Нынешней весной в Екатеринбурге снесли один из самых заметных памятников советского модернизма — недостроенную телебашню, на защиту которой встали историки, урбанисты и просто обычные люди. По всей стране подобные сооружения постепенно приходят в упадок. Немного их осталось и в Восточной Европе — на смену серому бетону и простым формам приходят другие архитектурные творения. Некоторых это совсем не радует.
Румынское Бюро по исследованию искусства и архитектуры задалось целью спасти социалистическое архитектурное наследие. Для это оно запустило проект Socialist Modernism, в Instagram-аккаунте которого опубликованы фотографии сотен советских зданий, возведенных в период с 1955 по 1991 год. И они действительно выдающиеся: казнить нельзя, помиловать. Смотрим!
Зал бокса в румынском городе Онешти. Построен в 1966 году — в самый разгар оттепели.
Станция метро «Еритасардакан» в центре Еревана, Армения. Станцию открыли в 1981 году, ровно за 10 лет до распада СССР.
Еще одно уникальное здание в Армении — столовая дома отдыха Союза писателей на озере Севан. Авторы проекта — архитекторы Геворг Кочар и Микаэль Мазманян. Возведена в 1969-м.
Genex Tower — комплекс из двух башен, построенный в 1980 году. Его официальное название — «Западные ворота Белграда»: по задумке тогда еще югославских властей, небоскреб должен был «приветствовать» тех, кто приезжает в город из аэропорта Николы Теслы.
Старый цирк в Душанбе, Таджикистан. В 2018-м ему исполняется 40 лет.
...И его ровесник — жилой дом в польской Варшаве.
В Грузии полно выдающихся памятников советского модернизма, но многие из них находятся на грани исчезновения. На фото — офис Национального банка, а в прошлом — здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР. Построено в 1975 году по проекту архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагхании.
Еще одно «тбилисское чудо» — вестибюль станции метро «Исани». Станцию запустили в эксплуатацию в 1971-м. Недавно ее обновили, но обошлось без радикальных перемен.
Дворец торжественных обрядов, расположенный также в Тбилиси, в начале нулевых выкупил предприниматель Бадри Патаркацишвили. Здание стало частным жилым домом. Изначально архитекторы Виктор Джорбенадзе и Важи Орбеладзе строили его для брачующихся. Бизнесмена в 2008-м похоронили в саду дворца.
Ничего такого, просто автовокзал во Львове, Украина.
Московскую гостиницу «Космос» открыли на проспекте Мира напротив Всероссийского выставочного центра (тогда — ВДНХ) в 1979 году. Здание отеля спроектировала команда архитекторов из России и Франции. В 2005 году в кинокартине «Дневной дозор» оно использовалось как штаб темных сил. Момент разрушения гостиницы стал одним из самых зрелищных в фильме. Сносить здание не планируется — будут реконструировать. Работы должны начаться в текущем году.
Может ли крематорий быть красивым? Пожалуй, да. Киевский, на улице Байковой, спроектировал архитектор Авраам Милецкий. Здание немного смахивает на ворота в мир иной. По сути, так оно и есть.
Эта «тарелка» — здание Сербского национального музея авиации. Построена в 1980-х. Музей удобно расположен — всего в нескольких минутах ходьбы от главного терминала аэропорта Николы Теслы. Можно успеть посетить его, если делать короткую пересадку в Белграде.
Киевскую гостиницу «Салют» тоже спроектировал вышеупомянутый Милецкий. Интересно, что в первоначальном варианте здание имело большую этажность, но партийное руководство Украины не утвердило этот проект. Отель функционирует по сей день.
Здание музея Ленина в киргизском Бишкеке возвели в 1984 году. Сейчас здесь располагается Киргизский государственный исторический музей — один из крупнейших в Средней Азии.
Здание канатной дороги в Кишиневе. Дорогу строили долго — с 1983 по 1990 год. А спустя несколько лет ее закрыли. Терминал остался.
А это комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате в Москве. Небоскреб по-советски спроектировали Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и Владимир Свирский. В 1990-х здесь кто только не работал, в том числе московское правительство и Госдума.
Дом моды в городе Брашове, Румыния. Построен в 1972-м.
Пустая автобусная остановка как символ безвозвратно ушедшей эпохи. Где-то в Узбекистане.