В начале июля в продажу поступила «Яндекс.Станция» — российская умная колонка с голосовым помощником. Партию устройств раскупили в первый же день продаж, а предзаказы оформили вплоть до октября. «Лента.ру» в течение месяца тестировала колонку и рассказывает, каково это — жить с искусственным интеллектом в доме.
«Яндекс» представил голосового помощника Алису в октябре 2017 года. Это был полноценный российский ответ Сири от Apple и Алексе от Amazon. Правда, последние две компании уже давно обзавелись полноценными устройствами, с ассистентом, но на российский рынок их вывести так и не решились. Таким образом, «Яндексу» нужно было просто сделать какой-то гаджет с Алисой, чтобы победить всех конкурентов еще до их прихода в Россию. Тем более что Алису создавали и обучали именно русской речи, а не просто делали перевод стандартных фраз с английского, как в случае с Сири.
В октябре прошлого года в разговоре с «Лентой.ру» об Алисе сотрудники компании уклончиво говорили, что не готовы сделать для помощника физическую оболочку, и рассуждали о том, что невозможно создать устройство, которое понравилось бы всем пользователям. Тем не менее спустя полгода компания поменяла свое решение.
В комплекте со станцией идет кабель питания и HDMI для подключения к телевизору. Да, станция не может передавать информацию на телевизор «по беспроводу», а для того, чтобы Алиса рекомендовала фильмы или включала ролики, необходимо сперва подключить ее к ТВ.
Пускай дизайн колонки и разработан американской студией, производят ее в Китае, на что указывает характерный запах дешевого пластика. За месяц использования он так и не выветрился полностью.
Сама «Яндекс.Станция» напоминает аккуратную коробку с квадратным основанием. Она заметно больше своих конкурентов HomePod или Google Home и весит почти три килограмма.
Внутри — пять динамиков (два высокочастотных активных, два низкочастотных пассивных и один низкочастотный активный), а также семь микрофонов (один в центре и шесть по кругу). Как и ее ближайший аналог HomePod от Apple, она работает только от розетки. Это значит, что для полноценного использования нужно будет протянуть сразу два провода.
Все это закрыто съемным тканевым кожухом, который доступен в трех цветах: черный, серый и фиолетовый. Некоторые советуют снимать кожух, чтобы звук из колонки шел лучше и чище, но в таком случае эстетическая составляющая стремится к нулю, а сами динамики рискуют повредиться от любого неосторожного движения рядом с колонкой.
Ничего больше подключить к станции нельзя: стандартного 3,5-миллиметрового разъема (или чего-то другого для подключения аудиосистемы) здесь нет, а управление осуществляется только голосом, потому что пульт также не предусмотрен. Максимум — можно подключить смартфон через Bluetooth, чтобы транслировать на колонку музыку.
На колонке также нет никаких дисплеев: единственное, что свидетельствует о состоянии колонки, — цветовой индикатор на верхней панели вокруг «крутилки» громкости. Как только Алиса начинает слушать собеседника, индикатор загорается, а во время обработки запроса световой круг переливается.
На верхней панели также есть две кнопки — одна активирует помощника, другая отключает микрофоны. Причем они не просто заглушаются, а полностью перестают работать — обесточиваются. Громкость регулируется колесом, которое также расположено на верхней панели и обрамлено световым индикатором. Впрочем, как и практически в любых ситуациях с Алисой, громкость проще регулировать голосовой командой.
Цвет светового индикатора меняется в зависимости от ситуации: к примеру, во время настройки соединения свет будет голубым, а во время воспроизведения звука с устройства, подключенного по Bluetooth, — зеленым. В случае если сигнал Wi-Fi теряется, колонка начинает светиться красным и жалобным голосом объявляет, что не может подключиться к интернету.
При первом включении станции необходимо провести быструю настройку, которая осуществляется через официальное приложение «Яндекса». Колонка сопрягается со смартфоном, ищет Wi-Fi, издает космические звуки в стиле советского фильма «Приключения Электроника», обновляет прошивку и только после этого оповещает владельца о готовности к работе.
