Финляндия — первая в мире страна, запустившая эксперимент по внедрению безусловного базового дохода на национальном уровне, теперь отказывается от этой идеи. Кабмин больше не будет выделять деньги на продолжение программы, поэтому ее свернут в конце 2018 года. «Рвение правительства куда-то испарилось», — сетуют в государственном агентстве социального страхования Финляндии. Там хотели расширить программу и подключить к ней работающих жителей страны, чтобы понять, как безусловный доход влияет на карьеру и образование, но получили отказ, и теперь все исследование теряет смысл. Фиаско самого смелого социального эксперимента — в материале «Ленты.ру».
Понятие «безусловный доход» означает, что все совершеннолетние граждане страны каждый месяц получают от государства одинаковую базовую сумму вне зависимости от занятости, социального статуса и материального положения. Эта сумма не облагается налогом, а отчитываться государству о тратах не нужно. О том, что финские власти собрались раздавать гражданам деньги просто так, стало известно еще в 2015 году. Планировалось, что каждый финн будет ежемесячно получать 800 евро на безвозмездной основе. По мнению властей, безусловный базовый доход мог бы упростить «забюрократизированную» систему государственных социальных гарантий, а также дать людям уверенность в завтрашнем дне и позволить заниматься тем, чем они хотят, а не тем, что требует рынок.
Однако финское правительство решило сначала протестировать эту концепцию на ограниченном числе людей. В январе 2017 года стартовал эксперимент, рассчитанный на пару лет, — две тысячи жителей, выбранных случайным образом, стали получать по 560 евро в месяц без каких-либо обязательств, а правительство наблюдало, как «легкие» деньги повлияют на их жизнь. При этом выбирали из числа безработных и малоимущих в возрасте от 25 до 58 лет — власти пошли на это осознанно, так как нужно было понять, станут ли эти выплаты мотивирующим фактором, побудят ли они людей искать работу или наоборот. Ключевое отличие пособия по безработице от безусловного дохода в том, что последний гарантируется при любых условиях. Что касается пособия, то людям часто нет смысла с него «слезать», потому как идти на низкооплачиваемую работу — значит, потерять в деньгах, особенно если нет опыта или образования.
«Если я хочу открыть новую компанию, то с экономической точки зрения это самоубийство, потому что я сразу же лишусь пособия, еще не успев ничего заработать. И даже временную работу на день или на неделю не возьмешь, потому что из-за этого выплаты прекращаются на два месяца», — рассказывает один из участников эксперимента Юха Ярвинен, отец шестерых детей. И в то же время он признает, что 560 евро для Финляндии — очень маленькие деньги, «нужно быть волшебником», чтобы на них прожить. По статистике, даже самые бедные финны в среднем зарабатывают около 1500 евро в месяц после вычета налогов. Это ставит под сомнение утверждение скептиков о том, что безусловный доход способен смотивировать людей лишь на то, чтобы лежать на диване.
Опасения насчет того, что гарантированные пожизненные выплаты подстегнут тунеядство, — не единственный аргумент противников этой затеи. В частности, консерваторы считают, что базовый доход создает инфляционные риски, так как люди получат больше возможностей торговаться за более выгодные условия труда. С другой стороны, по мнению скептично настроенных либералов, некоторые работодатели смогут использовать базовый доход как причину для занижения зарплат. Кроме того, люди говорят о вероятности массового наплыва иммигрантов и коллапса экономической системы — якобы это слишком дорогостоящая и рискованная затея, которая не по силам современным правительствам, погрязшим в госдолгах. Эксперты подсчитали, что ежемесячные выплаты в размере тысячи долларов обойдутся большинству стран в 5-35 процентов ВВП.
Усугубилась ситуация тем, что в конце февраля 2018 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) опубликовала отчет, согласно которому модель базового дохода работать в Финляндии не будет, а будет иметь полностью противоположный эффект — спровоцирует рост бедности в стране, а также увеличение и без того немаленького подоходного налога. Согласно подсчетам организации, базовый доход либо слишком дорого обошелся бы государству, либо не достиг бы прожиточного минимума. Кроме того, по сравнению с действующей системой социальных пособий сценарий гарантированных выплат предполагает значительное перераспределение доходов — например, пары будут получать больше одиноких граждан. Возможно, финские власти прислушались к мнению экспертов, и это стало причиной сворачивания социального эксперимента.
