Среда обитания
00:01, 10 апреля 2018

Своими руками Московские дворы переделают с помощью жителей. Это изменит все

МАРШ

Городские изменения — процесс управляемый, влиять на их ход могут сами горожане. Но на начальном этапе направлять перемены должны профессиональные урбанисты. Что такое городские эксперименты, каких целей они позволяют добиться и в каких районах Москвы вскоре стартуют, «Дому» рассказал урбанист, креативный директор городских проектов и сервисов в сферах культуры и искусства, образования, развлечения, услуг, преподаватель на курсе УТРО архитектурной школы МАРШ Сергей Царев.

Современный город, современная урбанистика держатся на эксперименте. Я сам к этому пришел. Десять лет назад я начал с дизайн-завода «Флакон», был креативным директором команды. Владельцы собирались построить там бизнес-центр, но случился кризис 2008 года, от вложений они оказались, но не от развития территории. Делать это решили снизу — с нашей помощью.

В городе есть площадки, где с развитием все понятно — с собственностью, архитектурой, востребованностью земли. «Флакон» был другим. Наша идея была следующей: пошаговое развитие территории через создание новых сценариев, привлекательного бренда места, выращивание смыслов. Нам нужны были люди, которые сами освоят пространство под себя, наполнят его смыслом. Мы звали художников, скейтбордистов, ивентщиков. Потом пришли архитектурные и дизайнерские бюро и агентства. Они все тогда искали не офисы в бизнес-центрах, а только появляющиеся лофты. У нас не было инвестиций на создание бизнес-центра, и мы стали продавать как будто бы некондиционные площадки — странно выглядящие, необычные. Наш слоган был «творите, что хотите». Например, была площадка, которая представляла собой просто огромную трубу. Пришли люди, которые сделали в этой трубе многоуровневый офис с подвесными балконами — рабочими местами.

Мы привлекли сообщества, в которые мы верим, и создали им условия, чтобы они сами лучше осознали себя через деятельность в городской среде. Мы создали поле эксперимента: каждый мог подать заявку и сделать событие, выставку. И к нам приходили художники, тусовщики, которые осваивали пространство сами, — буквально брали в руки электролобзик и шуруповерт. Это процесс, когда непонятно, где заканчивается «производство» и начинается «потребление» пространства. Это непрерывный процесс перекраивания, становления. И это и есть самое ценное.

Новые горожане — созидатели. Есть такое явление — prosumerism, просьюмеры — люди, которые сами производят и сами потребляют услуги и продукты. В интернете это давно создало новую экономику, взять для примера тот же YouTube. Городская среда сейчас вошла в такую стадию своего развития, что, будучи зарегулированной сверху, она не может удовлетворять потребности. Выходит, пользуясь городом, ты пользуешься какой-то неудобной вещью, которая создана по устаревшим шаблонам, основанным на утопических идеях XX века. И наша задача, задача урбанистов — давать инструменты для производства городской среды самим пользователям.

Город — не просто дома, это люди и единство сообществ, которые существуют вместе и постоянно взаимодействуют. Людям комфортно именно в сообществах, но для их появления нужна благодатная, дружественная для них среда. И наша задача — создать ее: такую, чтобы в каждом районе, в каждом дворе могли появиться нужные людям площадки, практики. Москва — неплохо развивающийся мегаполис, где все запросы можно удовлетворить. Проблема в том, что часто для этого нужно сначала около часа ехать куда-то на машине.

Сообщество — само по себе эксперт. Оно знает, что мамам с малышами нужно теплое место, где дети могут играть, а взрослые — попить чаю, подросткам нужно пространство, чтобы обсуждать «Майнкрафт», кататься на скейтах, отжиматься и лазать по стенам.

Локальная культура, локальный бизнес, локальные сервисы — это то, что нужно людям сегодня, зародиться и вырасти вне рамок сообщества это не может. Что мешает людям улучшать свою жизнь? Отсутствие сообщества как такового. Между людьми должно быть доверие, связи, тогда они смогут вместе понять, что им нужно. Нужен первый шаг, появление чувства, что все в ваших собственных руках. Как это чувство вызвать? Этим мы как раз и занимаемся.

Поэтому мы проводим эксперимент! Это могут быть временно организуемые практики или совместные праздники. Например, мы привозим во двор фестиваль, строим ферму, устраиваем большой обед. Люди пробуют участвовать в этом, и действие их связывает, делает ближе друг другу. А потом они находят общие проблемы и начинают генерировать серьезный запрос на качество среды. В итоге она полностью переосмысливается, а начинается все с дворовых зон.

Общественные места — основа городской ткани. В этом пространстве находят свой интерес и удовлетворяют потребности все: и жители (как потребители и как производители), и акционеры и инвесторы локальных бизнесов (которыми становятся те же жители, находя таким образом работу рядом с домом), и крупные компании (которые входят в доверие к жителям через сообщества по интересам и получают в итоге лояльных покупателей), и администрация, у которой свой план. Задача современных урбанистов — организовывать встречи всех заинтересованных сторон, помочь выстроить среду, в которой будет комфортно всем. Этому мы сейчас планируем научить студентов, которых набираем на программу УТРО в школе МАРШ — делать дизайн-интервенции в районах, исследовать действием. Уже известно, что мастерские будут в Тропарево-Никулино, Кунцево, районах Якиманка и Аэропорт.

План такой: сначала организуем открытые штабы районного развития. Они будут собирать, анализировать и публиковать данные о культурных, социальных, технологических, политических и архитектурных условиях среды. Надо помочь жителям и местным организациям понять свой район и то, как влиять на происходящие в нем процессы: проводить архитектурные конкурсы на благоустройство, организовывать раздельный сбор мусора или или даже исследовать причины подростковой зависимости от алкоголя и наркотиков и вырабатывать способы их исключения из локальных схем наркотрафика. Мы увидим, какие направления могут быть поддержаны жителями, соберем инициативные группы и проведем архитектурные эксперименты по одному из направлений. Это может быть большой соседский обед или организация какой-то активности в неиспользуемых помещениях. А студенты потом составят стратегию территориального развития со всеми деталями — рекомендациями по финансированию, техническим заданием. Люди пробуют, осваиваются в среде, знакомятся, а заканчивается все стратегией территориального развития, многообразием и качеством сервисов, экономическим успехом. Такой должна быть сегодняшняя городская реальность.

< Назад в рубрику