Прощупывать возможности нового устройства интересно разве что первые несколько дней: в комплектной инструкции описаны лишь несколько команд, которые могут пригодиться владельцу, а полный список доступен на сайте поддержки. Своим командам устройство учить нельзя: если очень хочется наделить колонку новым навыком, можно только направить предложение «Яндексу».
В компании рассказывали, что пользователи очень много спрашивают Алису об интересных (и не очень) фактах: чему равна высота какой-нибудь горы или сколько лет какому-нибудь актеру. Алиса в станции шустро отвечает на вопросы в духе «Кто такой Ким Чен Ын?», но начинает теряться, если вопрос будет хоть немного переформулирован.
К примеру, Алиса по-разному отвечает на две вариации вопроса, которые для человека звучат максимально идентично:
— Алиса, сколько в среднем спит кот?
— У меня нет ответа на этот вопрос.
— Сколько спят коты?
— От 14 до 22 часов.
Спустя несколько дней этот азарт первооткрывателя пропадает, и нет желания подловить Алису. Вырабатывается тот список команд, которые нужны уже не для развлечения, а для жизни. К примеру, любой голосовой помощник в первую очередь полезен в качестве таймера или синоптика.
Определенный плюс в отличие от иностранных аналогов — понимание русской речи и особенностей языка. Команды не обязательно громко и четко выговаривать, достаточно общаться с ней, как с обычным собеседником в комнате: если она чего-то не понимает, то начинает импровизировать и уводить тему (в половине случаев — успешно, в остальных — потешно).
Станция распознает речь, даже если одновременно говорить с ней и двигаться по комнате. Правда, если в комнате больше двух человек, которые еще и пытаются разговаривать, взаимодействие ощутимо усложняется. Если присутствующих много, они определенно захотят задать кучу вопросов Алисе, а она, в свою очередь, пытается объединить воедино те урывки фраз, которые слышит, и выдает непонятное месиво.
Помимо живых людей, станция, как оказалось, реагирует и на происходящее на экране телевизора. Блогеры или герои сериалов вполне могут вызвать ее, назвав кого-нибудь Алисой, а в некоторых случаях — просто сказав слово police. Что происходит дальше, описать трудно: голосовой помощник силится поддержать беседу, которая ему абсолютно непонятна, и пытается выдать хоть сколько-нибудь релевантный ответ. Остановить это можно, к сожалению, только одним способом: встав с дивана и нажав кнопку отключения Алисы.
Многие пользователи девайса, поговорившие с Алисой, отмечают, что иногда она позволяет себе отвечать грубо и даже хамит. После месяца теста создалось ощущение, что она способна анализировать подачу и отвечать в этом же стиле. Если совсем просто: помощник не будет грубить тем, кто разговаривает с ним вежливо. На предложения, содержащие мат, она не отвечает вообще.
Помимо всего прочего, станция неплохо работает и как обычная аудиосистема. Она синхронизируется с аккаунтом «Яндекс.Музыки» владельца и может делать подборки треков. Причем работает это на порядок лучше, чем в Apple Music и Google Play, но это заслуга музыкального сервиса, а не Алисы или станции. Она может самостоятельно выбрать спокойный трек или целый плейлист для вечеринки, распознает запросы в духе «включи хоть что-нибудь» или «включи трек хорошего рэпера» (а это очень сложный запрос).
Вместе с прослушиванием крайне удобно помечать понравившиеся треки: достаточно попросить Алису добавить композицию в избранное, и она появится в «Яндекс.Музыке». С ненавистными треками можно сделать то же самое, попросив занести их в черный список и больше никогда не воспроизводить. В этом случае, к слову, Алиса неизменно подмечает, что трек ей «тоже не понравился».
