Россия
17:37, 13 августа 2018

Плоть от плоти Почему к власти в регионах приходит криминал

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Казалось бы, криминальные 90-е давно остались в прошлом, ведь изменилось многое, и в первую очередь характер власти, главная обязанность которой — следить за порядком и последовательно отстаивать интересы граждан. Однако в некоторых регионах время как будто остановилось. Почему это так — в материале «Ленты.ру».

От Дрейка до наших дней

Легитимизация преступников и укрепление их во власти с древних времен является частью политического процесса. Достаточно вспомнить Фрэнсиса Дрейка, в честь которого назван пролив между Антарктидой и Южной Америкой. В XVI веке при негласной поддержке королевы Елизаветы Первой он грабил испанские порты и морские караваны. Расположение британской короны корсар получил, привезя из «экспедиции» сокровища на сумму, в два раза превышающую тогдашний годовой доход королевства. Пират, сын сельского священника, случайно получивший от дальнего родственника наследство в виде корабля, был удостоен титула сэра и стал адмиралом королевского флота.

В трудах Карла Маркса и Адама Смита этот период мировой истории известен под эвфемизмом «первоначальное накопление капитала». Пользуясь неразберихой, отсутствием границ, несовершенством законов и рабским трудом, предприимчивые авантюристы накапливали огромные ресурсы. Затем они придавали своим «предприятиям» легальный вид и часто закреплялись во власти, обеспечивали себе титул и должность — по сути, совершая подкуп на самом высоком уровне.

Современная Россия, задержавшись на 70 лет из-за строительства коммунизма, отменившего достижения царского капитализма, проживает эти времена в миниатюре. Бывшие криминальные авторитеты 90-х легализовали свой бизнес и идут во власть, чтобы использовать административный ресурс.

И если в основной массе регионов этот процесс тормозится на низовом уровне, то в отдельных областях попытка легализации околомафиозных структур в политических играх проходит публично.

Привет из 90-х

Особенно ярко такая ситуация проявилась в Свердловской области. Там бывшие криминальные авторитеты, входившие в организованное преступное сообщество или, как его чаще называют, ОПГ «Уралмаш», и примкнувшие к ним околокриминальные бизнесмены пытаются прорваться во власть. Накануне выборов в городскую Думу Екатеринбурга информация об этом обсуждается даже за пределами региона — такую тревогу она вызывает и у местного предпринимательского сообщества, и у обычных граждан.

Напомним, ОПГ «Уралмаш» — мощное преступное сообщество Свердловска, получившее всероссийскую известность после разбойных нападений и рейдерских захватов в 1990-е годы. Группировка держала под контролем весь областной центр: торговые комплексы, рынки, кафе, рестораны, гостиницы, казино. Казалось бы, сейчас, при выстроенной вертикали власти, наводящие ужас рассказы про мафию должны стать городским фольклором. Однако на Урале, по некоторым данным, бывшие криминальные авторитеты смогли собрать команду кандидатов в городскую Думу Екатеринбурга и активно спонсируют их кампании. Причем, по сведениям местных источников, кандидаты от околокриминальных структур входят в списки наиболее крупных политический партий. Например, таких как «Справедливая Россия».

Такая ситуация сложилась по нескольким причинам. С одной стороны, как отмечают политологи, после череды выборов некоторые губернаторы стали существенно меньше ориентироваться на Кремль в принятии важных решений, касающихся внутренней политики их регионов. Получив мандат на очередной срок, руководящие аппараты расслабились и почивают на лаврах, особенно там, где руководству субъектов удалось показать высокую явку и достойный результат. С другой стороны, попустительство местных властей может быть обусловлено личной заинтересованностью глав регионов.

Подозрительное молчание

В случае со Свердловской областью наблюдается если не поддержка, то уж точно благосклонное попустительство околокриминальным структурам на предстоящих выборах в думу Екатеринбурга. Конечно, вряд ли речь идет о том, что это материально выгодно для здешнего губернатора, который после удачных выборов усилил аппаратный вес.

Напомним, Евгений Куйвашев руководит Свердловской областью с 2012 года — его кандидатура была предложена Законодательному собранию региона президентом РФ Владимиром Путиным. В 2017 году в области прошли полноценные, так называемые народные выборы, на которых за действующего губернатора отдали свои голоса 62 процента избирателей.

И вот, после напряженной президентской выборной кампании, окончившейся с неплохим результатом для Свердловской области, глава региона как будто не замечает происходящих у него под носом процессов. В местной политической среде есть версия, что эта лояльность — своеобразный возврат долга, который губернатор Куйвашев отдает местным околокриминальным структурам за помощь в разрешении конфликта «город-область» в 2016 году. В тот важный для действующего губернатора предвыборный год противостояние чиновников волевым решением погасил Кремль. «Но раз Куйвашев все же обращался к авторитетам, то, соответственно, не оказать теневую поддержку сейчас уже не может», — говорит источник, пожелавший оказаться неназванным. Другая версия — наличие у «авторитетных» кандидатов сведений, которые могут поставить крест на политической карьере губернатора. При таком раскладе становится понятна мотивация к тому, чтобы лоббировать, к примеру, включение в списки кандидатов в местный парламент сомнительных личностей с неоднозначным, и даже порой криминальным прошлым.

Получается, что цель всей этой кампании заключается в создании благоприятной среды для основного бизнеса околокриминальных структур — сферы ЖКХ Екатеринбурга. Пройдя в Думу, «нужные» кандидаты фактически получат открытый и легальный доступ к важным для столицы Среднего Урала законопроектам. Последствия таких выборов ощутит на себе каждый житель Екатеринбурга, ведь так вчерашние криминальные авторитеты, а ныне — связанные с различными управляющими компаниями бизнесмены получат возможность бесконечно повышать стоимость содержания жилья, пополняя свои карманы за счет простых граждан.

При этом свердловский губернатор связан по рукам и ногам то ли «долгом чести», то ли угрозой обнародования компромата. Что, конечно, невыгодно отличает его от британской королевы, которой государственную казну помогали наполнять пираты. Безусловно, скорая реакция Москвы на такое попустительство в отношении товарищей с сомнительной репутацией со стороны первых лиц регионов заставит их вспомнить в том числе и о силе закона. Нам же остается ждать, кто будет наказан первым, «дабы другим неповадно было».

< Назад в рубрику