Спорт
00:04, 30 июля 2018

Все в шелках Они проехали тысячи километров по русскому бездорожью. И хотят еще

Евгений Бакин
Фото: SilkWay

В Москве завершился ралли-рейд «Шелковый путь» — экстремальное и захватывающее действо, в котором принимают участие машины трех классов: внедорожники, грузовики и багги. «Лента.ру» проследила, каким был путь участников соревнования, и как они приспособились к русскому бездорожью.

«Каждый год думаю, что хватит. И снова выхожу на старт»

Трясущиеся руки тянутся за сигаретой. Две-три тяги, и пальцы приходят в норму. Поллитра воды на голову — и можно жить. Для полного счастья осталось только смыть с себя тонны песка, вытрясти его из одежды, обуви, волос и глаз. Поесть. Может, еще одну сигарету. А потом — на бивуак. Работа пилота на этом окончена, теперь дело за командой, которая прибыла с ним на ралли «Шелковый путь».

В этом году экипажи и сервисные команды стартовали в степях Астраханской области, закончили формально на Красной площади, фактически — в полях Тульской области. «Шелковый путь» протянулся только по территории России: договориться с Китаем не удалось в самый последний момент, что привело к значительному сокращению дистанции. Если в 2017-м гонщики проехали 9 599 километров, то этим летом пробег на их автомобилях увеличился лишь на 3569 километров.

Семь этапов по маршруту Астрахань — Москва, сотни пробитых шин, тысячи литров топлива «Опти», которым заправляются участники ралли. Это — самый расходный материал во время гонки. Покрышек каждая команда привозит с запасом, за бензин отвечала «Газпромнефть»: огромные бензовозы следовали за участниками гонки практически след в след. А если на дистанции чего-то не хватало, то соперники приходили друг к другу на помощь. Как говорят, побеждает на ралли именно тот, кто доберется до финиша. И если однажды ты предпочтешь ехать дальше, отказав в помощи другому гонщику, то в следующий раз можешь встать сам. Не поможет уже никто.

«У каждой команды есть свои фишечки. Я, например, люблю, когда мне дают мало информации, чтобы я не перегружала мозг», — рассказывает Мария Опарина, пилот багги. Из таких «фишечек» у нее и ее штурмана есть одна, но заметная: они ездят без лобового стекла. Говорит, так даже проще. Иногда грязи налипает столько, что дворники просто не справляются. Так что эту проблему экипаж Опариной решил радикально: долой стекло!

И в этом — вся суть ралли. Это своеобразное творчество, соревнование механиков в изворотливости и логике. Понятно, что на обычном внедорожнике дистанцию в таких условиях не проедешь, так что под корпусами «обычных» машин всегда кроется кое-что более интересное. «Мы поняли, что не сможем купить лучшую машину, поэтому решили сделать ее сами», — говорит создатель одной из таких «интересных» машин. Снаружи можно увидеть, например, MINI Cooper, но внутри — адская смесь из деталей машин различных марок. Многие команды везут в Россию по несколько автомобилей в разобранном состоянии, чтобы из этих деталей собрать боевую единицу. Потом они едут, финишируют, и все — круг замкнулся.

После каждого этапа автомобиль заново разбирают практически полностью. Так что после финиша бивуак — место, где неделю живут команды — напоминает один большой муравейник. По всему пространству чувствуется дух напряженной работы и несется бесконечный шум — сначала воды, потом от стука инструментов и скрежета металла. Осмотр машины после гонки и приведение ее в полный порядок — ежедневная рутина, которая, похоже, никому не надоедает. Французы, например, совершали все эти манипуляции под «I Was Made For Loving You, Baby», бодро бегая вокруг своей Baby. Вот она, истинная любовь.

«Я в марафоне уже третий раз, и каждый год думаю, что пора бы с этим уже заканчивать. Волею судеб каждый год я все равно оказываюсь на старте», — рассказывает Мария Опарина. Девушка уже три года подряд на ралли «Шелковый путь» катается в пыли и песке, после гонок едет на бивуак и ложится в палатку — спать и набираться сил. Кажется, и здесь не обошлось без непонятной любви.

Бивуак вообще — маленькое царство автолюбителей. Хотя… Нет, скорее, автопрофессионалов. Здесь тебе любой может рассказать об устройстве двигателя BMW и КАМАЗа, о подвесках, покрышках, бензине. И о том, как из обычной машины сделать монстра, который сможет прокатить сотни километров по русскому бездорожью. Здесь же сервисмены приводят в порядок тех самых монстров, на которых налипла грязь проселочных дорог и бесконечных полей. Это место кажется таким людным, таким шумным, особенно после километров одинокой дороги. Одиночество это, впрочем, иногда нарушают неслучайные зрители.

Русское ралли

— Володь, я уже брод перешел, пива взял. Ты где ходишь-то? — кричит импозантный мужчина с великолепным животиком. Он перекрикивает унылого диктора, который докладывает что-то типа: «Только что проехал участник под номером…»

— Володь, подойди, помоги донести. У меня в машине шашлык еще есть, пойду, сгоняю, — мужчина готов продолжать смотреть ралли, пока диктор — вероятно, главред местной газеты «Авангард» — в миллионный раз повторяет, насколько важна безопасность и что нужно быть очень осторожным на этом участке.

Здесь, около деревни в Волгоградской области, есть удобное место с мелкой рекой и мостом. По обоим берегам — сотни местных жителей, для которых ралли — нереальное развлечение. По броду эффектно проезжают грузовики, по мосту проносятся внедорожники, а армяне в это же время активно жарят мясо на углях. Праздник русской жизни вдали от цивилизации, где наконец можно увидеть линию горизонта.

В прошлом году толпа ждала, чтобы каждый пилот, хоть на грузовике, хоть на багги, прошел через воду. И когда они, один за другим, вместо воды выбирали сухой и безопасный мост, люди свистели и возмущались. Самому мосту пришлось худо, ведь по нему за несколько часов прогнали несколько десятков тысяч тонн — вероятно, больше, чем он выдержал за весь предыдущий год. В этом году водители грузовиков были направлены вброд, и каждый такой маневр люди встречали криками и аплодисментами.

Можно только представить, что чувствует гонщик, который едет сотни километров со своей командой по степям, полям, лесам и болотам, а потом вдруг оказывается перед толпой. Ведь и правда большая часть пути гонщиков проходит по местности, где люди, скорее всего, не появятся. Рассказывали разве что о случайных пастухах и лесниках, которые на пути попадаются раз-два максимум. А тут — сотни людей в тапках и майках. Ох уж этот колорит забытой России.

***

В этот раз не было китайской части ралли. Но, по рассказам организаторов и самих участников, все приезжают в Россию с удовольствием. Здесь нет пустынь, зато есть грязь, нет тропических лесов, зато есть березы и ели. Странно, но иностранцам, которые, кажется, большую часть своей жизни проводят за рулем, это нравится.

Нравится им и жить в бивуаках, и копаться в моторе с утра до ночи, доводя до совершенства машину. И побеждать, конечно. Хотя на ралли принято говорить, что побеждает тот, кто доберется до финиша. Так что в «Шелковом пути» победитель явно не один.

< Назад в рубрику