Никогда еще путешествие в Россию для иностранцев не было столь легким. Паспорт болельщика заменил визу, а билет на стадион предоставил доступ к бесплатным поездам. Но нашлись и те, кому без приключений жизнь не мила. О болельщиках, добравшихся до российского мундиаля необычным способом, — в материале «Ленты.ру».
Казалось бы, между Исландией и Россией нет ничего общего. Демократическое социальное государство без армии и оплот толерантности, Исландия максимально далека от нашей богоспасаемой державы. Тем не менее есть то, что объединяет исландцев и русских, — это любовь к «Ниве». Культовый внедорожник Lada был популярен во многих странах Европы, но Исландия стала, пожалуй, самым западным форпостом этого культа. Во всяком случае, двое исландских фанатов Гретар Йонссон и Кристбьорн Кьяртанссон выбрали для путешествия на чемпионат мира в Россию именно Lada 4x4, как сейчас официально называется «Нива».
Секрет популярности советского внедорожника в Исландии прост. По словам Йонссона, СССР закупал у Исландии рыбу, а расплачивался «Нивами». Недорогой, комфортный и невероятно проходимый автомобиль полюбился исландцам, и во многих семьях острова поселились «Нивы». После развала Страны Советов поставки сократились, а затем и вовсе прекратились, но на острове еще бегает немало российских внедорожников.
Свою синюю боевою подругу Йонссон и Кьяртанссон выиграли в конкурсе на Facebook. Местная туристическая компания решила разыграть автомобиль. Для участия нужно было всего лишь оставить комментарий под постом о розыгрыше, что Кристбьорн и сделал. Каково же было его удивление, когда из 16 тысяч заявок (а это 5 процентов населения страны) выбрали именно его. Одновременно друзья решили посетить и чемпионат мира, раз уж на него впервые в истории отобралась национальная сборная. Гретар и Кристбьорн хотели добраться до турнира каким-то необычным образом, и «Нива» оказалась как нельзя кстати.
История о двух безумцах, собравшихся в путешествие из Исландии в Россию на старом советском внедорожнике, широко распространилась благодаря местной прессе, и к парням потянулись спонсоры. Туристическая компания, разыгравшая «Ниву», оплатила проживание в российских отелях, местный автосалон предоставил резину, а компания, занимающаяся техосмотром, выделила сумму, эквивалентную 25 тысячам рублей, на расходы в пути и заодно проверила состояние машины.
Несмотря на это в машине уже сгорел блок предохранителей, развалился генератор и отвалились дверные ручки, хотя пробег к моменту приезда в Россию составлял далеко не рекордные 104 тысячи километров. Тем не менее Гретар и Кристбьорн благополучно добрались до России и передали футболистам сборной послание от президента страны, который встретился с путешественниками перед их отъездом.
Жить в бочке — не лучшая затея, но немецкого пенсионера Гуперта Вирта это не смущает. Как и то, что бочку нужно везти за собой из Германии в Россию на тракторе Lanz Bulldog 1936 года выпуска. Средняя скорость сельскохозяйственной техники составляет всего 15-20 километров в час, так что за день немец проезжал не более 100 километров.
Гуперт ненамного моложе своего трактора — ему 70 лет. Чтобы не скучать одному в долгом путешествии, он взял с собой верную таксу по имени Хекс. Передвижение на ретротракторе — это не только невысокая скорость, но и тяжкий труд. Перед пуском двигатель нужно прогреть с помощью газовой горелки, а затем запустить кривым стартером. Но Гуперта это не смущает, ведь до выхода на пенсию он 30 лет отработал на конвейере завода Mercedes-Benz и с техникой «на ты».
Из родного Форхгайма пенсионер выехал 15 мая, а до Москвы добрался лишь к старту мундиаля. Помимо невысокой скорости транспорта, путь осложнял и запрет на использование магистралей — тихоходный трактор мог передвигаться только по дорогам местного значения, а выезд на федеральную трассу М-1 ему был закрыт. Первоначально немец планировал просто попутешествовать по России, посетить Москву и Санкт-Петербург и проникнуться духом чемпионата мира, но уже в столице его ждал сюрприз — городские власти бесплатно предоставили ему билеты на матчи.
На всем пути Гуперт ночует прямо в прицепе в форме бочки, который его трактор тянет за собой. Первоначально прицеп представлял собой мобильную баню, которую герр Вирт переделал в дом на колесах. После посещения матчей сборной Германии Гуперт планирует отправиться в Финляндию, а уже оттуда на пароме отплыть на родину.
У каждого свои методы борьбы с унынием и депрессией. Житель небольшого городка Сан-Хуан на западе Аргентины Матиас Амайя однажды решил, что его все достало, а лучший способ развеяться — длительная велопрогулка. Амайя положил в карман все имевшиеся у него деньги — 200 долларов, сел на велосипед и уехал из дома, планируя вернуться дней через 15-20. Прошло пять лет, Матиас проехал уже 80 тысяч километров, побывал в 37 странах и прибыл в Россию аккурат к чемпионату мира. Собственно мировое первенство не было его целью: ее у отважного аргентинца вообще нет. Он, как Форрест Гамп, просто едет.
