69-я параллель
09:31, 5 апреля 2018

Рога против Гитлера Как оленеводы помогли СССР победить нацистскую Германию

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Евгений Халдей / РИА Новости

Когда гитлеровские войска начали наступление на советское Заполярье со стороны Норвегии и Финляндии, командование Красной армии задалось вопросом: каким образом доставлять боеприпасы и продовольствие на фронт в условиях Крайнего Севера? Ответ на этот вопрос оказался очевидным: олени. «Лента.ру» рассказывает, как оленеводы помогли победить нацистскую Германию.

Ночь темная — хоть глаз выколи, дул сильный ветер, гуляла поземка, и только вдали виднелись огни аэродрома, служившего базой гитлеровским войскам. По снегу осторожно передвигались люди в белых маскировочных халатах и олени. Дело было в области Петсамо, которая сейчас входит в состав Мурманской области как Печенгский район. В 1942 году Петсамо вновь принадлежала Финляндии после короткого периода присоединения к СССР.

Красноармейцы, пробиравшиеся к аэродрому, готовились к диверсионной операции. Но почему с ними были олени? «Оленей не слышно. Это не лошадь, которая может заржать и испортить все дело. Подобрались незаметно, переждали, пока фашисты улягутся, а потом внезапно налетели», — вспоминал участник этого рейда Ефим Горбунов. Операция прошла успешно: бойцы обезвредили охрану, взорвали самолеты и горючее и успешно скрылись. Гитлеровцы пытались догнать нападавших, но те словно растворились в ночной мгле.

Выносливые и незаменимые

Это был не единичный случай участия оленей в боевых действиях Великой Отечественной войны. На Карельском фронте принимались все усилия для того, чтобы не дать врагу, идущему со стороны Финляндии и Норвегии, захватить советское Заполярье. Основной проблемой в условиях Крайнего Севера было снабжение войск и транспортное сообщение. В регионе практически нет дорог, и местность в зимнее время скрыта плотным покровом снега. Даже на тракторе тут нельзя было проехать, а нужно было перевозить боеприпасы и снаряжение для тысяч солдат.

Именно тогда было принято единственно правильное в таких условиях решение: создать оленно-транспортные подразделения, подчиненные развернутой в регионе 14-й армии. Командование взводов составили опытные оленеводы — саамы и ненцы.

Преимущество оленя как транспортного средства было очевидно. Это выносливое животное, способное проходить по насту в упряжке до 80 километров в день. Для обеспечения его питания не нужен запас корма — олень сам ищет пропитание и в тундре, и в лесной чаще. Он вынослив, морозоустойчив, а главное — практически бесшумен, в отличие от лошади.

Помимо доставки снабжения на фронт, олени выполняли и другую важную функцию — доставка раненых с фронта в госпиталь. Единственной альтернативой этим животным была авиация, но для самолета как минимум нужна разгонная полоса, к тому же его легко могут сбить гитлеровцы и их союзники. Так что именно благодаря оленям с Карельского фронта за время войны удалось вывезти около 10 тысяч раненых.

Впервые оленей стали использовать в условиях фронта в ходе Советско-финской войны, но убедиться, насколько незаменимы в Заполярье эти животные, бойцам Красной армии довелось в годы Великой Отечественной. Изначально было создано три оленно-транспортных дивизиона, в каждом служили 150 человек, 1000 оленей и 15 оленегонных лаек. Впоследствии были организованы еще четыре дивизиона, один из которых был передан 19-й армии Карельского фронта, созданной в марте 1942 года.

Но это будет позже. А в сентябре 1941 года все началось с того, что начальник строевого управления Северного флота послал начальнику штаба Архангельского военного округа запрос на призыв пятидесяти оленеводов, которые составили бы костяк будущих подразделений. Уже к середине октября того же года удалось подготовить к участию в боевых действиях около 4 тысяч оленей, 80 ездовых и 700 саней. Основной проблемой стали сани и упряжь — кожи не хватало, делать их было не из чего, и тогда было принято решение просто собрать недостающие у оленеводов.

В такой ситуации оставшимся в тылу приходилось несладко. «Мама рассказывала, что когда отца увезли на фронт, в основном пастушили женщины. Говорят, что на фронт увезли все стада, готовые сани, упряжки, даже не было ружья — нечем было стрелять», — рассказывала в интервью «5 каналу» оленевод Людмила Булыгина.

Как пишет член общества краеведов НАО Юрий Канев, тяжелее всего в оленно-транспортных подразделениях приходилось ненцам, которые плохо знали русский язык и не понимали указания командующих, а те не всегда старались войти в положение представителей коренных народов. Более того, некоторые активно мешали призванным заниматься тем, что они умели лучше всего. Например, сохранилось свидетельство начальника Ненецкого эшелона о некоем окружном комиссаре: он не только вмешивался в деятельность оленеводов со своим «экспертным мнением», но и оскорблял их. Тем не менее пять оленно-транспортных дивизионов были сформированы и отправлены на фронт в кратчайшие сроки.

На врага

Активное участие в боевых действиях оленно-транспортные отряды принимали в 1942-1944 годах. Как и всем остальным, им приходилось жить и воевать в экстремальных условиях, ночевать в снежных ямах, покрытых плащ-палатками, без дров, зачастую без нормальной еды, с которой всегда были перебои. Но даже в таких условиях эти подразделения успешно выполняли свои задачи.

Поначалу гитлеровцы не обращали внимания на оленьи упряжки: ездят местные — и ладно. Но продолжалось это недолго — противник понял, что именно олени подвозят красноармейцам боеприпасы, и тогда на нартах стало небезопасно ездить даже ночью.

Для маскировки оленей приходилось идти на разные ухищрения. Как вспоминал фронтовик Алексей Ледков, служивший в одном из оленно-транспортных отрядов, животным шили маскхалаты или красили их в белый цвет. Впрочем, иногда маскировка не нужна — как на задании, которое получил однажды Ледков. Ему предстояло проехать мимо линии врага, чтобы вызвать огонь на себя и обнаружить боевые точки противника. По его рассказу, он пронесся перед пулеметами гитлеровцев на упряжке, вопя во все горло. Сначала те опешили, потом начали стрелять, но Ледкова к тому времени и след простыл, а штаб получил важную информацию.

На оленях перевозили не только боеприпасы и транспортировали раненых — с их помощью доставляли к линии фронта целые батареи 77-миллиметровых орудий. Для перевозки на дальнее расстояние требовались десятки грузовых и легковых нарт, а если нужно было транспортировать орудие на близкое расстояние, его устанавливали на лыжи, и впряженные олени просто тащили его за собой. Немалую роль играли оленно-транспортные войска в доставке корреспонденции. На них даже объезжали позиции генералы — например, командующий 14 армией Владимир Щербаков. На специальных больших нартах возили моторы подбитых самолетов, весящие более полутонны.

Оленно-транспортные бригады принимали участие во всех важных сражениях на Карельском фронте — и не только. Например, 31-я оленно-лыжная дошла через Польшу аж до Праги, где осталась на несколько лет — только в 1947 году ее бойцов наконец отправили домой, на Чукотку. Немногим оленям, принимавшим участие в боевых действиях, повезло вернуться в родные стойбища. Но те, которым это удалось, отправились на заслуженный отдых: их больше никогда не запрягали в упряжку и не использовали на хозяйственных работах.

< Назад в рубрику