Примечательно, что за все время использования колонка ни разу не включила треки, которые называют музыкой из такси: популярные песни, звучащие на каждом углу. Их воспроизведение начинается только если специально попросить включить топ композиций в сервисе или «что-нибудь популярное». Качество звука, по субъективным оценкам, должно удовлетворить непритязательного слушателя. Да, это не HomePod и не Sonos, но уже нечто лучшее, чем портативные колонки. Главное — не выкручивать громкость на максимум: колонка начинает хрипеть.
В случае с видеоконтентом взаимодействие происходит не так гладко: станция умеет искать фильмы, сериалы и видео только по сервисам партнеров. С «Яндекс.Видео» этот факт не вызывает никаких сложностей: туда агрегируются ролики из YouTube, RuTube, «Одноклассников» и прочих хостингов. С фильмами и сериалами сложнее: в комплекте идет пробная подписка на ivi и «Амедиатеку», после которого пользователь вынужден оплачивать сразу два сервиса, чтобы продолжать смотреть контент легально (в среднем 400 рублей в месяц за ivi и 600 за «Амедиатеку»). Если же у вас есть подписка на какой-нибудь другой сервис, к примеру, Netflix, то про нее можно забыть.
Ролики из «Яндекс.Видео» загружаются значительно медленнее, чем из стандартного приложения YouTube на SmartTV. Кроме того, если помощника долго дергать просьбами сделать потише/погромче/перемотать вперед/вернуться назад, то в какой-то момент он может совсем зависнуть
Еще одно неудобство, связанное скорее с привычками, нежели с самим устройством, — невозможность управлять контентом при помощи пульта. Если помощник не может найти фильм или сериал с первого раза (что, кстати, происходит редко), приходится повторять команду до тех пор, пока Алиса не поймет. Просто ввести название фильма не выйдет.
У станции еще масса функций, которые не так уж важны в повседневной жизни, но могут развлечь. Это, вероятно, подойдет семье с детьми или просто странным любителям пообщаться с техникой. К примеру, Алиса может сыграть в города, шар судьбы или «найти лишнее».
Алиса умеет угадывать песни по тексту, и именно эта опция, к примеру, привлекла главного редактора «Ленты.ру». Будучи знатоком малоизвестных композиций от еще менее известных рэп-исполнителей, он загадывал Алисе все, что знал. В итоге ему удалось одолеть искусственный интеллект. Во многих случаях она просто не знала, что за текст ей пытаются скормить.
Еще одно умение станции — зачитывание новостей с главной страницы «Яндекса». Для этого Алиса привлекает своего помощника с мужским голосом, и тот достаточно человечно зачитывает топ-5. Есть возможность выбрать новости по темам (политика, общество, технологии), но заставить его зачитывать только заголовки и игнорировать подводки не удается.
Стоимость «Яндекс.Станции» — 9990 рублей. Это дешевле, чем у конкурентов, которых и нет на российском рынке. Но, с другой стороны, если не оглядываться на аналоги, то устройство в первую очередь оказывается неплохой колонкой, которая может объявлять погоду и отвечать на узкий круг вопросов. С ней определенно удобно жить, поскольку в повседневной жизни голосовой помощник редко, но может быть полезен.
Пока она не может вести человеческий разговор по одной простой причине: она не человек. Как только желающий поговорить с колонкой начинает мешкать, она выключается. Она не терпит драматичных человеческих пауз и, по большому счету, готова взаимодействовать с теми, кто четко и быстро выдает команды.
Во вкладыше производитель предлагает говорить с Алисой как с человеком. И в этом кроется, вероятно, корень недопониманий владельца и колонки: если говорить с ней как с машиной, четко формулируя запросы, она будет отвечать в той же манере. Но общаться с ней как с приятелем не выйдет: она, подобно иностранцу, вряд ли найдет мудреные разговорные конструкции.
Станцию стоит воспринимать в первую очередь как устройство с Алисой, и в этом случае покупка помощника имеет хорошие перспективы: разработчики «Яндекса» намерены и дальше развивать свое творение и добавлять новые и новые функции.