За время путешествия аргентинец поднимался на высоту пять тысяч метров над уровнем моря в Боливии, пересек три пустыни и джунгли Амазонии и спал зимой вместе с бомжами на европейских улицах. Его пытались обокрасть и несколько раз даже ранили ножом.
Матиас чаще всего живет на улице в палатке. Иногда его пускают на ночлег встречающиеся на пути добрые люди. Они же помогают с деньгами — спонсоров у аргентинца нет, а свое путешествие он никак не монетизирует. В первые дни чемпионата мира его можно было встретить на Никольской улице, где он собирал пожертвования, стоя с картонкой, на которой были описаны его приключения.
Матиас еще не решил, куда он двинется из Москвы. Первый вариант — поехать на юг России, оттуда через Турцию в арабские страны, затем посетить Юго-Восточную Азию и на корабле добраться до Австралии. С Зеленого континента можно перелететь на самолете (у Матиаса иногда все же водятся приличные деньги) и через всю Африку отправиться в Катар, чтобы попасть туда к старту очередного мундиаля.
Второй вариант маршрута — поехать в сторону российского Севера, оттуда в Скандинавию, а затем все же рвануть на юг и попытаться проехать весь маршрут, как в первом случае, до старта следующего чемпионата мира. Ну и самый легкий третий вариант — вернуться в Европу и лучше узнать культуру Старого Света, покатавшись по континенту. Единственное, что Матиас знает точно, — он не намерен останавливаться еще 5-6 лет. Так что ride, Matias, ride!
Всего 20 лет назад Китай был страной велосипедов. С ростом благосостояния жители Поднебесной пересели на скутеры, причем в основном электрические. Но остались и те, кто верен совсем старым традициям и скутеру, и велосипеду предпочитает лошадь. Впрочем, назвать Цзина Ли настоящим китайцем достаточно сложно, ведь уже с 1990-х годов он живет в России, преподает китайский и получил гражданство нашей страны. Во всем виновата любовь, которую Ли нашел на российских просторах.
В честь проходящего на его новой родине чемпионата мира российский китаец решил объехать все города, принимающие мундиаль, на своем любимом жеребце по прозвищу Караман. Это далеко не первый дальний конный поход Ли — в 2008 году он доскакал от Москвы до Пекина в честь летней Олимпиады в Китае. В день всадник проезжает не более 40 километров, а общая дистанция путешествия составит шесть тысяч километров. Очевидно, что многие города, принимающие чемпионат, Ли посетит, когда первенство уже закончится, но его это не смущает.
Стартовал поход Цзина в Сочи, откуда он направился в Ростов-на-Дону, пересек степи и достиг Волгограда, а оттуда вверх по Волге в сторону Самары, Казани и Нижнего Новгорода. Особенно поразил китайца прием в Волгограде, где он решил задержаться на неделю.
Вполне вероятно, что сборная Англии вновь не оправдает авансом выданного ей звания фаворита и вылетит с турнира на ранней стадии, но в одном англичане всех уже перещеголяли: никто не прибывал на турнир столь красиво и пафосно, как британский филантроп и путешественник Грэм Кентсли. Кинопродюсер и бизнесмен приплыл в Волгоград на яхте, стартовав в болгарском Созополе. Поход «От Дуная до Волги» Грэм планировал давно, а чемпионат мира стал отличным поводом.
В плавании англичанина сопровождают трое помощников: россияне Яна Федорова, Олег Отченашев и Михаил Репников. Поход занял несколько месяцев, и 6 июня интернациональная команда пришвартовалась у пирса города на Волге. Грэм уже посетил матч сборных Англии и Туниса, в дальнейшем в его планах принять участие в «Кубке нижней Волги» по яхтенному спорту и совершить переход до Астрахани.
С Волгоградом Кентсли связывают давние отношения: он член попечительского совета фонда «Царицынская муза» и ежегодно вручает деятелям культуры Волгограда премию Graham Kentsley Volgograd in the World Award за творческие успехи на международном уровне.
Игроки сборных Саудовской Аравии и Египта пока откровенно разочаровывают. И те, и другие проиграли матчи с Россией и Уругваем, причем, что называется, без особых шансов. Впереди лишь своеобразное арабское дерби между собой. Но для Михледа бен Халида аль-Отейби и Мохаммеда Нуфалы эта игра станет настоящим матчем жизни, ведь оба путешественника спешат на нее весьма необычными способами. Если Мохаммед, как и Матиас Амайя, выбрал в качестве транспорта велосипед, то аль-Отейби отправился в путь пешком.
Египтянин прибыл в столицу 9 июня. Путь от Каира до Москвы занял у него 65 дней. Затем он направился в Екатеринбург на матч с Уругваем. В Санкт-Петербург Мохаммед не успевал, а вот игру с саудовцами 25 июня в Волгограде планировал посетить.
Аль-Отейби планировал преодолеть пешком три тысячи километров, посетив Иорданию, Египет и Турцию, и добраться до Волгограда аккурат к матчу. В дорогу он взял только «флаг Саудовской Аравии и фотографии Хранителя двух благородных святынь — короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль Сауда». Пока информации о том, успевает ли храбрый саудовец к игре, нет.