужской и женской одежды. Неподалеку нашли использованный презерватив. Голову в этом случае найти не удалось, точная причина смерти не установлена — предположительно, удушение.
2 ноября 1999 года папа и сын на грузовике ГАЗ ехали домой с прогулки, и на проселочной дороге, которая ведет от Советского шоссе в сторону поселка Тулинский (пригород Новосибирска), заметили стаю ворон. Заинтересовавшись, они подъехали поближе — и обнаружили обнаженное тело без головы. Отскочив от него, они примерно в 20 метрах заметили стоящую на возвышенности голову женщины с ярко-рыжими волосами — собственно, именно волосы и привлекли их внимание.
По отпечаткам пальцев оперативники установили, что погибшая — 28-летняя наркоманка со стажем Светлана А., которая занималась проституцией и «помогала информацией оперативникам». Она пропала без вести 2 октября. На теле эксперты обнаружили следы побоев, сломанные ребра, а также несколько ножевых ранений, но вероятной причиной смерти стало удушение. На теле ко всему прочему были обнаружены следы спермы — и их удалось законсервировать.
1 апреля 2000 года на берегу карьера «Борок» (Новосибирск) в пяти метрах от железной дороги были найдены две кисти рук. Они принадлежали «женщине №6». Это убийство до задержания Чуплинского было неизвестно правоохранителям. 21 апреля в районе остановки общественного транспорта «Хладокомбинат» была обнаружена женская голова. Эксперты установили, что эти фрагменты принадлежат одной и той же женщине — 21-летней Светлане С., занимавшейся проституцией. 17 апреля того же года на обочине старой дороги на Зеленый Мыс прохожие замечают женский торс с отсутствующей грудью. Эксперты устанавливают, что все фрагменты принадлежат одному телу.
27 мая 2000 года два школьника, возвращаясь домой, в только что освободившейся ото льда реке Тулка (приток Оби) в черте Новосибирска заметили отсеченную женскую ногу и сообщили в милицию. 9 июня те же ребята, прогуливаясь тем же маршрутом, нашли вторую ногу. В данном случае ни голову, ни другие части тела найти не удается. Эта жертва фигурирует в уголовном деле как «женщина №7» — личность ее так и не была установлена.
20 апреля 2000 года на свалке за заводом Элсиб (Новосибирск) пятиклассник нашел голову человека с длинными волосами. Сначала он подумал, что это манекен, и решил напугать товарищей. Но одноклассники, посмотрев на голову, сказали, что это не манекен, и надо звонить в милицию… Погибшую опознали быстро — ей оказалась 21-летняя Светлана С. Ее родная сестра дала показания, что девушка в 1999 году бросила техникум, где училась на повара, и устроилась в фирму по оказанию интимных услуг. Хозяина фирмы нашли быстро — и он дал показания, что 19 января Света была отправлена в баню спорткомплекса «Оловокомбинат» к постоянному клиенту. Но тот утверждал, что от него проститутка ушла живой, причем эти показания подтвердили четыре независимых свидетеля. Других частей ее тела так и не обнаружили.
16 марта 2001 года семья новосибирцев решила набрать в поле за городом земли для рассады. Они подъехали к селу Толмачево (пригород Новосибирска), выбрали место, где снега было поменьше, — и заметили там сверток. В нем глава семьи обнаружил женский торс без рук, ног, головы и груди. Прибывшие милиционеры в 50 метрах от тела заметили вязанную шапку, привязанную к розовому штырю, воткнутому в землю, — как позже выяснится, в нее убийца завернул голову. А розовый штырь оказался фаллоимитатором. 25 марта неподалеку от этого места солдаты, возвращавшиеся в часть, заметили в поле стаю ворон и решили проверить, что там. Они обнаружили разбросанные фрагменты рук и ног, причем каждая отсеченная часть была аккуратно завернута в газету. О произошедшем немедленно доложили командованию части, и ответственный офицер сообщил о находке в милицию.
Жертву опознали через месяц, когда удалось восстановить черты ее лица. Ирина Б. с конца января находилась в розыске как пропавшая без вести. Причем искали ее и коллеги по работе, и семья — у Ирины был 12-летний сын, который проживал у бабушки и к которому она часто ездила. 31-летняя женщина работала заместителем главного редактора специализированного бухгалтерского журнала и отличалась пунктуальностью и скромным поведением. Только незадолго до своего исчезновения она поразила всех, придя на новогодний корпоратив в откровенной одежде: такой ее на работе никогда не видели. Милиция быстро установила комнату, которую снимала погибшая, — и хозяйка квартиры дала другие показания. По ее словам, Ирине каждый вечер звонили мужчины, причем разные, и она уходила с ними в рестораны и ночные клубы. Возвращалась домой в два-три часа ночи — но при этом каждый день в 08:59 была на работе, причем в очень скромной и целомудренной одежде.
Причина смерти — удушение.
7 апреля 2001 года, накануне Вербного воскресенья, двое подростков пошли из дачного поселка «Зеленый Мыс» (Новосибирск) нарвать вербы — и возле остановки «Радиостанция» обнаружили женскую голову. 25 апреля в полутора километрах от этого места местный житель под растаявшим снегом нашел две женские ноги. Других фрагментов обнаружить не удалось. «Женщина №10» была, вероятнее всего, задушена — во всяком случае, на небольшом кусочке шеи эксперты зафиксировали странгуляционную борозду (след от удавки). Но от однозначного заключения, при жизни она возникла или непосредственно после смерти, специалисты воздержались.
