Ценности
00:00, 24 апреля 2018

Пастухи и клоуны Эту скучную игру обожают миллионеры и жлобы. Дело в одежде и плохом вкусе

Антон Ширяев
Кадр: фильм «Гольф-клуб 2»

За последние 150 лет гольф стал любимым развлечением миллионеров, объединившим в себе спорт и принадлежность к высшей касте западного общества. «Лента.ру» разобралась в том, как менялся внешний вид игроков в гольф — от нарядов шотландских пастухов и эдвардианского «лука» до клоунских нарядов и скучной практичности.

На протяжении большей части послевоенной эпохи в Европе и особенно Америке гольф был непременным атрибутом мужского успеха. Если ты заработал миллион долларов, то просто обязан вступить в местный гольф-клуб и периодически посещать его в выходной день. Любителей сыграть раунд среди известных людей хватало всегда. Аль Капоне и Говард Хьюз, Хамфри Богарт и Кларк Гейбл, Уинстон Черчилль и Дуайт Эйзенхауэр, Билл Клинтон и Билл Гейтс, Джастин Тимберлейк и Уилл Смит — гольф любят рэперы и поп-певцы, актеры и бизнесмены, политики и мафиози.

Для мужиков и голландцев

Как и у любой хорошей вещи, у игры в гольф много отцов. В современном виде с 18 лунками гольф появился в Шотландии в середине XIX века, но с меньшим количеством лунок в гольф играли и в XVIII веке, а голландцы и вовсе утверждают, что пастухи Нидерландов загоняли кожаные мячи в кроличьи норки дальними ударами еще в XIII веке. Впрочем, особого влияния на историю экипировки для игры пастухи страны тюльпанов не оказали, а вот шотландцы долгое время были законодателями моды. Это сейчас гольф ассоциируется с залитыми солнцем лужайками Флориды, Калифорнии, Испании или южной Франции, но первые десятилетия размахивать клюшками приходилось в куда менее приятных условиях.

Холод, ежедневный дождь и пронизывающий до костей ветер с моря был постоянным спутником игроков в гольф. Получать удовольствие от игры в таких условиях можно было лишь предварительно утеплившись. Твидовый пиджак и, в особо суровые дни, жилет, плотные брюки, которые были заправлены в длинные носки, и охотничьи ботинки — если бы не клюшка, то игроков в гольф можно было легко принять за охотников. В те редкие дни, когда над холмами Шотландии светило солнце, любители игры могли позволить себе обойтись кардиганом, надетым поверх белой рубашки со стоячим воротником. Свою индивидуальность игроки могли придать различными галстуками и кепками, без которых костюм гольфиста в XIX веке был немыслим.

Для джентльменов и нуворишей

Первый бум гольфа пришелся на «ревущие двадцатые», когда игра обрела популярность по всей Британии и в ее колониях. Джентльменов привлекала подчеркнутая элитарность гольфа с его закрытыми клубами, членами которых не могли стать люди с улицы, сколько бы денег ни значилось на их банковских счетах. Если до Первой мировой войны ключевую роль играло удобство, то после — стиль. В моду вошли норфолкские пиджаки, кардиганы, шляпы и ботинки с крагами, но все эти нововведения не могли перечеркнуть всеобъемлющую любовь гольфистов к гольфам.

Несмотря на то что популярность игры давно шагнула за пределы Шотландии, огромный спрос обрели гольфы с тартаном, подчеркивающим уважение игрока к корням спорта. Заправленные в гольфы брюки уступили место так называемым plus four — удлиненным на 4 дюйма панталонам, также известным, как никеры. Они придавали игрокам несколько комичный вид, но пользовались огромной популярностью.

Но все изменили американцы. Нувориши, сделавшие состояние в кинобизнесе и на бутлегерстве во времена сухого закона, хотели всячески подчеркнуть свою причастность к элите, и гольф был отличной возможностью сделать это. Если в 1920-е популярность игры в штатах только набирала обороты, то в 1930-е именно США стали страной гольфа — поля были в каждом более-менее крупном городе. Естественно, это сказывалось на внешнем виде игроков, ведь даже в северных штатах США большую часть года погода куда лучше, чем в Шотландии и северной Англии.

Из-за этого в прошлое ушла шерстяная одежда, а после 1933 года, когда U.S. Open игрался в чудовищную жару, игроки-профессионалы и вовсе отказались от галстуков и шейных платков. Любители же сменили никеры и гольфы на фланелевые брюки и носки, так как в США многие предприниматели любили отправиться в гольф-клуб прямо из офиса.

В 1940-е годы классический «лук» игрока в гольф сложился окончательно. Рубашка с коротким рукавом, легкие брюки, специальные ботинки с шипами, а также шерстяная жилетка и твидовая кепка в случае непогоды. Последние могли нести тартан. Это одна из немногих традиций, прижившихся в гардеробе американских любителей гольфа. В первые послевоенные годы популярностью пользовалась куртка Эйзенхауэра — шерстяной жакет, который любил командующий силами союзников в Европе во Второй мировой войне.

Популярность жакета стала еще большей после того, как Айк выиграл президентские выборы в 1952 году. Выглядеть как президент — не только российская забава. Впрочем, достоинства куртки не ограничивались тем, что ее любил герой войны и национальный лидер, — водоотталкивающий хлопок, из которого она была выполнена, делал комфортной игру даже в не лучшую погоду. Проще стало игрокам и в жару — допустимыми в большинстве клубов США стали шорты.

