Через что проще всего понять культуру того или иного народа? Кто-то говорит, что через искусство, кто-то — что через кулинарные традиции или социальные связи. Однако есть еще один способ разобраться, как складывалась жизнь этноса: изучить историю его болезней и способов борьбы с ними. Чем болели и как лечились представители северных народов? Какую медицинскую помощь получали 100-200 лет назад? «Лента.ру» поговорила об этом с доцентом кафедры этнокультурологии Института народов Севера Софьей Унру.
«Лента.ру»: Холод же должен закалять, о каких болезнях тут может идти речь!
Софья Унру: С одной стороны — да. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, саами, ханты, манси, эвенки, нанайцы, долганы, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, юкагиры и многие другие — генетически обладают высоким уровнем здоровья. Они многие века адаптировались к суровым климатическим условиям, к тому же ведут активный образ жизни охотников и оленеводов. А в их традиционной кухне преобладают биологически ценные пищевые продукты и биологически активные вещества (оленина, мясо диких животных и птиц, жирная морская и речная рыба, панты, ягоды разных сортов — морошка, брусника, клюква, черника, голубика, смородина, черемуха).
И все же они болели. Чем?
До освоения Сибири русскими северные этносы в основном боролись с травмами, простудой, желудочными расстройствами, возрастными заболеваниями. В старости особенно страдали от болезней глаз — видимо, оттого, что дым очага был их постоянным спутником. Были известны сибирская язва, чесотка, малярия, паразитарные заболевания. А вот с проникновением в Сибирь пришлого населения среди северян распространились инфекционные заболевания — оспа, сифилис, корь, туберкулез, от которых вымирали целые стойбища. Считалось, что эти болезни не мог вылечить даже шаман, так как духи русских сильнее духов северян. Такая ситуация существовала вплоть до установления советской власти, когда было налажено медицинское обслуживание кочевого населения.
Вы специалист по эвенкам. Расскажите, как они обходились без медицинской помощи века назад?
Эвенкийская народная медицина возникла в глубокой древности. Сохранились многие названия болезней: соту — сибирская язва; осимук, татар — чесотка; симки — кашель; чэчэр — нарыв, манингки — ревматизм. Как отмечают авторы книги «История и культура Дальневосточных эвенков: историко-этнографические очерки», методы врачевания были весьма разнообразными и зависели от характера заболевания. Широко применялись лекарства растительного происхождения.
Например какие?
На свежую рану обычно накладывали листья подорожника. При воспалительных процессах в желудке, поносах и рвоте использовался отвар из корневищ бадана, богатых дубильными веществами и арбутином, который оказывал вяжущее действие и быстро приостанавливал расстройство. При поносах применяли также сушеные ягоды черемухи, голубики и черники. При малярии пили отвар коры тополя, ольхи, веток шиповника. При болезни печени — отвар ягеля. От кашля хорошо помогал отвар багульника. В качестве жаропонижающего средства применяли отвар горькой полыни. При хроническом бронхите использовали настойку медвежьей желчи. У охотников были широко распространены костно-суставные заболевания. При их лечении эвенки применяли целебные травы — можжевельник каменный, таволгу, хвойник эфедры, багульник болотный, полынь белоземельную. В качестве противоцинготного средства использовались листья и ягоды шиповника. Экстракт шиповника, содержащий витамин С и кератин, давал хороший лечебный эффект и при многих других заболеваниях.
Употребление сырого мяса наверняка способствовало распространению глистов...
Для их изгнания применяли настой полыни. Все перечисленные растения являются мощными лекарственными средствами не только народной, но и научной медицины. Хвойник восточносибирский содержит ценный алкалоид эфедрин, полынь — эфирное масло и камфору, багульник — эфирное масло, камфору и арбутин, можжевельник — смолистые лечебные вещества, эфирные масла и глюкозиды. Растения собирались в июне и июле и высушивались в тени. Из них готовили густой отвар, который затем разводили теплой водой.
