Наука и техника
00:01, 11 марта 2018

Опасное погружение В глубинах инопланетного океана нашли гигантских чудовищ: Subnautica

Александр Еникеев (Редактор отдела «Наука и техника»)
Изображение: @Subnautica

Полуразрушенный звездолет «Аврора» высится над поверхностью океана у самого горизонта планеты 4546B. Спасательная капсула номер пять мирно покачивается на волнах. Единственный выживший стоит на верхней крышке капсулы, бросает взгляд на огромную луну, пересекающую небосвод, и ныряет в глубину с ножом на изготовку. Его взгляду открывается богатый жизнью подводный мир, который станет его новым домом на неопределенный срок. «Лента.ру» рассказывает о морских чудовищах и причудливых экосистемах в игре Subnautica

Subnautica от студии Unknown Worlds — симулятор выживания, который в буквальном смысле погружает игрока в глубины инопланетного океана. Все начинается с того, что звездолет «Аврора» с протагонистом на борту по неизвестным причинам терпит крушение около необитаемой водной планеты 4546B. Корабль, разваливаясь на части, входит в атмосферу чужого мира, вынуждая пассажиров и членов экипажа воспользоваться спасательными капсулами. Главному герою посчастливилось приводниться на богатое пищей и ресурсами мелководье, что оказалось как никогда кстати: необходимые для выживания чертежи затерялись среди обломков «Авроры».

Игроку предстоит изучать местную флору и фауну, искать способы пропитания, избегать хищных и опасных существ и создавать для себя комфортную среду обитания. И, естественно, попутно выяснить причины крушения и постараться вернуться к человеческой цивилизации, несмотря на возникающие на каждом шагу препятствия. 4546B полна загадок и древних тайн, и для того, чтобы остаться в живых, нужно погрузиться на мрачные километровые глубины, где обитают циклопических размеров твари, а окружающая среда пытается убить давлением и температурой.

Последний герой

Главным элементом игры стал, что удивительно, обычный ручной сканер, без которого спасение невозможно. С его помощью нужно исследовать обломки и ящики с «Авроры» на предмет полезных технологий. Но еще одним важным элементом геймплея является изучения инопланетного мира. Сканер и карманный персональный компьютер (КПК) дают полезную и подробную информацию почти о любом объекте, который встречается на пути. Таким образом, разработчики постарались объяснить особенности каждого придуманного ими организма, который часто имеет реальный прообраз. Порой, для того, чтобы получить крупицу сведений о том или ином животном, приходится рисковать, ведь для полного сканирования требуется время, а заинтересовавшая причудливая тварь так и норовит откусить голову игроку. Но наука требует жертв.

Мир планеты 4546B состоит из биомов — морских экосистем, которые отличаются друг от друга растительностью, животным миром и физическими условиями. Все они находятся в древнем вулканическом кратере диаметром два километра. За пределами располагается мертвая зона — практически полностью лишенная жизни безграничная и бездонная область, которую населяют лишь опасные морские чудовища. Сам вулкан активен, поэтому в некоторых местах бьют гейзеры, а более чем на километровой глубине находятся кипящие лавовые озера. Почти каждая экосистема имеет земные аналоги. Здесь есть коралловые рифы, черные курильщики и лишенные света абиссальные пустыни, где похожие на удильщиков рыбы приманивают жертв биолюминесцентным свечением.

Океаническая Пандора

Самый мирный и гостеприимный уголок в кратере вулкана называется Безопасными отмелями. Здесь неглубоко и практически полностью отсутствуют хищники, зато полно различных видов кораллов. Например, встречаются гигантские изогнутые трубы из полипов, через которые можно свободно проплыть, а кальций в составе их стенок пригоден для получения чистой питьевой воды. Странная форма этих образований служит для создания потока воды и фильтрации питательных веществ. Пурпурные мозговые кораллы добывают из морской воды углекислый газ, используя углерод для жизнедеятельности и выделяя большие объемы кислорода. В биоме встречаются содержащие пресную воду рыбы-пузыри и юркие глазастые «пискуны», чье мясо богато питательным белком. К слову сказать, они прекрасно подходят на роль аквариумных рыбок.

Рядом с Безопасными отмелями находятся леса водорослей-макрофитов. Эти низшие растения очень напоминают земные бурые водоросли, и, как и их реальный прообраз, они достигают больших размеров, вплоть до 50 метров в длину, благодаря интенсивному фотосинтезу. На Земле макрофиты отряда Laminariales также образуют настоящие леса, являющиеся домом для многих животных. Своими ризоидами (у водорослей они заменяют корни) эти растения прикрепляются к скалам и камням, растут по направлению к солнечному свету, пока не достигнут поверхности. В Саргассовом море бурые водоросли образуют целые плавучие скопления — слоевища. На поверхности инопланетного океана тоже иногда видны торчащие верхушки подводных «деревьев».

Однако для аквалангиста эти леса не очень безопасны — тут встречаются акулообразные «сталкеры», которые очень больно кусаются. Они целыми стаями вьются вокруг металлолома, к которому испытывают странное инстинктивное влечение. Попытка отобрать у них драгоценные обломки «Авроры» может окончиться плачевно. Как предполагает искусственный интеллект КПК, эти существа способны обучаться, поскольку имеют развитые нейронные пути. Но «сталкерам» все равно далеко до сообразительных дельфинов.

