Серия God of War — один из самых старых и известных эксклюзивов Sony. Первая часть, вышедшая в 2005 году, пускай и была упрощенной версией японских слешеров, но привлекала своей брутальностью и эпичной историей. Но за столько лет эта концепция безнадежно устарела и сейчас недостаточно просто показывать расчлененку на экране. Именно поэтому в студии Santa Monica приняли решение полностью перезагрузить серию. О том, как поступили разработчики с богатым наследием God of War и заслуживает ли новая часть звания «Игры года», — в обзоре «Ленты.ру».
Однообразность God of War нисколько не умаляет величия серии. Где еще можно было выдавить глаза Посейдону, жестоко избить Зевса и оторвать голову Гелиоса, чтобы использовать ее как фонарь. Даже отец всех титанов Кронос пал от руки безумного падшего бога. Но рецепт всех частей был одинаковый и состоял из повторения одних элементов: битва с кучей слабых врагов, пара загадок, битва с боссом. Какой бы враг не встречался на пути Кратоса, его всегда можно было победить, постоянно нажимая одну из кнопок. И за 13 лет существования серии этот подход надоел даже самым прожженным фанатам.
Казалось, последняя номерная часть окажется заключительной в серии. Кратос убил всех олимпийцев, а затем совершил самоубийство мечом Олимпа. Но как мы помним, за шесть игр серии (мобильная Betrayal не в счет) Кратос трижды умирал и пять раз выбирался из мира мертвых. Так что возвращению падшего бога мало кто удивился.
После того как Кратос наконец исполнил свою месть, он долго скитался по миру в надежде обрести спокойствие. В результате своих путешествий он попадает в Скандинавию, где заводит новую семью, строит дом в глуши Мидгарда и пытается воспитывать сына Атрея. Стоит отметить, что все сказанное выше никак не объясняется в игре и узнавать приходится из интервью с разработчиками и других материалов. Поэтому поначалу не понимаешь, это новая история или все же продолжение. Сценаристы пользуются этим неведением игрока, и новая God of War выглядит больше как основательное вступление к новой трилогии.
Важно понимать, что новая God of War пусть и позиционируется как полный перезапуск, но является им лишь отчасти. История Кратоса продолжается и его прошлые «подвиги» никто не забыл, но вот геймплей игры сильно переработали. Это теперь не однокнопочный слешер, а достаточно сложный приключенческий боевик с прокачкой и псевдооткрытым миром. И, чего уж точно не ожидаешь от серии, отличным сюжетом.
Для полного понимания происходящего стоит хотя бы прочитать пересказ сюжета в Википедии. В диалогах часто вспоминают заслуги Кратоса, а к середине игры концентрация отсылок к прошлым частям зашкаливает. И игра нисколько не настроена объяснять, кто такой Кратос и почему он ненавидит богов.
Новая God of War не грузит долгими вступлениями и рассказами о том, что делал Кратос до начала игры. Игра начинается сразу со смерти жены Кратоса и подготовки отца и сына к долгому путешествию на самую высокую гору девяти миров, чтобы развеять прах матери. Вероятно, как это было раньше, в будущем выйдет несколько приквелов, раскрывающих, что происходило до действий игры.
Но обстоятельства складываются так, что Кратосу все же приходится решать проблемы грубой силой. При этом игра избавилась от нарочитого пафоса. Всю игру Кратос и Атрей преследуют простую цель — добраться до вершины горы, а все остальное их не особо волнует. Да, они столкнутся с драконом и решат несколько семейных конфликтов, но все это в рамках их задания. Кратос не пытается мстить кому-то и не лезет без дела на рожон, как раньше, а просто хочет защитить и воспитать сына в их нелегком приключении.
Новая история Кратоса аккуратно вплетена в скандинавскую мифологию. Но, опять же, из-за общей приземленности герои не пересекаются со значимыми персонажами. Все вокруг только и говорят о том, какие плохие Тор и Один, и травят байки о грядущем Рагнарёке, но воочию посмотреть на все это никто не даст. Можно предположить, что это лишь начало новой серии, и все самое эпичное уберегли на потом, но оправдание слабое. Это только создает новые рамки, которые не дают в полной мере раскрыться игре.
Новая God of War больше не ставит во главу бессмысленную жестокость, а фокусируется на личной истории Кратоса. После оригинальной истории он всеми силами пытается забыть о своем прошлом. Даже сыну он не рассказывает о его божественном происхождении, не желая ворошить прошлое. Скрывая от Атрея правду, Кратос также пытается защитить мальчика в надежде, что он не повторит ошибок отца.
Эволюция отношений Кратоса и Атрея — одна из самых важных частей игры. Кто-то проводит параллели с The Last of Us, но такие сравнения не совсем корректны. В God of War более простая и менее драматичная история о трудностях общения отца и сына. Для большего понимания лучше просто привести цитату креативного директора студии Кори Барлога: «Это игра про то, как Кратос учит своего сына быть богом, а сын учит Кратоса снова быть человеком».
