Бывший СССР
00:03, 2 июня 2018

Грузинский бунт Школьная поножовщина вывела на улицы тысячи людей. Они требуют смены власти

Анна Анастасиади (Тбилиси) (, специально для «Ленты.ру»)
Фото: Александр Имедашвили / РИА Новости

В пятницу, 1 июня, в Тбилиси и других городах Грузии продолжались акции протеста, начавшиеся днем раньше после вынесения спорного приговора по резонансному делу об убийстве двух подростков. Убийца одного из них так и не был найден, и отец погибшего заявил, что виновные остаются на свободе, так как им покровительствует прокуратура. Возле прокуратуры, а после и у здания парламента собрались многолюдные митинги. От требования правосудия собравшиеся вскоре перешли к требованию отставки правительства. В обстоятельствах и возможных последствиях очередного грузинского бунта разбиралась «Лента.ру».

В Тбилиси неспокойно. В пятницу перед зданием парламента Грузии собрались несколько тысяч человек. У импровизированной трибуны друг друга сменяют школьники, студенты, женщины и мужчины, представители неправительственных организаций. Все требуют ответов, справедливости и правосудия!

Днем раньше граждане, возмущенные несправедливым, по их мнению, решением суда, пришли к зданию главной прокуратуры Грузии. Вцепившись в ворота, преграждающие вход, мужчина со слезами на глазах истошно выкрикивал: «Кто убил моего сына? Ответьте мне!» Смотреть на это было нелегко, но эту картинку в прямом эфире транслировали все ведущие телеканалы Грузии.

Справедливости и ответов требовал Заза Саралидзе — отец одного из школьников, чей убийца так и не был найден. Воспользовавшись вниманием прессы, он в прямом эфире призвал граждан Грузии прийти и поддержать его массовым протестом в противостоянии с прокуратурой. Не прошло и часа, как к зданию прокуратуры начали стекаться люди. С каждой минутой их становилось все больше, ситуация накалялась.

Драма на Хорава

Эмоциональное поведение отца вполне понятно. Полгода назад он потерял сына — 1 декабря 2017 года 16-летнего Давида убили в ходе поножовщины в центральном районе Тбилиси — на улице Хорава. Название этой улицы теперь известно всей стране, так как в новейшей истории Грузии это, пожалуй, самое резонансное преступление.

Все началось с конфликта между учащимися 9 и 11 классов в столичной средней школе №51, а после уроков разборка продолжилась на той самой улице Хорава. Известно, что в ней приняли участие еще и ребята из Первой грузинской гимназии. Они пришли на помощь одному из девятиклассников, решив заступиться за младших товарищей.

О том, что происходило дальше, даже непосредственные участники и свидетели событий вспоминают неуверенно — драка, крики, ножи, кровь... Печальный итог — смерть двух 16-летних ребят — Левана Дадунашвили и Давида Саралидзе. Оба ученики 11 класса 51-й школы. Один из них скончался на месте, другой — уже в больнице.

Одного подозреваемого задержали сразу, другой сдался полиции спустя несколько дней. Оба — ученики гимназии. Сколько всего подростков участвовало в том конфликте, следствие не уточняет, однако, по словам очевидцев, их было не менее 10 человек.

Траур прошел по всей стране, случившееся, без преувеличения, взволновало все грузинское общество. В течение нескольких дней горожане несли цветы и зажженные свечи к школе №51, с друзьями погибших начали работать психологи. Ситуацию не раз комментировали президент Грузии, премьер-министр и Католикос-Патриарх.

Позже стало известно, что среди прочих в драке участвовал подросток, чей отец являлся сотрудником прокуратуры — руководителем отдела кадров Мирза Сублиани. Спустя несколько дней после инцидента он подал в отставку и покинул занимаемую должность. Однако это обстоятельство вызвало серьезные подозрения у отца одного из убитых — Зазы Саралидзе. Он не раз обвинял и самого Сублиани и его коллег в сокрытии улик и покровительстве убийцам.

Родители погибших подростков полгода ждали того момента, когда виновные в убийстве их детей будут наказаны. Однако суд вынес иной приговор, нежели того ожидал Саралидзе.

Одного из обвиняемых суд приговорил к десяти с половиной годам лишения свободы за убийство Дадунашвили, а второму обвиняемому уже в ходе процесса статья была переквалифицирована с «умышленного убийства» Саралидзе на «попытку умышленного убийства». И хотя в итоге его приговорили к девяти годам и девяти месяцам лишения свободы, но по факту оказалось, что настоящий убийца Саралидзе, тот, кто нанес роковой удар, — не пойман. Отец убитого мальчика отреагировал на приговор очень эмоционально и в сопровождении сочувствующих ему граждан отправился к зданию главной прокуратуры.

Сломать стену

Важно заметить, что буквально с первых часов протеста помимо простых граждан к нему стали активно присоединяться представители оппозиционных политических сил. В большинстве своем это были соратники бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили — представители партии «Единое национальное движение», которые поспешили обвинить действующую власть в неэффективности.

Примечательно, что возле Зазы Саралидзе во время митинга возле прокуратуры и после у здания парламента часто можно было заметить одного из руководителей полиции во времена Михаила Саакашвили, Звиада Куправу. Про него говорят, что в свое время Куправа руководил так называемой «зондер-бригадой» и участвовал в силовом подавлении протестных акций оппозиции. У многих в памяти митинг 26 мая 2011 года, когда в результате разгона протестующих погибли два человека и десятки получили ранения.