Затерянная река — один из самых интересных биомов игры, который доступен игроку, имеющему усовершенствованный батискаф, способный опускаться на километровую глубину. Это довольно мрачный лабиринт крупных подводных пещер, где обитают призрачные скаты и другие любящие темноту твари. Его отличительная особенность – ядовитые соляные озера зеленоватого цвета. Иногда они переливаются через края скал, образуя водопады, за которыми могут скрываться пещеры поменьше. В этой экосистеме находятся окаменелые останки вымерших сверххищников — колоссальных существ, превышающих по своим размерам любую ныне существующую на планете форму жизни. Эти создания жили миллионы лет назад, но сейчас их скелеты являются домом для куда более мелких организмов.

Подводные соляные озера — реальные экосистемы. Вода в них содержит столько соли, что становится тяжелой и опускается на дно океана. Разница в солености не дает озерам смешиваться с вышележащими слоями, в результате между ними образуется четкая граница. Такое явление распространено в Мексиканском заливе. Высокая концентрация соли смертельна для многих живых организмов, например, для кальмаров, угрей и крабов, которые могут легко умереть от токсического шока. Многочисленные трупы морских животных, лежащие в мутно-белой воде, наблюдались камерами подводных аппаратов с дистанционным управлением.

Всего в Subnautica более 30 биомов. Одни состоят из медузоподобных грибов, внутри которых живут опасные крабозмеи, другие — из прикрепленных ко дну светящихся сфер, третьи — из пупырчатых фиолетовых шаров. В игре можно встретить около 50 морских и наземных видов растений и грибов различных форм и размеров, и примерно столько же видов животных. Большинство из них не представляют опасности, но некоторые могут играючи уничтожить даже крупную подводную лодку.

Годзиллы в глубинах

Еще в водорослевых лесах главному герою может встретиться гипнотизер или месмер. Это необычное создание способно манипулировать разумом протагониста, когда раскрывает свои четыре плавника, напоминающие лепестки цветка. На поверхности плавников имеются крошечные линзы, которые при определенном падении света образуют гипнотические узоры. Проплывая мимо, рыба может овладеть вниманием своей жертвы, в результате последняя начинает испытывать слуховые галлюцинации и почти непреодолимое влечение к хищнику. Спасти от довольно болезненного укуса может только сила воли или прирученное животное-компаньон.

Первое гигантское существо класса «левиафан», который встречает местный робинзон, к счастью для последнего, оказывается мирным. Рифоспин представляет собой небольшую плавучую экосистему. Его огромный хитиновый панцирь является домом для растений, грибов и кораллов. Вместе с тремя хвостами-щупальцами длина самой крупной особи достигает более 30 метров. На планете 4546B они занимают ту же экологическую нишу, что и киты, фильтруя планктон. Для этой цели им служат два больших пульсирующих сифона под панцирем. Эти существа способны к эхолокации и издают протяжный гулкий рык, который поначалу может напугать. Возле рифоспинов часто вьются стаи рыбок, мирных и не очень.

Ближе к краю кратера можно встретить другое крупное существо — Жнеца. Пожалуй, это самая пугающая тварь в игре, несмотря на то, что она не является самой большой, хотя и достигает в длину 55 метров. Ее извивающееся змеевидное красно-серое тело скрывается во тьме, но ее присутствие выдает шипящий рев, который раздается на большие расстояния. Жнец обладает маленьким мозгом, двумя парами глаз и четырьмя острыми клешнями, располагающимися по обе стороны черепа. Он быстро перемещается, может легко убить главного героя или захватить его батискаф мертвой хваткой. Как и рифоспин, этот левиафан способен к эхолокации, и, как сообщает КПК, если протагонист слышит его рев, то это значит, что Жнец знает, где тот находится. Сначала хищник кружится вокруг своей жертвы на большом расстоянии, что дает ей шанс уйти в безопасный биом, однако прямая атака Жнеца редко заканчивается благополучно для игрока.

Еще одно внушающее ужас животное — Призрачный левиафан. По размеру он превышает Жнеца и столь же агрессивен. Его голова по форме напоминает голову акулы-молота, а многочисленные желтые глаза располагаются на передней части черепа. Взрослые особи живут рядом с границей вулканического кратера, а молодые – поблизости от биома «Затерянная река». В последнем начинается жизненный цикл этого вида. Тут левиафаны откладывают яйца, устроив гнездо в громадном биолюминесцентном дереве. Это растение питает яйца необходимыми веществами до того момента, как наступят идеальные условия вылупления. Интересно, что сам Призрачный левиафан не является хищником, а кормится планктоном. Его агрессия, по всей видимости, объясняется защитой территориальных интересов.

***

И пускай Subnautica далеко не первый проект с упором на исследования, мир игры действительно хочется изучать и узнавать о нем все больше и больше. Огромную массу контента она выдает мелкими порциями, что подстегивает трудиться и развиваться, чтобы получить добавку.

В отличие от нашумевшей No Man's Sky от студии Hello Games, в игровой вселенной которой уместились квинтиллионы однообразных планет, населенных рандомно генерируемой и безумно скучной флорой и фауной, Subnautica предлагает один, но живой и реалистичный с научной точки зрения мир, который не отпускает и через 40 часов игры.

Добавить к этому увлекательный научно-фантастический сюжет, связанный с инопланетянами и смертельной болезнью, настоящее ощущение опасности и одиночества, а также возможность создания своей собственной подводной базы, которую можно обставить по своему вкусу.

< Назад в рубрику