Игра Vampyr студии Dontnod Entertainment позволяет прогуляться по улицам Лондона 1918 года, во время эпидемии испанки, а также почувствовать себя в теле вампира, решающего судьбы жителей города. «Лента.ру» рассказывает о впечатлениях от прохождения игры.
Голова кружится, перед глазами мутная дымка. Я встаю, покачиваясь, различая лишь грубые очертания объектов. Что-то пошло не так… Почему я лежу среди горы трупов в какой-то яме? Что со мной? На локтях, испытывая нестерпимую боль, выползаю на деревянные мостки. В ушах пульсирует кровь. «Пить… Я так хочу пить!» — одна мысль не покидает меня.
«Джон! Джон! Слава богу! Я знала, что ты жив!» — кричит силуэт. Вроде бы это женщина. Она подбегает ко мне и заключает в объятия. «Теперь все будет хорошо», — произносит она, прижимаясь ко мне. Жажда нестерпимая, и ее может утолить только… Ее кровь? Да! Я вонзаю клыки в ее нежную шею. Ах, какое блаженство!
Мир вновь обретает краски. Да, да! Так намного лучше. «Джон, что же ты наделал?» — слабеющим голосом спрашивает женщина, распростертая на земле. Из ее шеи сочится кровь. Мэри? Сестра? О боже! Держись! Я хватаю платок и пытаюсь зажать им зияющие дыры, которые оставили мои зубы. Но нет, уже поздно, взгляд ее стекленеет.
Какой кошмар! Во что я превратился? Но тут слышатся голоса: «Вот оно, чудовище!» Я пытаюсь все объяснить, но люди не слушают. Один из них стреляет в меня и попадает. Странно, но боли я не чувствую. Остается одно: бежать, бежать в ночь, один на один со своим позором, страхами и всем миром.
Если вам было сложно читать все это, переживать не стоит, вы не один. Играть (особенно, в первые часы) в игру Vampyr, созданную студией Dontnod Entertainment, практически невозможно. Причем вовсе не потому, что игровой процесс непривлекателен. Просто за создание истории о вампирах с такой по-настоящему звериной серьезностью в XXI веке должно полагаться уголовное наказание.
Действительно, будь на дворе начало XX века, все это выглядело бы просто шикарно. Нетрудно представить: в Европе бушует испанка (эпидемия смертельно опасного гриппа), вампиры в моде, Брэм Стокер не так давно написал своего «Дракулу», скоро подтянется и немой кинематограф, который будет исправно снабжать зрителей историями о безжалостных кровососах…
Если бы разработчики Vampyr попытались воссоздать именно ту атмосферу черно-белого кино начала века, возможно, сюжет игры более органично вписался бы в современную действительность — стилизация, в конце-концов. Но нет, видимо, задача была поставлена прямо: показать, «как тогда было на самом деле». После выхода в 2014 году фильма «Реальные упыри» все это выглядит даже не просто неуместно — испытываешь какой-то подсознательный стыд за создателей игры: ну что же вы, ребята, ну как так-то!..
Но если абстрагироваться от достаточно избитой концепции сюжета (доктор Рид, гениальный врач, становится вампиром в Лондоне 1918 года и, разумеется, пытается бороться с силами зла, скрывающимися в темноте, а также с самим собой), Vampyr не только способен увлечь игрока, но и заставить на некоторое время забыть о реальности. И ключ к этому — NPC, которые здесь выполняют не только роль истуканов, выдающих квесты.
Да, чеснок, кресты, осиновые колья — все это присутствует здесь, но если не принимать во внимание количество банальных вампирских тропов, скорее мешающих восприятию грязных улочек ночного Лондона, Vampyr представляет собой увлекательное детективное расследование, в котором каждый персонаж связан с другими, а как — вот это и предстоит выяснить, чтобы решить ту или иную проблему горожанина.
Зачем это делать? Для этого есть два мотива. Прежде всего, город разделен на районы, уровень хаоса в которых зависит от уровня благосостояния их жителей. Проблемы со здоровьем граждан так или иначе влияют на количество и силу противников главного персонажа, а также на NPC. Раз чудовищ стало больше, а болезнь распространяется, значит, люди начнут умирать, а вместе с ним будут исчезать и возможности, связанные с общением с ними.
Но никакие сложности не страшны по-настоящему сильному вампиру. И поэтому у доктора Рида всегда есть выбор: если он обладает достаточным умением, то может затащить любого из NPC «в тень» и высосать его кровь досуха, получив большое количество экспы. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько жертва хорошо себя чувствует. И вот вторая причина решать проблемы жителей Лондона — чтобы вкусно пообедать.