Да будет цвет

Настоящей золотой эрой гольфа стали 1950-е. Америка переживала экономический бум, население богатело, а гольф окончательно стал таким же неотъемлемым атрибутом жизни успешного американца, как Cadillac, собственная лодка или большой дом с садом. Последним писком моды стали рубашки-поло от Рене Лакоста, изначально придуманные для тенниса. Еще одним долгоиграющим трендом, появившимся в это время, были яркие цвета штанов и шорт. Этот тренд продолжался следующие 25 лет.

В 1960-е в гардероб гольфистов пришли синтетические материалы: нейлон и полиэстер. Самыми модными цветами были оранжевый, желтый и коричневый. Кепки все чаще уступали место солнцезащитным козырькам, которые сочетались с солнцезащитными же очками. Особенно дико выглядели кэдди, которых можно было легко принять за хиппи. Настоящую войну буйству цвета объявил великий южноамериканский игрок Гари Плейер, появлявшийся на поле в total-black. Еще одним образцом сдержанности был великий Арнольд Палмер. Поло в полоску, коричневые штаны и классические оксфорды стали визитной карточкой короля.

Но даже буйство 50-х и 60-х меркнет перед тем, что творилось в 1970-е годы — десятилетие, которое часто называют худшим временем в истории мужской моды. Естественно, эпоха «моды без правил» не обошла гольф стороной. Единственное, чего удалось избежать лучшим клубам мира — это засилья мужчин в расклешенных штанах. Зато все остальные ужасы моды 70-х были на месте. Гольфисты по-прежнему любили яркие цвета вроде желтого, фиолетового, красного и даже розового, но теперь еще и комбинировали их между собой самым невероятным образом.

Желтые штаны и кислотно-зеленая рубашка? Да сколько угодно! Фиолетовые штаны в клетку в паре с розовым поло? Всегда пожалуйста! Именно в эту эпоху гардероб игрока в гольф максимально приблизился к содержанию костюмерной клоуна, а словосочетание «одет, как игрок в гольф» стало в США приговором.

Возрождение стиля

После чудовищных семидесятых мужская мода будто пережила второе рождение. Рост фондовой биржи и развитие IT-индустрии создали новый тип успешного американца — яппи. Едва ли не впервые в истории массовым явлением стали достаточно молодые миллионеры, чей возраст не превышал 40 лет. На экранах телевизоров в культовом сериале «Полиция Майами: Отдел нравов» блистали Дон Джонсон и Филипп Майкл Томас, стилем которых занимался Джанни Версаче. Избыточность предыдущего десятилетия осталась в прошлом, что тут же отразилось и на игроках в гольф.

Из небытия вернулись уже подзабытые серые брюки и поло пастельных тонов, игроки-профессионалы стали использовать одежду известных брендов, причем по собственной инициативе, — спонсорские контракты придут в этот спорт лишь в 1990-е. Настоящим законодателем моды стал австралийский гольфист Грег Норман, который запустил собственный бренд одежды для гольфа Shark.

Австралиец стал одним из первых игроков в гольф, который задумался над уникальным собственным стилем, который бы повысил его узнаваемость. Решением стала черная шляпа с загнутыми полями. Помимо стилистической революции гольф пережил и технологическую: водонепроницаемая кожа и ткань, а также эластичные стрейч-материалы получили повсеместное распространение.

В 90-е примеру Нормана последовали и другие игроки. Пейн Стюарт возродил моду на шотландский стиль. Никеры и гольфы, жилетки и кардиганы, кепки и тартан — в таком виде в гольф не играли с конца 1920-х. Но Стюарт не просто копировал стилистику 70-летней давности, а комбинировал старые формы с яркими цветами а-ля 70-е. Желтые штаны, красные никеры, синие гольфы — внешний вид Пейна обсуждался не меньше, чем его знаменитые hole-in-one. Полной противоположностью Стюарту был Фред Коплс, предпочитавший максимально строгий стиль. Однотонные брюки, белые поло, визор и множество спонсорских логотипов.

Именно этот подход в итоге и победил. Суперзвезда гольфа 2000-х Тайгер Вудс на протяжении всей карьеры не позволял себе ни единого отступления от максимально строгого стиля: брюки и заправленная в них рубашка-поло, визор или бейсболка. Максимум вольностей, которые позволял себе Вудс, — поло ярких цветов и горизонтальные полоски на них.

Насколько скучным стал стиль гольфистов XXI века, настолько технологичной стала их одежда. Потопоглащающие вставки, защищающие от ультрафиолета ткани, брюки с вентиляционными секциями и карманами на молниях, ботинки, напоминающие кроссовки, — и все это под известными брендами. Причем с лучшими игроками сотрудничают как производители спортивной одежды Adidas и Nike, так и мейнстримовые бренды вроде Lacoste, Tommy Hilfiger и Ralph Lauren.

Вообще гольф сейчас переживает свой золотой век. Огромные суммы спонсорских контрактов сделали игроков в гольф одними из самых богатых спортсменов в мире, а сам гольф — вторым по значимости видом спорта для спонсоров после футбола. В США и Японии в гольф играют 8 процентов населения, Китай бьет рекорды по числу строящихся полей, а аудитория телетрансляций растет год от года. Вот только с точки зрения моды и стиля гольф сейчас — один из самых скучных видов спорта.

В то время как теннисистки поражают своими нарядами на кортах и вне их, футболисты становятся иконами стиля, а подтрибунные помещения баскетбольных арен и вовсе превратились в импровизированные подиумы, «луки» игроков в гольф навевают скуку. Долго это продлиться не может, ведь модная индустрия — это миллиарды долларов и сотни миллионов фанатов. А значит и гольф ждет своя модная контрреволюция.

< Назад в рубрику