Один из операторов большой четверки — «МегаФон» — запустил единую платформу «МегаФон. Бизнес». На этой онлайн-площадке оператор свел вместе все услуги для корпоративных клиентов, ориентируясь при этом на лучшие мировые В2B-практики. «Лента.ру» выяснила, чем она отличается от других онлайн-решений для предпринимателей.
Мир захлестнула диджитализация — перевод всего и вся в цифровой формат. Трудно найти в любой отрасли компанию, которая не последовала этому тренду. Естественно, что сотовые операторы просто обязаны оказаться во главе этого тренда. Для того, чтобы клиент мог заказать услугу или пакет услуг, сменить тариф, пополнить счет, сделать денежный перевод и много чего всего в один клик на смартфоне.
Мобильных услуг и приложений так много, что их использование порой стирает границы между тем или иным бизнесом — мобильный оператор выполняет функции банка, а банк — IT-компании, предлагая цифровые решения. Нередко они объединены в одном приложении, и потребитель делает выбор исключительно исходя из удобства, функциональности и надежности.
Недавно «МегаФон» запустил единую платформу, на которой сосредоточит все свои ранее разрозненные решения и услуги для корпоративных клиентов. Платформа «МегаФон. Бизнес» сама готова предложить клиенту те или иные услуги в зависимости от того, на каком этапе развития компания находится в данный момент. По словам директора по унифицированным коммуникациям «МегаЛабс» (структура «МегаФона») Вячеслава Исайкина, основная цель платформы — персонализация и таргетинг. «К примеру, заходим в приложение в качестве неавторизованного клиента, указываем число сотрудников — допустим, до 15 человек. Портал сразу рекомендует нам набор решений, включая номер, начинающийся на 8800. Причем он объясняет, зачем клиенту нужна такая услуга», — указывает он. Для авторизованных клиентов в разделе «Рекомендуемые решения» отображаются только предложения, релевантные потребностям компании, — ее размеру, сфере деятельности и прочим особенностям бизнеса.
Портал разбит на несколько основных разделов: кроме стандартной вкладки «Решения для бизнеса», есть «Спецпредложения», «Новости» и «База знаний». Различные услуги, которые сегодня «МегаФон» предлагает корпоративным клиентам, будут внедряться постепенно. На первом этапе в приложении их будет восемь.
На сайте оператора в настоящее время предпринимателям предлагается более двух десятков различных решений — от виртуальной АТС, IP-телефонии, организации видеоконференций до электронного документооборота. В принципе, на сайте есть рубрикатор: услуги разбиты по потребностям (организация офиса, защита данных, связь с клиентами, управление расходами) и по отраслям (торговля, транспорт, рестораны и кафе, производство, сфера услуг). Похожий набор услуг предлагают и другие операторы, в частности, МТС и «Билайн». Однако «МегаФон» при создании своей платформы ориентировался прежде всего на малый и средний бизнес, для которого принципиально иметь в своем распоряжении простые и эффективные инструменты для работы.
Электронными услугами сегодня бизнес не удивить. Сейчас их предлагают повсеместно: IT-компании, операторы сотовой связи, ведущие банки, небольшие частные софтверные компании. С одной стороны, это продиктовано необходимостью использования электронных технологий, без которых в современном мире шагу нельзя ступить (вспомните ставшие обязательными онлайн-кассы), с другой — удобством таких услуг.
Особенно широк спектр предлагаемых решений для торговли. Здесь помимо сотовых операторов за клиентов борются как минимум два игрока — крупные банки и телекоммуникационные компании. В частности, в сентябре 2017-го Сбербанк запустил облачный сервис «Моя торговля», объединяющий продажи, закупки, склад, финансы и систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Для него были разработаны мобильные приложения для устройств на базе iOS и Android.
В январе этого года на рынке отметился Яндекс, представивший совместно с проектом «Бизнес.Ру» решение для приема онлайн-платежей. Сервис позволяет использовать одну кассу для выдачи чеков в обычном магазине и покупках через сайт. Для этого контрольно-кассовая техника (ККТ) магазина синхронизирована с сервисами «Яндекс.Кассы». В апреле 2018-го продавать контрольно-кассовое оборудование в своих салонах связи и онлайн-магазине начал и «МегаФон». В пакет входит все, чтобы сразу начать работу по новым требованиям закона 54-ФЗ: онлайн-кассы, фискальный накопитель, оплаченные услуги по передаче данных в налоговую, сим-карта и специальный тариф «МегаФона» для контрольно-кассовой техники за 100 рублей в месяц.
В определенных ситуациях платить за такие услуги оказывается выгоднее, чем арендовать онлайн-кассу. В ноябре 2017-го тот же Яндекс представил проект «Бизнес-маркет», позволяющий предпринимателям выбирать электронные услуги от разных поставщиков.
