Россия в 2017 году установила исторический рекорд по сбору зерновых, значительная часть которых отправилась на экспорт. В этом сезоне Минсельхоз также предрекает хороший урожай. Однако российские порты далеко не всегда могут принять зерно из-за недостатка перегрузочных мощностей. В Северо-Западном регионе России вовсе нет специализированных перегрузочных зерновых терминалов. Группа «Новотранс» решила построить такой терминал в порту Усть-Луга. Он позволит нарастить экспортные поставки в Европу и лишит прибалтийские порты миллионов тонн российской пшеницы.
Строительство зернового терминала — лишь первый этап проекта, реализуемого «Новотрансом» в Усть-Луге. Как отмечают в компании, это ключевой объект, но не единственный. Планируемый объем хранения зерна нового терминала, который предполагается возвести в течение ближайших трех-четырех лет, составит порядка 300 тысяч тонн, пропускная способность — около шести миллионов тонн в год.
В дальнейшем «Новотранс» намерен построить терминал для экспорта пищевых продуктов — это напольные склады объемом 100 тысяч тонн. На третьем этапе ожидается создание трех причальных стенок для генеральных и навалочных грузов. На причалах будет вестись перегрузка чугуна, окатыша, железорудного концентрата, руды, сортовой металлопродукции. Для хранения этих грузов будет построен склад с бетонным покрытием, распределенной нагрузкой 20 тонн на квадратный метр. В целом весь терминал сможет принимать до 1100 вагонов в сутки.
Всего терминал, получивший название LUGAPORT, будет включать пять причалов для судов с осадкой до 15,5 метра и причалы глубиной 16,5 метра, рассчитанные на суда класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize.
Общий срок реализации проекта составит около пяти лет. Размер инвестиций в компании не раскрывают, но по экспертным оценкам, он составит не менее 20 миллиардов рублей. При этом в «Новотрансе» напомнили, что в феврале 2018 года группа подписала соглашение с Альфа-Лизингом о передаче в лизинг более 8 тысяч единиц подвижного состава, тем самым полностью реструктурировав прежние долговые обязательства.
«Важно, что мы является собственниками участка, где будет осуществляться строительство. И это последний свободный участок в порту Усть-Луга. 14 марта мы приступили к инженерно-геологическим изысканиям вместе с ведущим проектным институтом ЗАО "ГТ Морстрой"», — сказал президент Группы компаний «Новотранс», член правления РСПП Константин Гончаров.
В прошлом году Россия собрала рекордный урожай зерновых — 134 миллиона тонн, а также увеличила поставки за рубеж. Хотя на первом месте по объему экспорта зерновых по-прежнему остаются США, нашей стране удалось потеснить с третьего места Украину, а по пшенице и вовсе выбиться в лидеры, продав иностранцам порядка 35 миллиона тонн. Минсельхоз прогнозирует, что в этом сезоне за границу может отправиться 45-47 миллионов тонн зерновых. Однако портовая инфраструктура не поспевает за сельхозпроизводителями.
В «Новотрансе» обращают внимание на острую нехватку перевалочных мощностей для экспорта зерновых, хотя это важнейшее направление развития экспортных возможностей страны. «В Северо-Западном регионе России нет ни одного специализированного зернового терминала, в котором бы осуществлялась перевалка. С советских времен транспортная логистика была устроена таким образом, что грузы шли через порты Латвии, Литвы и Эстонии. Поэтому новый терминал позволит открыть кратчайший путь в Европу для российской сельхозпродукции», — пояснил Константин Гончаров.
О дефиците перевалочных мощностей для зерна и необходимости их наращивать ранее заявляли в Минсельхозе. Глава министерства Александр Ткачев подписал в 2017 году приказ, согласно которому к 2020 году в портах Дальнего Востока, в Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах должны появиться новые зерновые терминалы общей вместимостью порядка 44-54 миллионов тонн, что примерно соответствует объемам годового экспорта зерна из России. В свою очередь директор департамента экономики, инвестиций и регулирования рынков АПК Минсельхоза Анатолий Куценко на презентации проекта в Сочи отметил его высокую значимость для наращивания экспортного потенциала в Северо-Западном направлении. «Строительство специализированного зернового терминала позволит значительно расширить перевалочные, элеваторные, мощности по хранению, что станет важным шагом к увеличению объемов экспорта», — сказал он. О необходимости развития портовой инфраструктуры неоднократно говорил и министр транспорта Максим Соколов.
В транспортной группе отмечают, что логика строительства нового терминала в порту Усть-Луга также укладывается в обозначенную еще в 2015 году президентом России Владимиром Путиным стратегию переориентации транзитных грузов из Прибалтики в Россию. Данные ранее министерствам, ведомствам, РЖД и банкам поручения глава государства подтвердил на прошедшем недавно съезде транспортников. Причем Северо-Западное направление было обозначено в качестве одного из приоритетных.
В компании рассчитывают забрать в Усть-Лугу тот объем экспорта зерновых, который сегодня перегружается в портах Литвы, Латвии и Эстонии. Если холдингу это удастся, то только один латвийский порт Лиепая может лишиться порядка 2,5 миллионов тонн — именно столько составляет зерно — из общей грузовой базы в 6,6 миллиона тонн по итогам 2017 года. При этом в компании не сомневаются, что развитая инфраструктура порта Усть-Луга позволит комфортно загрузить новый терминал. В прошлом году грузооборот морской гавани вырос на 11 процентов, впервые достигнув 103,3 миллиона тонн. Сегодня Усть-Луга входит в пятерку крупнейших портов Европы.
«С вводом нового терминала и выходом его на проектную мощность порт уверенно войдет в тройку лидеров. Но значение терминала еще и в том, что в основе своей сырьевой порт, ориентированный на экспорт, превращается в многофункциональный, переваливающий все виды грузов, и работающий с импортом», — отметила гендиректор «Компании Усть-Луга» Виктория Федорова. Она добавила, что порт как нельзя лучше подходит для размещения зерновых терминалов, поскольку в некоторых европейских странах наблюдается рост интереса к российскому зерну.
Гендиректор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев полагает, что у проекта LUGAPORT большой потенциал. Эксперт обращает внимание на выгодное географическое положение морской гавани и возможность приема судов с большим водоизмещением. «Уже в ближайшей перспективе проект будет способствовать положительным изменениям в аспекте увеличения экспортного потенциала российского агропромышленного комплекса», — добавил он.