В минувшем марте очередной срок получил мошенник, который, уже находясь в колонии, разводил на деньги жителей Барнаула. Такие случаи не редкость: большинство телефонных аферистов уже находятся за решеткой. В последнее время они все чаще притворяются сотрудниками банков, методично обзванивают клиентов — и похищают у них сотни тысяч рублей. Тюремные колл-центры зачастую крышуют криминальные авторитеты и сотрудники администрации, а потому привлечь их к ответственности крайне сложно. О том, как устроен бизнес, который сами сидельцы называют «але-мале», в материале «Ленты.ру».
В апреле 2017 года самарский суд вернул в колонию недавно освободившегося мужчину. В 2015 году, отбывая срок за сбыт наркотиков, заключенный при помощи мобильного телефона выманивал деньги у доверчивых граждан.
Как рассказали в областной прокуратуре, в первый раз осужденный наугад набрал номер телефона и отправил на него сообщение о блокировке банковской карты. Когда абонент перезвонил мошеннику, последний представился сотрудником банка, рассказал о якобы случившейся хакерской атаке и убедил свою жертву зарегистрироваться в мобильном банке. Получив таким образом доступ к деньгам на чужих счетах, арестант перевел больше 117 тысяч рублей на карту своей жены и приятелей. Полгода спустя по подобной схеме он обманул еще одного абонента — правда, «добыча» оказалась скромнее: около 30 тысяч рублей.
Примерно в то же время другой телефонный мошенник, отбывавший наказание в курганской колонии, «обрабатывал» абонентов из Кирова. Непонятно, чем заключенному не угодили кировчане, — но в качестве жертв он выбирал исключительно их. В течение полугода осужденный обзванивал абонентов, представлялся сотрудником банка, а затем убеждал перевести деньги с их карт на нужные счета — якобы для большей сохранности денег. Неизвестно сколько человек обзвонил мошенник, но четверо поверили этой более чем странной формулировке — и «подарили» мошеннику 230 тысяч рублей.
Осужденный из колонии Копейска (Челябинская область) действовал тоньше. Он рассылал эсэмэс с текстом: «С вашего счета списана определенная сумма. По вопросу списания просим обратиться по указанному телефону». Когда попавшие на крючок абоненты перезванивали мошеннику, он представлялся банковским специалистом по безопасности. Дальше в ход шла отработанная «легенда»: в банковской программе произошел сбой, чтобы вернуть деньги, нужно дойти до банкомата и ввести определенную комбинацию цифр. Жертвами мошенника стали сразу 15 человек, которые перевели ему больше 270 тысяч рублей.
Во всех трех случаях правоохранительные органы сумели вычислить «лжебанкиров»: первого мошенника отправили в колонию на год и 9 месяцев, второму — увеличили срок, а в отношении третьего следствие ведется до сих пор.
По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, большая часть телефонных мошенничеств сегодня совершается из мест лишения свободы. Причем банковский сценарий уголовники начали использовать сравнительно недавно: вначале они практиковали схему: «Мама, я попал в беду, нужны деньги». В этом им активно помогали таксисты, которые приезжали к обманутым людям, забирали деньги и разными способами передавали в колонии. Затем заключенные стали представляться сотрудниками налоговых служб, торговых точек и, наконец, банков.
Лжебанкиры действуют по нескольким хорошо отработанным схемам. Потенциальной жертве либо звонят, либо посылают эсэмэс с информацией о том, что ее карта заблокирована. Причин может быть множество — от хакерской атаки и системного сбоя до подозрительного списания средств или оформления сомнительного кредита. У испуганного владельца счета мошенники могут попросить данные банковской карты, потребовать перевести деньги для их сохранности или дойти до банкомата и набрать определенную комбинацию цифр.
В большинстве случаев мошенники совершают «холодные» звонки: они не знают об абоненте практически ничего и действуют наугад. Чтобы получить личные данные жертвы, просят представиться и назвать номер карты — дабы удостовериться, что звонят именно тому человеку. Злоумышленники пытаются во всем копировать сотрудников банков, их интонацию, типичные фразы, даже имитируют звук клавиш на клавиатуре компьютера — и порой такая имитация выглядит весьма убедительно. И пускай удачным для мошенников станет лишь один звонок из ста — но он может принести им десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Впрочем, тюремные аферисты не всегда действуют наугад: некоторые готовятся заранее, покупая (само собой, нелегально) в интернете или у нечистых на руку сотрудников банков клиентские базы. К таким мошенникам уровень доверия выше, ведь они уже знают, клиентом какого банка является абонент, и могут обращаться к нему по имени-отчеству. Еще один важный инструмент злоумышленников — подмена номера, когда звонок выглядит так, словно он идет из офиса банка.