Их отношения проходят от полного непонимания до совместного распития вина. Поначалу Кратос вообще ни во что не ставит Атрея и обращается к нему только когда надо прочесть руны. Впрочем, поначалу он реально ни на что не способен. Но по мере развития истории Атрей из трусливого мальчика, который даже зверя убить не может, становится полезным союзником. В какой-то момент он вообще теряет рассудок и, возомнив себя серьезным воином, решает казнить поверженного врага, ослушавшись отца.
Атрей всюду сопровождает Кратоса, оказывая содействие в боях и при исследовании мира. Во-первых, посреди боя он может вцепиться во врага и обезвредить его на некоторое время. Но большую часть времени он стреляет из лука во все стороны, помогает решать головоломки и отвлекает противников.
По части геймплея новый God of War — совершенно другая игра. Теперь Кратос размахивает огромным топором Левиафаном и не гнушается забить врага кулаками. Это ощутимо замедлило темп боев, но вот дуэли с боссами стали гораздо осмысленнее и сложнее. В каком-то смысле игру можно сравнивать с Dark Souls или любой другой Action RPG. Как и обычно, доступны сильная и слабая атаки топором, а также его можно метать. Да и сын-лучник, которому можно отдавать приказы, добавляет вариативности в боях.
Но и здесь не без придирок. Всего в игре не больше десятка типов врагов. При этом эпичная битва с троллем из первого трейлера здесь повторяется чуть ли не каждые два часа. И если в первый раз это выглядит как полноценный боссфайт, то потом становится рядовым сражением. Другой вопрос к анимациям добивания — у одного врага всего одно «фаталити». Даже для тех же троллей анимация никак не меняется со сменой оружия. Это непростительно для игры на 20 часов с упором на боевую систему.
Из RPG тут позаимствована еще система прокачки и возможность улучшать броню. Раньше нужно было копить души, чтобы повысить уровень оружия и открыть новые комбо. В новой части для каждого параметра есть свое дерево прокачки, но и тут не дожали. На выбор всего три комбо, причем они одинаковые для всех видов оружия (да, кроме топора и кулаков будет еще кое-что), а в отдельной ветке Атрея представлены только навыки на увеличение урона и скорострельности.
Это было бы критическим недостатком, если бы не общая вариативность боевой системы, которая достигается, в частности, за счет рунических атак. На топор можно повесить две руны, которые дают дополнительные возможности по настройке стиля ведения боя. Одни из них замораживают, а другие оглушают врагов, некоторые бьют по области, когда другие лучше подходят для дуэлей и битв с боссами. В общем, из-за общего количества возможностей, проблемы с прокачкой отходят на второй план.
Львиную долю игры занимают второстепенные задания и исследование мира в поисках лучшей брони. По итогу прохождения сюжетной кампании у Кратоса останется еще много занятий, на выполнение которых уйдет еще часов 20. Во-первых, практически в самом начале игры пару заданий выдадут гномы-кузнецы. Сразу выполнить их не получится, потому что там слишком сильные враги. Также на пути будут постоянно встречаться запечатанные двери, открыть которые тоже получится только ближе к концу. За некоторыми из них встречаются самые сложные боссы игры — валькирии.
Потом, как и в прошлых частях God of War, на локациях разбросано огромное количество сундуков, большинство из которых не получится открыть при первом прохождении. Обычно в этих ящиках лежат предметы для крафта брони или немного серебра на покупку улучшений. Но наибольшую ценность имеют особые сундуки, запечатанные рунами. В них находятся предметы, увеличивающие количество здоровья и полоску ярости.
Есть также два мира-арены. Один из них — Нифльхейм — полностью покрыт проклятым туманом, в котором нельзя долго находиться, а в случае смерти все собранные ресурсы теряются. При каждом новом его прохождении все ловушки и враги обновляются. А второй — Мунспельхейм — представляет обычную череду испытаний, вроде «Продержись пять минут» или «Босс не получает урона пока есть другие враги».
Проходить эти второстепенные задачи никто не заставляет. Но если нравится боевая система и хочется выбить лучший шмот, то почему бы и нет. Это реальная проверка на прочность. А вот задания в Мидгарде скучные донельзя, они построены по принципу «убей врагов на другом конце карты, а потом вернись обратно».
***
Все опасения по поводу новой God of War были абсолютно напрасны. У нее есть ряд недостатков и смена жанра далась студии Santa Monica с трудом. Разбираясь в деталях, тут нельзя найти чего-то кардинально нового и в игре очень много позаимствовано из самых разных проектов. Несмотря на все это, разработчики сделали огромный шаг вперед по всем фронтам, начиная от боевой системы и заканчивая графикой с режиссурой. То, как подается новая история, какие она задает вопросы и что оставляет после себя, — лучшее, что случалось с серией за все время ее существования. Бесспорно, это обязательная к ознакомлению игра для владельцев PS4 и одна из лучших игр текущего поколения.