Идея «денег за просто так» кажется достаточно утопичной и неизбежно связана с разговорами об идеальном обществе, социализме, отсутствием социальной стратификации и светлом будущем. В этом смысле символично, что истоки этой концепции можно обнаружить в книге английского философа и писателя-гуманиста Томаса Мора «Утопия» 1516 года, который в свою очередь позаимствовал модель идеального государственного устройства у древнегреческого философа Платона. Идею безусловного дохода в качестве инструмента борьбы с бедностью впервые сформулировал англичанин Томас Пейн в 1795 году.
В наше время концепция пользуется все большей популярностью и рассматривается уже немного под другим углом — как шанс на новую жизнь и финансовую стабильность, позволяющую заниматься любимым делом. В 2016 году свет увидел любопытный труд под названием «Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир» историка Рутгера Брегмана. В частности, автор утверждает, что зарплата рабочих уже давно перестала соответствовать производительности и что современный высокотехнологичный мир по уровню неравенства может посоперничать с Древним Римом.
Между тем большинство самых влиятельных лидеров в мире технологий безоговорочно поддерживают концепцию гарантированного государством дохода, особенно в связи с растущей автоматизацией. Если верить отчету Всемирного экономического форума, к 2020 году только в США исчезнет порядка пяти миллионов рабочих мест. Поэтому безусловный доход станет скорее необходимостью, считают глава Space X и Tesla Илон Маск, основатель Microsoft Билл Гейтс, глава Facebook Марк Цукерберг и основатель Virgin Group Ричард Брэнсон. А основатель инкубатора стартапов Y Combinator Сэм Альтман даже проводит частный эксперимент и выплачивает базовый доход нескольким жителям американского города Окленд в размере до двух тысяч долларов из собственного кармана.
Альтман, однако, не единственный предприниматель, занявшийся подобной практикой, — в 2014 году немец Михаэль Бохмэйер начал реализацию экспериментальной программы «Мой базовый доход», в рамках которой нескольким десяткам случайно выбранных людей в течение года ежемесячно выплачивалась сумма в размере тысячи евро. Те, кому посчастливилось попасть в программу, не оставили свою работу, однако, по словам Бохмэйра, их взгляды на жизнь существенно изменились: они стали лучше спать и почувствовали себя более свободными.
В целом, в том или ином виде эксперименты с базовым доходом уже проводили или проводят такие страны, как США, Канада, Швейцария, Голландия, Италия, Бразилия, Индия, Иран, Намибия, Кения и Уганда. Однако эта практика все еще остается утопией. Интересней всего из этого списка Швейцария, где власти всерьез намеревались узаконить практику гарантированных государственных выплат, но идею забраковали сами граждане. По результатам общенародного референдума выяснилось, что высказались против около 77 процентов швейцарцев, которые, судя по всему, испугались урезания соцвыплат и увеличения налогов и решили, что им и так неплохо живется.
Россия от введения безусловного базового дохода еще очень далека, несмотря на то что проблема социального расслоения здесь в разы глубже, чем в Швейцарии или Финляндии. Однако россияне уже имели возможность высказаться на этот счет. В феврале 2018 года служба исследований компании HeadHunter провела опрос среди пяти тысяч российских работников и выяснила, что концепцию базового дохода поддерживают 62 процента. При этом большинство уходить с работы в этом случае не собирается — допускающих подобную возможность набралось всего на три процента.
Ряд экспертов, однако, скептически относится к возможности реализации такой программы в России. Например, по словам доцента Высшей школы экономики Василия Аникина, российское общество еще не достигло нужного уровня социальной ответственности, а эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Игорь Поляков убежден, что для российской экономики подобный эксперимент стал бы шоком.