Три года назад с экранов телевизоров не сходила реклама, в которой лидер «Группировки Ленинград» Сергей Шнуров на бегу принимает капсулы «Аликапс», якобы повышающие мужскую силу, после чего выходит на сцену и исполняет композицию «Терминатор». В другом рекламном ролике смешной усатый мужчина с большим животом и в семейных трусах рекламировал другую биоактивную добавку (БАД) — «Сеалекс Форте». Производителем обоих препаратов являлась компания Игоря Воробья «РИА Панда». На этих БАДах бизнесмен сделал себе миллиардное состояние. По данным DSM Group, «Сеалекс» и «Аликапс» входили в топ-10 биоактивных добавок по объему аптечных продаж в России. В 2015 году объем продаж БАДов «Панды» оценивался в 4,5 миллиарда рублей.
Однако Роспотребнадзор два года назад запретил реализацию этих препаратов, посчитав их фальсификатами, а в среду 16 мая 2018 года Следственный комитет РФ объявил о задержании Игоря Воробья в Санкт-Петербурге и предъявлении ему обвинения по пункту «Б» части 2 статьи 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере»).
«В результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий совместно с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по подозрению в совершении указанного преступления задержан мужчина 1970 года рождения, являющийся генеральным директором и собственником ООО «РИА Панда». В настоящее время ему предъявлено обвинение, решается вопрос об избрании меры пресечения», — говорится в заявлении Следственного комитета России. Он помещен решением суда под домашний арест до конца июня. По версии следствия, обвиняемый и неустановленные лица, действуя от лица ООО «РИА Панда» в период с января 2013 года по март 2015 года включали в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость заведомо ложные сведения, что повлекло неполную уплату налогов и сборов на сумму более 1,26 миллиарда рублей.
Проблемы у бизнесмена начались в 2015 году. Тогда в «Сеалекс Форте» и «Аликапсе», продававшихся по всей стране как БАДы, нашли тадалафил, вещество, использование которого разрешено только при производстве лекарств, отпускаемых строго по рецепту. В результате в 2016 году Роспотребнадзор дал указания своим территориальным органам запретить продажу этих препаратов и изъять их из оборота. До этого к аналогичным мерам прибег Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, отозвав свидетельства о государственной регистрации «Сеалекс Форте» и «Аликапс».
А дальше негативное развитие ситуации стало только набирать скорость. После изъятия препаратов из оборота, компания не смогла получить кредитное финансирование под новые инвестиционные проекты. Речь шла о второй очереди завода имени академика Филатова, где должен был разместиться участок мазей, гелей и кремов медицинского назначения мощностью 20 миллионов туб в год, и завода косметики мощностью 10 миллионов упаковок в год. Под эти проекты уже было выкуплено 3 гектара в Ленинградской области. Но они оказались заморожены. При этом обязательства по обслуживанию кредитов никто, естественно, не отменял: «РИА «Панда» должна выплачивать иностранным кредиторам, у которых в залоге оборудование завода, в счет кредита на 54 миллиона евро примерно 500 миллионов рублей ежегодно.
В 2017 году проблемы Игоря Воробья продолжили накапливаться. Следственный комитет возбудил уголовное дело об уклонении от уплаты налогов на сумму более 144 миллионов рублей. Тогда сотрудники Следственного комитета провели обыски в офисах «Панды» и ее компаний-контрагентов. И выяснилось, что практически все они были аффилированы с Игорем Воробьем. А действия «РИА Панда» и производителей «Сеалекса» и «Аликапса» были согласованы, что и привело к неуплате НДС и налога на прибыль.
Так, в решении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 января 2018 года говорится, что производители товара были «подконтрольны» ООО «РИА Панда», позиционировавшему себя как эксклюзивный дистрибьютор продукции, производимой ООО «ВИС» и ООО «ВИС Косметикс». При этом торговые марки были зарегистрированы компанией Игоря Воробья, она же изготавливала продукцию под торговыми марками, зарегистрированными на «РИА Панда», она же по договорам аренды предоставляла производителям оборудование, производственные и складские помещения.
Более того, в материалах дела сказано, что учредителями ООО «ВИС Косметикс» являются дети Игоря Воробья, а учредителями ООО «ВИС» — аффилированные с ним лица. Кстати, кроме ООО «РИА «Панда», бизнесмен имеет доли в одноименных филиалах по всей стране, от Новосибирска и Москвы до Нижнего Новгорода и Уфы. Кроме того, по данным СПАРК, он является совладельцем завода имени академика Филатова в поселке Пригородный Ленинградской области и Евразийского НИИ БАДов в Москве.
Решить проблемы Игорь Воробей пытался как в судебном, так и внесудебном порядке. Во всех трех судебных инстанциях, где бизнесмен пытался оспорить отзыв лицензий на препараты, он проиграл, а действия его сотрудников частным образом только усугубили ситуацию. Историю об этом Аркадий Мамонтов рассказал в фильме «Черный аптекарь», вышедшем в эфир телеканала «Россия 1» 2 июля 2017 года.
Депутат законодательного собрания Алтайского края Николай Якушев пригласил нотариуса, в его присутствии закупил очередной БАД «Эректогенон» все того же производителя и отдал его на судебно-медицинскую экспертизу. Медэксперт определил: да, в препарате наличествует тадалафил. Когда контролирующие органы отказались принять дело к рассмотрению, Якушев вместе с отделением Общества защиты прав потребителей обратился в суд. И вот тут проявились компании-производители. На депутата вышел некий их представитель и предложил взятку за отзыв искового заявления. Финал у этой истории такой. Октябрьский районный суд Барнаула вынес обвинительный приговор фигурантам дела о коммерческом подкупе представителей краевого общества защиты прав потребителей.
Между прочим, в БАДах «Сеалекс» и «Аликапс» тадалафил был найден не только внутри капсулы, но и в ее оболочке! Так запрятать запрещенное вещество можно только на высокотехнологичном производстве, и, стало быть, речь идет о масштабной фальсификации. Аркадий Мамонтов утверждает, что «под видом БАДа продавалось сильнодействующее лекарство, причем расфасовывалось оно без всякой рецептуры, наобум. В такие капсулы вкалывали тадалафил, и сколько там его было — 0,5 миллиграммов или 20 миллиаграммов никто не знал».
Уголовная статья, по которой сейчас задержан Игорь Воробей, подразумевает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет. Впрочем, в уголовном кодексе есть поблажка для лиц, впервые совершивших преступление по данной статье: уголовной ответственности можно избежать, если полностью уплатить сумму недоимки, а также пеней и штрафов. По данным ФНС — это более 2 миллиардов рублей. Однако, в другом уголовном деле в отношении Воробья по факту фальсификации продукции статьей предусмотрено наказание лишением свободы на срок до 8 лет и аналогичной поблажки нет.
Ну и осложняется все это еще и тем, что в октябре 2017 года Федеральная налоговая служба подала заявление о признании «РИА Панда» банкротом, а в марте 2018 года процесс банкротства запустило рекламное агентство Media Instinct. Ей петербургский производитель БАДов задолжал 11,8 миллиона рублей. Всего за 2017-й и начало 2018 года производитель получил более 30 исков от кредиторов. В настоящее время компания находится в стадии ликвидации, и бизнесмен вряд ли сможет погасить все свои долги. Правоохранители же неофициально говорят о том, что реальная сумма финансовых злоупотреблений может в несколько раз превышать данные, установленные следствием в настоящее время.