— Мошенники могут сказать, что у вас, например, заблокирован счет, и для его разблокировки срочно надо отправить эсэмэс с номера, к которому привязана карта, — рассказывает собеседник «Ленты.ру». — Потом вам приходит код, который просят продиктовать. Затем под вашими данными аферисты заходят в онлайн-банк — и быстро переводят деньги на любой электронный кошелек, а затем на карту сообщника на воле. Тот обналичивает деньги и передает в колонию.
Любопытно, что в случае крупных мошенничеств заключенные работают в больших командах, до пятидесяти человек. Для обналичивания таким бригадам нужно много «левых» банковских карт — и их порой оформляют на студентов, нашедших «быстрый заработок» в интернете. Так совершенно случайные люди в поисках легких денег помогают преступникам, сами того не зная.
По словам руководителя портала Gulagu.net, правозащитника Владимира Осечкина, заключенные промышляют телефонным мошенничеством исключительно под покровительством сотрудников исправительных учреждений. Такой «бизнес» даже получил жаргонное название — «але-мале».
— У обычного заключенного в колонии телефона быть не может, — рассказывает собеседник «Ленты.ру». — Обычно там один мобильник на пять-шесть человек, и за ним закреплен тот, кто смышленее. Телефон если дают, то не просто так, а чтобы была польза: скажем, кто-то получил трубку — а его семья за это перевела кому-то деньги. Те, кто промышляет мошенничеством, находятся под «крышей» коррумпированных сотрудников оперативного отдела колонии и «блатных» сидельцев. Благодаря своим связям телефоны у них есть всегда. Причем не один, а около десяти мобильников с зарядками на всю бригаду мошенников.
Обычно для «развода» выбирают двух-трех человек с подвешенными языками и психологическим чутьем. Таким, как у хороших специалистов колл-центров, способных убедить клиента купить у них самую ненужную вещь. Таким заключенным обеспечивают улучшенные условия и содержат их отдельно от других. Как правило, в медсанчасти (в отдельной палате, под видом больных) либо в кабинете психологической разгрузки с аквариумами и мягкими диванами. Благодаря этому мошенники освобождаются от ежедневных обысков и проверок.
За успешную работу заключенные получают бонусы: дополнительные свидания не только с родными, но также с приятелями и любовницами. Виртуозам своего дела могут даже привести проституток. При этом занимающиеся «але-мале» почти ничего не зарабатывают для себя и уж тем более не покупают себе после освобождения Porsche. Половина их дохода уходит криминальным авторитетам в «общак», другая половина — коррумпированным сотрудникам колонии и, в некоторых случаях, сотрудникам отделов собственной безопасности и оперативного управления регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Если же часть денег каким-то чудом все же достается самим мошенникам, то те обычно либо переводят их семье, либо тратят на подруг по переписке, мотивируя прийти на свидание.
— У тех, кто занимается «але-мале», не стоит вопроса, зарабатывать больше или меньше, — рассказывает Осечкин. — У них другая дилемма: будут тебя завтра бить или не будут, дадут тебе УДО или не дадут, принесут тебе домашнюю еду или тебя закроют в штрафной изолятор, и ты будешь там сидеть полгода в бетонном мешке на одной баланде. Заключенные — люди подневольные. Потому говорить, что какой-то там телефонный мошенник вышел с хотя бы одним заработанным миллионом рублей, не приходится.
Вопрос, кто будет отвечать за телефонные мошенничества перед стражами порядка, в колониях обсуждается заранее. Как правило, стрелки переводятся на одного человека — и это выгодно всей группе аферистов. Преступление мошенника-одиночки будет квалифицироваться по более легкой статье — с наказанием до двух лет лишения свободы, в то время как в составе преступной группы мошеннику грозит уже до пяти лет (при особо крупном размере — до десяти лет) лишения свободы. Тюремщики же обычно не только остаются безнаказанными, но даже могут препятствовать работе правоохранительных органов.