Платформа «МегаФон. Бизнес» в этом смысле не является чем-то особенным. Она также предоставляет удобную среду для работы малого предприятия. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. И именно здесь, как утверждают топ-менеджеры компании, заключаются ее главные преимущества перед конкурентами.
В первую очередь, оператор не стал использовать распространенные сегодня «коробочные» решения — приобретать готовую платформу e-commerce и интегрировать в нее уже работающие решения для бизнеса. «Это называется модель реализации: взять шаблон и в него вписать свои решения. Мы пошли по другому пути — в сторону развития архитектуры микросервисов, то есть развернули все недостающие подсистемы рядом с текущей экосистемой компании. Плюс в том, что обычно, если на e-commerce платформе происходит сбой, то «ложатся» все решения сразу. У нас в случае отказа какого-либо одного из решений платформа "МегаФон. Бизнес" продолжит работать», — рассказал руководитель по облачным решениям «МегаЛабс» Дмитрий Ершов.
Еще одна важная особенность решения, которой нет у других российских операторов, — сквозная авторизация. Клиенту не нужно сохранять огромное число логинов и паролей для разных услуг. «Залогинившись один раз, клиент получит возможность управлять всеми нашими услугами», — рассказал директор по маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона» Павел Захаров. Он пояснил, что отсутствие сквозной авторизации у сотовых операторов связано с рядом объективных препятствий, поскольку продуктовый портфель складывался десятилетиями. В результате интеграция старых и новых услуг оказывается сложной с технической точки зрения.
Кроме того, для повышения удовлетворенности клиента «МегаФон» привлекает к партнерству в рамках своей онлайн-платформы таких лидеров рынка, как Mail.ru, Тинькофф.Банк, Точка банк, Nethouse, OFD.ru, СКБ Контур, Битрикс 24. Совместно с ними мобильный оператор запускает интегрированные решения, зачастую на стыке отраслей, а также предлагает дополнительные возможности — специальные кросс-предложения, скидки.
Среди таких предложений клиент сможет найти подходящий инструмент для любого бизнес-процесса: например, для начала работы и открытия счета в банке — предложение от Тинькофф Банк, для работы с большим объемом данных — облачное хранилище от Mail.ru, для организации работы с покупателями — оптимальные условия для обслуживания кассовых аппаратов от компании OFD.ru.
Таким образом, в рамках платформы пользователь получает решение, интегрирующее максимально возможный спектр услуг. При этом клиент может легко управлять уже подключенными услугами с помощью «единого входа» (технология web-sso), где нет необходимости запоминать множество связок «логин-пароль». Кроме того, пользователю становятся доступны персонализированные предложения, рекомендация которых основана как на сегменте бизнеса, так и на актуальных для него задачах. В результате клиент может организовать любой бизнес-процесс, начиная от создания сайта и открытия счета в банке и заканчивая приобретением надежного облачного хранилища данных.
Воспользоваться порталом сможет не только администратор, но и другие сотрудники с более низким уровнем допуска. «Для каждого клиента будет несколько ролей. К примеру, под одним логином можно будет просматривать профили услуг, но нельзя будет подключать новые. Другой позволит подключать и отключать любые услуги, — отметил Павел Захаров. — Таким образом, портал сможет использовать не только администратор, как это происходит сейчас в большинстве случаев, но и рядовые сотрудники». Кроме того, значительно удалось повысить уровень безопасности. К примеру, раньше все сотрудники пользовались одним паролем для услуги BATC, что не позволяло отследить, какие действия совершал каждый из них. Теперь возможно завести отдельные пароли на каждого, что даст возможность лучше контролировать ситуацию. Единая платформа также позволит взаимодействовать с партнерами мобильного оператора, расположенными в разделе «Спецпредложения». Это, к примеру, зарплатные проекты банков или облачные сервисы.
Ершов признается, что проектной команде пришлось изрядно потрудиться, чтобы собрать все решения для предпринимателей в единый продукт. Прежде всего, пришлось проанализировать продуктовую линейку и создать удобный интерфейс. В результате легче стало не только с навигацией, но и с подключением услуг. «Мы cоздали единый дизайн, адаптировав под эту систему все решения для предпринимателей», — рассказал он. Интуитивно понятный, простой интерфейс — одна из главных особенностей единой платформы для бизнеса от «МегаФона».
Насколько удачным окажется новое решение, пока сказать сложно. Однако, очевидно, что некоторые ноу-хау (как сквозная авторизация, например) со временем могут перенять и другие игроки рынка. В любом случае компания не планирует останавливаться на достигнутом и намерена постоянно совершенствовать платформу. Например, расширять набор собственных решений — автоматизированных услуг «Цифровой HR» или «Цифровая бухгалтерия». Кроме этого, «МегаФон» будем дополнять свою экосистему специальными партнерскими предложениями и расширять функционал единого личного кабинета.