При этом, разумеется, вся та полезная информация, все квесты, которые мог бы дать убитый персонаж, умирают вместе с ним, а система сохранений устроена таким образом, что повернуть время вспять и загрузиться с контрольной точки до момента кровавого пира невозможно. И стоит учитывать, что каждое убийство приводит к повышению уровня хаоса в районе.
По идее, эта система должна диктовать игроку сложный выбор: или будь хорошим, но слабым, пытайся спасти Лондон, но при этом испытывай сложности во время боя с противниками, или будь всесильным кровожадным монстром, но при этом погрузи город в пучину отчаяния. Для того чтобы она сработала, нужна соответствующая система боя. И ее нет.
Вот вторая слабая сторона Vampyr — боевая система. Он не только скучная (зафиксировался на цели, ударил, отбил удар), но и совершенно несложная, даже для ленивых геймеров, которые предпочитают играть на самом легком уровне. Можно абсолютно спокойно перебить всех злодеев, не погибнув ни разу.
Из-за этого перед доктором Ридом не стоит никакой моральной дилеммы. Игровая система просто не способна заставить игрока делать нравственный выбор: если вы хотите пройти Vampyr, не высосав кровь ни из одного честного горожанина, ничто вам не помешает. Хотите убивать направо и налево? Еще лучше!
«Что вы можете?» — спрашивал прораб из советского анекдота рабочего, устраивающегося на стройку. — «Могу копать». — «А еще что?» — «Могу не копать».
Впрочем, хотя большая часть противников неспособна составить конкуренцию главному персонажу, сама система боя могла бы быть очень интересной, если бы не недокрученный баланс силы. Ведь противники — это не только оппоненты протагониста, но и, грубо говоря, сосуды с кровью, из которой он черпает энергию, необходимую для применения вампирских суперспособностей. В свою очередь, с помощью них можно не только атаковать врага, но и восстанавливать здоровье и выносливость, становиться невидимым и так далее.
Создавать все более сильное оружие помогает система крафтинга — для этого доктору Риду нужно найти убежище (в каждом районе их несколько), где всегда стоит верстак. Впрочем, найти компонент для улучшения тесака или необходимого зелья бывает порой очень сложно, а поскольку бои сами по себе несложные, для постоянных занятий крафтингом опять же не хватает мотивации. Здесь же, в убежище, можно и распределить экспу, полученную за день, поспав днем — улучшить характеристики, завладеть новыми умениями.
Vampyr мог бы быть очень хорошей игрой — по крайней мере, задумка к этому располагает. Игровой Лондон кажется тесным и безлюдным, но, возможно, так и надо — в конце концов, не так много честных людей шатается по ночным улицам. Иногда он подкидывает реально сложные с точки зрения морали задачи. Например, вы решили, что если вы высосете кровь из одного не очень хорошего персонажа, ничего особенного не произойдет. Но вот после него начинают болеть и умирать другие, и район повергается в хаос. Приходится срочно готовить лекарства, чтобы поправить ситуацию.
К сожалению, как только начинает казаться, что происходит что-то интересное, игра ломает весь кайф, погружая в пучину скучных однообразных баталий. Истории и тайны персонажей интересны на логическом уровне, но совершенно не вызывают эмпатии — это если забыть, что все завязано на избитой теме вампиризма. Да и сам доктор Рид и его задача — найти того, кто превратил его в вампира, — не трогают сердце. Даже удивительно, что студия, которая сделала великолепную Life is Strange, живую, потрясающе человечную игру, заставляющую плакать и смеяться, не на шутку переживая за судьбу персонажей, не смогла сделать то же самое в Vampyr.
Посредственная графика и при этом постоянное падение фреймрейта ниже плинтуса на Playstation Pro — дополнительный источник раздражения (хотя, казалось бы, чему там тормозить?). Тусклая цветовая гамма, призванная передать атмосферу ночного Лондона начала ХХ века, удручает, заставляя подслеповато всматриваться в экран.
***
Vampyr хочет быть чем-то оригинальным, хочет пугать и заставлять игрока решать сложные этические вопросы. К сожалению, ничего этого у него не получается убедительно. Впрочем, если не ждать от него многого, то Vampyr — вполне неплохое времяпрепровождение на пару-тройку вечеров. Если, конечно, больше нечего делать.