Широко использовались и лекарственные средства животного происхождения. Общеукрепляющим и омолаживающим средством считалась свежая кровь. Богатая гормонами, ферментами и витаминами, она оказывала целебное воздействие на весь организм. Кровью оленя врачевали ожоги. Она хорошо помогала при болях в желудке. От кашля пили почечный и сердечный жир животных. Рваные раны и ожоги заливали жиром медведя или собаки. Медвежьим салом лечили простудный кашель и болевые места при ревматизме. При цинге ели сырое мороженое мясо и мороженую печень налима. Для изгнания кишечных паразитов пили горький жир с холодной кипяченой водой. В качестве профилактики туберкулеза внутрь употребляли вытопленный барсучий, собачий или медвежий жир.
Вам доводилось быть свидетелем таких врачеваний?
Я была свидетелем сцены, произошедшей в доме помощницы шамана — Октябрины Владимировны Наумовой, у которой я остановилась во время полевого исследования традиционных знаний эвенков Якутии. Вечером к ней постучали. Пришла женщина, у которой разболелся ребенок, с просьбой дать ей немного медвежьего жира. Октябрина в поселке считалась знатоком культуры и традиций, к тому же была очень хозяйственной и запасливой. Она, конечно, дала просительнице драгоценный жир, но долго потом ворчала, что все ходят, просят, а жир этот добыть очень трудно: сначала надо добыть медведя, потом долго на слабом огне, в тайге, вытапливать жир. А он помогает от многих болезней, поэтому весьма ценен…
Кстати, известная исследовательница культуры тунгусов Глафира Василевич отмечала, что ценным лекарством считались мускус самца кабарги (его сушили, толкли в порошок, кипятили) и медвежья желчь дзо. Обычно ее хранили в сушеном виде в желчном пузыре, позднее — в лекарственных пузырьках. По утверждению эвенков, дзо повышает аппетит, хорошо помогает от кашля и «грудных» болезней, одышки. Употребляют ее с вином или водой. Мне приходилось видеть, как желчь принимают при усталости — в качестве стимулятора для повышения жизненного тонуса.
При фурункулезе эвенки применяли компрессы из сырого курдюка оленя. Нарывы лечили мездрой беличьей или заячьей шкурки. Больное ухо смазывали кровью дятла.
Кроме употребления разнообразных лекарственных средств, были ли у эвенков иные средства врачевания?
Некоторым группам эвенков была известна иглотерапия. Пять-шесть швейных иголок втыкали в палочку так, чтобы острые концы торчали на полмиллиметра. При растяжении, нервных заболеваниях, бессоннице такой палочкой слегка били по телу. Иглой также кололи больные места, чтобы выходила кровь.
Головную боль останавливали пощипыванием кожи головы до покраснения или натиранием медной монетой до крови.
При лечении многих хронических заболеваний практиковалось кровопускание. Отличие его от практикуемого научной медициной заключалось в том, что кровь выпускалась из мелких вен. При гипертонической болезни кровопускание производилось из поверхностной височной, лобной, затылочной артерий и тыльной артерии носа. При заболевании зубов и полости рта — из наружной челюстной и подъязычной артерии. При заболеваниях мягких тканей и суставов нижних конечностей кровь пускали из артерии стопы. Объем выпускаемой крови не превышал 250-300 миллилитров, после чего больного поили крепким чаем или бульоном. Благоприятным временем для кровопускания считались начало и конец лета, а также начало осени.
Детей лечили так же, как и взрослых?
При язвенных стоматитах рекомендовалось смазывать полость рта ребенка раствором медвежьей желчи. Золотушных детей лечили наружно отваром из корневищ ириса: содержащиеся в них пахучие эфирные масла оказывали противовоспалительное и дезинфицирующее действие. При опрелости кожные складки припудривались порошком гнилой березы, богатой дубильными веществами. А вообще для профилактики детских инфекций практиковалась изоляция новорожденного в первый год жизни. У входа в чум, где находился младенец, прикрепляли свежую ветку сосны — символ долголетия и знак, запрещающий посторонним входить в жилище.
Была ли распространена акушерская помощь?
Ее роженицам оказывали повивальные бабки. Опытные повитухи умели облегчить трудные роды искусными приемами. При задержании последа его отделяли, вкладывая руку во влагалище и слегка подергивая за пуповину. При рождении ребенка в состоянии асфиксии повитуха, очистив дыхательные пути от слизи, быстро растирала спинку ребенка, слегка ударяла его по ягодицам, раскачивала, сильно дула на него, брызгала водой. Такими манипуляциями удавалось помочь ребенку начать самостоятельно дышать.
(Продолжение следует.)