A Way Out не приемлет компромиссов. В нее обязательно должны играть два игрока, на долю которых выпадет управлять действиями двух американских зэков, совершающих побег из тюрьмы. «Лента.ру» попыталась разобраться, действительно ли такая концепция игрового процесса заслуживает права на жизнь.
Идея A Way Out поначалу интригует — игроку предстоит выбраться из тюрьмы и принять участие в незабываемых приключениях, причем не одному, а обязательно с другом. Никаких случайных игроков, подобранных автоматически в онлайне. Вы либо сидите вдвоем напротив одного экрана, с двумя контроллерами, или играете по сети с человеком из своего френдлиста.
Казалось бы, ничего особо страшного в этой концепции нет, однако все зависит от того, кто играет в A Way Out. Если речь идет о двух молодых холостяках, на выходных пьющих пиво дома, обжирающихся заказанной пиццей и не знающих, чем заняться, — то эта игра как раз для них. В случае с двумя корреспондентами «Ленты.ру», у которых есть семьи с детьми, все оказалось намного сложнее.
Прежде всего, если вы окажетесь в этой ситуации, то договориться о времени игры будет очень проблематично. Представьте себе: вы пришли с работы, сходили в магазин, уложили детей спать, и вот уже 11 часов вечера! Чертыхаясь, заходите в чат, спрашиваете партнера, мол, ну как, готов? Нет, не готов! Его-то ребенок еще не спит, а значит играть невозможно. Завтра вставать в 7 утра, вести детей в детский сад и бежать на работу.
К 12 часам ночи глаза закрываются, шептать в микрофон гарнитуры адски надоедает — а то спиногрызы проснутся (в игре просто необходимо общаться в реальном времени). Зевая во весь рот, досматриваете очередную кат-сцену, чтобы утром подняться со свинцовой головой и желанием кого-нибудь укокошить.
Это было предупреждение. Время есть? Детей нет? Пиво, пицца на месте? Тогда к делу.
Лео отсидел несколько месяцев. Тюремные будни тянулись скучной чередой дней. Прогулка, работа, сон в камере-одиночке обычной американской тюрьмы, когда вместо одной стены — сквозная решетка, выходящая на круговую площадку, по которой время от времени медленно проходит охранник, следящий за тем, чтобы заключенные не бузили.
На сегодняшней прогулке, впрочем, произошло нечто неординарное. Какое-то бородатое чмо и двое его прихлебал схватили Лео под руки и начали нещадно бить. «Что тебе надо, чувак?!» — заорал Лео. «Не важно, что надо мне, важно, что надо Харви», — мрачно отозвался бородатый. Да, Харви. Тот самый, из-за которого Лео загремел в тюрьму. Напарничек, чтоб его черти драли, забрал добычу, застрелил клиента и сбежал. Теперь Лео приходится отдуваться за двоих.
Что хотел Харви, было понятно, и если бы не счастливая случайность, вряд ли бы Лео пережил сегодняшний день. Сегодня в тюрьму доставили очередную партию свежих зэков, и среди них был Винсент — серьезный мужик средних лет. Он-то и бросился на помощь Лео, и вместе им удалось отбить атаку беспредельщиков, и не одну — потом еще и в столовке чуть не закололи.
Короче, постепенно Лео понял, что Винсенту можно доверять, и посвятил его в свой план: сбежать и отомстить Харви, тем более, что Винсент, как оказалось, тоже присел из-за него (какое интересное совпадение)! Забегая вперед, стоит отметить, что это дело у них получилось провернуть наилучшим образом, и по ходу дела Лео осознал, что без напарника его план был практически неосуществим.
Цветовая гамма A Way Out немного приглушенная, уходящая в сепию, — и наверняка не просто так. Вся игра ощущается как немного затянутый полицейский боевик 70-х годов, со всеми клише и атрибутами жанра. В центре повествования — история двух зэков, бегущих из тюрьмы и желающих отомстить человеку, из-за которого они оказались за решеткой.
Сама игра предоставляет игрокам скорее не целостный игровой процесс, а коллекцию мини-игр, разбросанных по не очень большим локациям, вперемешку с длинными кинематографическими сценами. Увлекательно было бы играть в однопользовательскую версию A Way Out? Конечно, нет. Весь смысл игрового процесса заключается в общении игроков в реальном времени.
«Идет, идет!» — кричишь, стоя на стреме, в гарнитуру товарищу, который ковыряет стену в соседней камере. «Так, давай на раз-два-три!» — говорит приятель, когда вам синхронно нужно нажать одну и ту же кнопку, чтобы высадить дверь. Координируетесь во время редких перестрелок. Решаете, как поступить в той или иной спорной ситуации (для этого обоим игрокам приходится подтвердить одно и то же решение).
Именно это первично, а все остальное вторично, и, прежде всего, история Лео и Винсента. Она пытается быть душещипательной, пытается показать, как между двумя зэками медленно устанавливается доверие, но все это выглядит достаточно неестественно, несмотря на отличную работу монтажера кат-сцен и актеров озвучивания.
Вся она построена на жутко избитых кинематографических тропах, причем введенных в повествование в абсолютно клишейной форме. Игрокам как бы говорят: вот тут вы всплакнете от умиления, тут поймете, что и Лео, и Винсент — настоящие люди со своими трагическими историями. Эти сцены не вызывают никаких сильных эмоций.
Более того, если в начале игры, до того как Лео и Винсент вырвутся на свободу, механика «я помогаю тебе, а ты мне, иначе ничего не получится» кажется чем-то интересным и новым, то после этого идет уже совершенно рутинное кнопкодавство. Механика особо не меняется, а задания по большей части сводятся к стрельбе, боям, беготне и — конечно же — совместному выбиванию дверей.
Особенно раздражают последние минуты игры, когда у обоих игроков отбирают всякую возможность разрешить сложившуюся между ними ситуацию каким-либо другим путем. Начав за здравие, A Way Out заканчивает за упокой — причем, как в прямом, так и в переносном смысле.
Во время прохождения невольно возникают мысли, что игра похожа на серию Uncharted о приключениях авантюриста Дрейка. Это действительно так, если не учитывать, что однопользовательский режим Uncharted во много раз более захватывающий, чем парные посиделки в A Way Out.
Механика этой игры не нова — во многих других играх есть подобные режимы, но A Way Out именно заставляет игроков действовать сообща, когда это уже до чертиков надоело. Строки, которые проговаривают актеры, настолько шаблонны, что от них вянут уши — то есть, то, что скажет Лео или Винсент, можно предугадать до того, как они откроют рот (если, конечно, ориентироваться на не самые лучшие боевики 70-х с предсказуемыми поворотами сюжета и характерными экшен-сценами).
***
Можно ли на основе всего этого сказать, что игра, сделанная независимыми разработчиками Hazelight, не удалась? Наверное, все зависит именно от того, насколько большим количеством времени вы и ваш приятель располагаете. Если заняться абсолютно нечем, и A Way Out — единственная альтернатива — то выбор очевиден. И обязательно играйте на двух джойстиках в одном помещении. Играть по сети, не видя человека, который давит на кнопки на другом конце провода, просто мучительно. А еще лучше — просто посмотреть на пару хороший фильм.