28 марта 2002 года за гаражами у дома 112 по улице Пархоменко (Новосибирск) три десятилетних мальчика нашли женскую голову с волосами цвета слабого раствора марганцовки. Она была завернута в мужскую поношенную рубаху. На затылке была хорошо заметна рубленная рана, но по словам экспертов, она была нанесена посмертно. Личность погибшей установить не удалось — это «женщина №11».
Рано утром 19 апреля 2003 года два брата пришли на свалку у остановки «Тарная база» (Новосибирск) — они собирались найти тару под дрова. Заметив хороший мешок, один из братьев поднял его — и оттуда выкатился сверток в котором была женская голова. А 25 апреля примерно в том же месте под растаявшим снегом была найдена черная полиэтиленовая сумка с эмблемой BMW. В ней лежали испачканные кровью детали женской одежды — от лифчика и юбки до блузки и куртки. Кровь, как установят эксперты, совпадает по генетическому профилю с найденной головой «женщины №12».
1 мая 2003 года в овраге возле теплиц совхоза «Кировец» (Новосибирск) была обнаружена голова пропавшей без вести Светланы А. — она числилась в розыске с 15 апреля. Опрос родных и подруг девушки показал: Светлана работала в фирме, оказывающей интимные услуги. Других фрагментов тела найдено так и не было.
Ирина П. 28 ноября 2003 года ушла из дома в куртке и свитере, связанном ее матерью. По нему погибшую и опознали: в этот свитер был завернут торс Ирины, найденный 10 мая 2004 года на свалке возле села Красноглинное (пригород Новосибирска). Причем 8 мая этого тела, по словам свидетеля, точно не было. На торсе эксперты обнаружили ножевое ранение — но большинство других признаков указывало, что Ирину задушили. Ее голова и конечности так и не были найдены.
Вечером 3 июля 2004 года муж, жена и дочь поехали на дачу, в товарищество «Луговое» (пригород Новосибирска) — но по дороге свернули в лес, чтобы посмотреть, есть ли там грибы. Выйдя из машины, они разошлись — и мужчина заметил странный сверток. Он пнул его — и оттуда выкатился череп, женский, судя по длинным волосам. Мужчине стало плохо, и семья, не заезжая на дачу, вернулась в город, откуда и позвонила в милицию. Позже оперативники установят, что голова «женщины №15» была завернута в полусинтетическую ткань — фрагмент платья с растительным орнаментом. Реконструкция лица по черепу результата не дала.
18 июня 2004 года 31-летняя Мария Ш. уехала на день рождения к подруге. Причем за пару недель до того Маша, купаясь с друзьями в Оби, сломала ногу и передвигалась на костылях. Около 22:50 она ответила на звонок матери, сказав, что едет домой, — но больше на связь не выходила. 7 июля мать подала заявление на ее розыск — и тут-то выяснилось, что Маша последние несколько месяцев занималась проституцией: об этом знала ее сестра, которую Маша звала с собой. В подтверждение ее слов следователи нашли постоянных клиентов девушки. Тело Маши найдено так и не было — но именно она стала причиной задержания Чуплинского. Сам он пояснил, что сбросил тело с Дмитровского моста в Обь.
27 сентября 2004 года в лесополосе возле Обского моря (неофициальное название Новосибирского водохранилища) со стороны Затулинского жилмассива грибник нашел голубые джинсы, в которые была завернута женская голова. Личность «женщины №17» не установлена. По заключению экспертов, убитой было 23-25 лет.
2 октября 2004 года в поле возле совхоза «Морской» (пригород Новосибирска) молодая пара жарила шашлык. В какой-то момент молодой человек отошел в лесопосадку, где обнаружил джинсы, у которых обе штанины были завязаны проволокой. Из любопытства он поднял их — и нашел внутри череп. В этот момент мимо проезжал автомобиль ДПС — и молодые люди сообщили о находке инспекторам. В этом случае реконструкция лица и определение генотипа дали результат: погибшую опознали как Анну Е., ушедшую из дома в 2000 году и пропавшую без вести осенью 2004 года. Правда, опознать ее смогли только осенью 2009 года, сравнивая с генетическим профилем матери. Примечательно, что на ее черепе эксперты обнаружили следы ножниц — как будто кто-то срезал мягкие ткани. Точная дата смерти 19-летней Ани не установлена. Известно, что в последние годы она зарабатывала на жизнь проституцией.
11 июня 2006 года два молодых человека поехали нарезать лозы в заросли дикорастущей ивы на берег озера в районе Станционной улицы (Новосибирск). В зарослях они заметили целлофановый пакет, из дырки которого проглядывал череп. Позже свидетели расскажут, что приезжали на это же место 4 июня — но ничего подозрительного не видели. Прибывшая следственно-оперативная группа при осмотре места происшествия в разных местах обнаружила лежащие отдельно шесть человеческих позвонков и 15 ребер, ключицу и трубчатую кость. Все останки принадлежат одной женщине, возраст которой 27-32 лет. Личность «женщины №19» не установлена — но, как рассказал сам Чуплинский, она была убита зимой 2002-2003 года.
На месте обнаружения каждого из тел были найдены биологические следы (пот, слюна и сперма) мужчины, часто в смеси с кровью жертвы. В 2014 году, когда технические возможности следователей позволили провести повторные генетические экспертизы, в исследованных средах обнаружили генотип Чуплинского.