Представьте себе самый северный город России. А теперь представьте тот нехитрый досуг, который может себе позволить житель этого города. Впрочем, есть и исключения. Еще несколько лет назад жители Дудинки ни разу не видели камень для керлинга. Теперь же по инициативе «Норникеля» в городе появился и самый северный в мире стадион, и одна из лучших площадок для керлинга, а город в то же время из отдаленного населенного пункта превратился в один из центров российского керлинга. В мае тут уже во второй раз проходил международный этап турнира Arctic Cup. А главное — сюда тянутся работать люди со всей России.
Самая северная в мире ледовая арена — «Таймыр» — открылась в 2014 году. Как говорят горожане, до этого построить в Дудинке каток местные депутаты обещали «в течение многих-многих лет». Сейчас же здесь могут заниматься юные хоккеисты и фигуристы — судя по расписанию, которое висит на втором этаже здания, ледовые тренировки проходят каждый день. Но главной гордостью города стала школа керлинга.
Говорят, что идея превратить Дудинку в заполярный центр керлинга пришла в голову одному московскому эксперту по коммуникациям, который увидел в городе потенциал для его устойчивого развития с точки зрения этого тогда еще диковинного для таймырцев вида спорта. Затем, подключилась и Федерация керлинга России. В 2016 году на «Таймыре» провели первый серьезный турнир — в Дудинку пригласили сильнейшие мужские команды со всей России. В то же время было решено открыть на ледовой арене школу, в которой все желающие смогли бы приобщиться к шахматам на льду - именно так, некотрые любители этого необычного спорта называют керлинг. Найти тренера оказалось непросто — среди местных жителей подходящих специалистов не было, и искать профессионалов отправились в другие города. В итоге воспитывать спортсменов доверили молодому тренеру из Красноярска Андрею Жарникову.
«В феврале того года в Красноярске, где я раньше жил, проходил турнир по керлингу. Туда, будучи еще руководителем дудинского Центра развития зимних видов спорта, приехал Юрий Гурин. Им нужен был тренер. Мы немного побеседовали, поговорили, и меня пригласили на испытательный срок», — рассказывает Жарников, под руководством которого теперь на «Таймыре» занимаются две взрослые и три детские группы.
Жарников специалист не только молодой, но и занятой. Перед соревнованиями поговорить с ним практически невозможно — на Arctic Cup он по совместительству занимается и подготовкой льда, помогая специалисту из Швейцарии. «Тут нужно, чтобы одна и та же рука была», — поясняет он и со специальной лейкой отправляется наносить на игровые дорожки так называемые пебблы — «пупырышки» на поверхности льда, которые уменьшают трение. Закончив с подготовкой дорожки, тренер то ли шутливо, то ли случайно брызгает водой и на наблюдающих за процессом у бортика журналистов. Вода, кстати, теплая.
Главный вопрос к Жарникову: что же он нашел в Дудинке? Казалось бы, молодой, активный человек. Да, тоже из Сибири и привыкший к морозам, но все-таки Красноярск — крупный центр, город-миллионник, а в Дудинке живет чуть более 20 тысяч человек.
«А мне в Дудинке нравится. Ну, не нравилось бы, я вообще вряд ли бы остался, уехал бы еще после испытательного срока, — поясняет Жарников. — Я не чувствую, что мне здесь плохо или скучно. Я занимаюсь своим делом, своей работой, в целом мне все нравится. Я вижу перспективы на будущее, знаю, куда мне двигаться, меня все устраивает».
По его словам, в целом в Дудинке довольно комфортные условия: «Климат здесь не сильно отличается от того, к которому я привык, — в Красноярске тоже бывают холода. Хотя, конечно, ни таких ветров, ни полярных ночей там нет». Больше всего проблем из местных особенностей доставляет полярный день, который в Дудинке длится более двух месяцев. «Тут полярная ночь длится около 45 дней, но для меня лично она переносится намного лучше, чем полярный день. Когда круглые сутки светло, я вообще не могу спать. Вот даже сейчас у меня состояние такое, плавающее, я иногда вообще понять не могу, где я нахожусь, особенно по ночам, — жалуется Жарников. — А вот полярная ночь для меня самый идеальный расклад. Ночь, ночь, ну и ничего страшного».
Как отмечает тренер, в школу по керлингу люди потянулись почти сразу после открытия. «В том же 2016-м здесь проводился Кубок Таймыра по керлингу среди мужских команд. Это привлекло много внимания, нашумело, если можно так выразиться. Для этого была проведена большая работа, было много рекламы. И люди заинтересовались, могу сказать, что практически сразу заинтересовались, и пришли попробовать поиграть сами».
Сейчас в школе постоянно занимаются около 60 человек. «С детьми мы действительно очень активно играем, тренируемся. У них большая физическая нагрузка, естественно. В неделю у нас две ледовые тренировки и одна тренировка по общей физической подготовке (ОФП). Ледовая тренировка длится не менее полутора часов, ОФП — около часа», — рассказывает Жарников.
«Со взрослыми, конечно, другая история, — признает он. — Не скажу, что мы с ними занимаемся прямо до потери сознания. Люди просто приходят, тренируются, играют в свое удовольствие. Возраст особого значения не имеет. Обычно к нам в школу приходят потому, что никто не хочет просто сидеть на месте. У нас очень много активных взрослых. Идут, как правило, вечером, после работы, и играют в керлинг. Кого-то захватило, кому-то понравилось, и все, люди втягиваются, начинают заниматься с большим энтузиазмом. Просто потому, что они активные, у них активная жизненная позиция, и им надо чем-то заниматься. А керлинг — хорошее времяпрепровождение».
По словам Жарникова, вообще у дудинцев два развлечения — рыбалка и охота. «Ну и сейчас уже, разумеется, спорт», — улыбается он. «Любой спорт полезен для здоровья. Хотя нет, здесь поправлюсь: физкультура полезна, спорт — не очень. Потому что спорт высших достижений — это в первую очередь большие нагрузки, труд, здесь уже не до здоровья. А вот физкультура — да, это хорошо. Взрослые у нас, по сути, именно физкультурой и занимаются здесь».
«Город, конечно, небольшой», — задумчиво отмечает он в ответ на вопрос о том, много ли желающих уехать из Дудинки. «Некоторые отсюда уезжают. Это, как правило, либо те люди, которые приехали, им здесь не понравилось, и они сразу уехали, либо те, которые работали здесь какое-то время, вышли на пенсию и уехали. Но я уезжать не собираюсь».