В четверг митингующие выдвинули ультимативное требование — отставка главного прокурора Грузии Ираклия Шотадзе. Такое трудно представить, но спустя всего несколько часов прокурор действительно заявил об отставке.

«Уверен, что процесс восстановления справедливости в нашей стране продолжится и дойдет до конца. Так как я хочу, чтобы вы верили всему, о чем я говорю, сегодня я покидаю свою должность и уверен, что правосудие по этому делу исполнится», — заявил Шотадзе, покидая свой пост.

Отставку прокурора прокомментировал председатель правящей партии «Грузинская мечта» и ее основатель, миллиардер Бидзина Иванишвили. Он заявил, что отставка прокурора является подтверждением того, что правящая партия верна своим демократическим принципам.

Однако, как оказалось, это было только начало. По словам митингующих, «прокурор был лишь кирпичиком в стене несправедливой системы». И, пообещав, что «сломают эту стену», они отправились к зданию парламента страны на проспекте Руставели, но уже с новыми требованиями — отставки правительства. По мнению протестующих, именно правительство Грузии покровительствует преступной системе и безнаказанности преступников.

Очень скоро протест вышел за пределы столицы. Требования собравшихся на Руставели поддержали граждане по всей Грузии — митинги и шествия прошли в Батуми, Кутаиси и Зугдиди.

К полуночи под стенами парламента собрались несколько тысяч человек. Все, кто выходил на импровизированную трибуну, говорили об одном и том же — что они не хотели бы оказаться на месте ни убитых подростков, ни их родителей и друзей, которые оплакивают их по сей день. Между выступлениями Саралидзе и Куправа продолжали призывать правительство уйти в отставку.

Полной неожиданностью для всех собравшихся стало появление на митинге главы правительства — премьер-министра Георгия Квирикашвили. Он решил лично прийти и пообщаться с людьми, в частности, с отцом погибшего мальчика, однако наиболее агрессивные из митингующих, во главе с Куправа, такой возможности ему не дали.

Несмотря на то что сам Саралидзе встретил премьера объятиями, в прямом эфире одного из телеканалов было видно, как Куправа подстрекает собравшихся перейти к решительным действиям.

Как по команде в премьера полетели пластиковые бутылки, его освистывали каждый раз, когда он пытался обратиться к собравшимся. Охрана вынуждена была увести Квирикашвили в безопасное место, и позже премьер сделал чрезвычайное заявление из администрации правительства.

«Завтра с утра Министерство внутренних дел вернет дело из прокуратуры, и глава МВД Георгий Гахария лично проведет повторное расследование. Он будет руководителем этого процесса, и, конечно, на каждом шагу я буду подключен и буду контролировать весь процесс», — сказал Квирикашвили на брифинге.

Квирикашвили пообещал родителям убитых мальчиков, что у них будет возможность на любом этапе узнавать о ходе расследования и получать любую интересующую их информацию. Он также заявил, что берет на себя ответственность за то, чтобы расследование было завершено как можно скорее.

«В конце я также хочу сказать, что моя должность не стоит трагедии ни одного человека, — заявил Квирикашвили. — Как только я удостоверюсь в том, что мой уход с должности пойдет на пользу стране, улучшит и разрядит ситуацию, я ни на одну секунду не задумаюсь об этом шаге. Сегодня этой ситуации нет, и этот момент не настал. Но еще раз говорю, для меня главное, чтобы в кратчайшие сроки были даны ответы на вопросы нашего общества».

На кого-то заявление Квирикашвили действительно подействовало, и люди стали понемногу расходиться. Но Саралидзе сказал, что его пытаются обмануть и он не собирается уходить от парламента, пока его требования не будут удовлетворены и, конечно, пока виновные в смерти его сына не будут наказаны.

В какой-то момент к митингующим присоединилась и первая леди страны — супруга президента Грузии Мака Чичуа, которая пришла поддержать Саралидзе и выразить ему соболезнования в связи с трагедией.

В пятницу днем, когда у здания парламента снова стали собираться люди, на Руставели прибыл и президент Грузии Георгий Маргвелашвили. Он решил лично пообщаться с Зазой Саралидзе, который установил палатку прямо на тротуаре. О чем именно они говорили, неизвестно. Ни Саралидзе, ни президент ни о каких конкретных договоренностях не сообщили.

«Моя цель — говорить с Зазой, а также с теми людьми, у которых болит сердце за то, чтобы обеспечить мирный, спокойный и стабильный процесс, чтобы в стране был мир, — сказал Маргвелашвили после встречи. — Естественно, с этой мотивацией я буду общаться с властями. И я не устану служить тому, чтобы Грузия была той страной, где у каждого есть ощущение справедливости».

Пятничный митинг был уже не такой эмоциональный, но не менее многолюдный. И что немаловажно — требования собравшихся не смягчились. Они по-прежнему требуют незамедлительной отставки правительства. В этой связи среди населения Грузии уже начало нарастать беспокойство, да и эксперты уже затрудняются сказать, смогут ли власти сохранить твердость своих позиций в свете происходящего. И главным образом всех беспокоит активное участие в этом процессе людей из партии Саакашвили. Долгие годы они были в положении политических маргиналов и вот теперь, когда власть демонстрирует очевидную мягкость, временами напоминающую слабость, представители «Единого национального движения» вполне могут решиться на реванш.

< Назад в рубрику