— Когда сотрудники МВД выясняют, что мобильный телефон, с которого звонит мошенник, находится в колонии, они не могут просто прийти туда с обыском, — говорит правозащитник. — Полицейские обязаны уведомить оперативное управление регионального УФСИН, что у них в производстве есть дело, и надо провести обысковые мероприятия и установить, кто пользуется этим мобильным телефоном. Информация об этом быстро доходит до тех, кто крышует мошенников, — и они заметают следы. Потому в большинстве случаев установить виновных очень сложно.
В том случае, если расследование дела пойдет успешно, одного из соучастников убедят написать явку с повинной. Впрочем, даже если его изобличат и осудят, он может отсидеть часть срока и выйти по УДО. Заключенный понимает, что, если он будет работать в коррумпированной связке с сотрудниками колонии, то они сами помогут ему освободиться, поскольку он там — «самый положительный, без нарушений правил внутреннего распорядка».
Жертвами «лжеклерков» из колоний может стать кто угодно — от вчерашних школьников, которым только исполнилось 18, до пенсионеров. Если вы попали на крючок мошенников, первое, что стоит сделать, — обратиться в банк: в ряде случаев транзакции можно остановить. Следующий шаг — заявление в полицию: подать его можно не только в отделении, но и на сайте МВД. Однако нужно понимать, что расследование таких преступлений — дело крайне кропотливое, и не только потому, что за решеткой своих не сдают. По словам источника «Ленты.ру», сами банки далеко не всегда охотно идут на контакт с силовиками.
Главное, что может защитить человека и его деньги, — собственная бдительность. По словам руководителя направления противодействия мошенничеству Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексея Сизова, если в разговоре с тем, кто представляется сотрудником банка, что-то кажется подозрительным, лучше всего сразу бросить трубку и перезвонить по номеру колл-центра, указанному на карте или на официальном сайте банка.
— К своим банковским реквизитам нужно относиться так же, как к наличным деньгам, — говорит Сизов. — Сегодня раздавать свои логины и пароли случайным людям — это как оставлять кошелек на лавочке. При этом мошенники в погоне за реквизитами постоянно меняют свои схемы: они пускают в ход и эсэмэс-рассылки, и письма по e-mail, и хитрые многоходовые схемы с использованием сервисов вроде Avito или интернет-аукционов.
По словам эксперта, случаи воровства денег через Avito встречаются довольно часто. Мошенник находит на сайте продавца, разместившего дорогой товар — автомобиль, земельный участок или квартиру, — и связывается с ним якобы для покупки. Аферист сообщает, что находится в отъезде и пока не может оформить сделку, но готов внести предоплату. При этом якобы для «гарантии» честности сделки он запрашивает у своей жертвы скан паспорта и реквизиты банковской карты. Получив их, мошенник либо выманивает оставшиеся данные карты (в том числе одноразовый пароль якобы для подтверждения перевода), либо получает в банке новый клиентский логин с паролем, а значит — доступ ко всем средствам на счетах.
Справедливости ради надо отметить: сервисы для подачи частных объявлений регулярно обновляют информацию о потенциальных рисках. А на сайте Avito, вероятно, приведен самый масштабный FAQ по теме мошенничества.
— Периодически банки сталкиваются с проблемой телефонного мошенничества. Как правило, звонящие под надуманными предлогами просят абонентов предоставить данные карт, либо предлагают оплатить товары и услуги. Для борьбы с мошенниками в банках существуют так называемые антифродовые отделы, — говорит собеседник «Ленты.ру» из отдела по борьбе с мошенническими операциями в одном из ведущих российских банков.
Сотрудники антифродовых отделов выявляют схемы мошенников — и разрабатывают способы борьбы с ними. Эксперты в идеале не только должны вовремя выявить мошенничество, но и остановить проведение банковской операции злоумышленников.
— Если какая-либо операция вызывает у банка подозрения, банк принимает решение о блокировке карты до тех пор, пока клиент не подтвердит свою причастность к этой операции, — рассказывает источник. — Проще говоря, банк связывается с клиентом для уточнения. Если он не совершал подозрительную операцию, ему порекомендуют перевыпустить карту с новыми данными.
Что до способов оградить себя от мошенников, то они стары, как мир: расплачивайтесь картой только в проверенных интернет-магазинах и никогда не говорите про свои банковские карты и реквизиты с незнакомцами. Сотрудник банка никогда не попросит клиента назвать данные карты или проверочный код. Эти данные им попросту не нужны.