69-я параллель
14:01, 22 августа 2018

«Поставил диагноз сигаретой, затем попросил плюнуть в бубен» Неизвестные факты о жизни и нравах северных шаманов

Борис Войцеховский (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Несмотря на кажущуюся архаичность, влияние шаманов на жизнь северных народов велико до сих пор. И речь тут идет не только о духовном аспекте. На протяжении многих сотен лет именно шаманы — как мужчины, так и женщины — занимаются врачеванием. О том, какие методы они используют и как делят свои обязанности по гендерному признаку, «Лента.ру» поговорила с доцентом кафедры этнокультурологии Института народов Севера Софьей Унру.

«Лента.ру»: Мы с вами говорили о традиционных способах лечения у северных народов. Но ведь помимо этого были и так называемые шаманские методы?

Софья Унру: Да, они были широко распространены.

И там все было не просто

Совсем не просто. Для лечения шаманы часто пользовались средствами магического характера: «лечебной одеждой», браслетами, изображениями духов-помощников. Отношение к болезням у эвенков отражает их картину мира — мифологическую по своей сути. С точки зрения этого народа, все вокруг одушевлено — каждая река, сопка, дерево имеют душу, волю и сознание, подобные человеческим. К ним можно обратиться с просьбами, их следует благодарить после удачной охоты или рыбалки и, конечно, относиться с почтением.

Дух-хозяин есть у животных, огня, земли. От всех этих духов человек зависит и пытается договориться с ними о собственном благополучии и удаче.

Что такое с точки зрения шамана болезнь?

Она представляется как дух, враждебный человеку.

Вообще, согласно мифологии народов Севера, Бог задумывал человека бессмертным, но процесс его создания сопровождался противостоянием добра и зла, и в результате человек стал подверженным болезням и смерти. Согласно мифам, создателями зверей и человека были соперничающие братья-демиурги, из которых старший портил сделанное младшим. Это космические хозяева верхнего и нижнего миров. У эвенков младший брат Сэвэки-Экшери, ставший позже духом-хозяином верхнего мира, делал на средней земле людей. Вредоносное влияние злого брата заключалось в том, что после его плевка (дуновения) создаваемые люди становились уязвимыми для болезней.

Подобная система верований подразумевает магические способы излечения?

Эвенки верили, что магической силой обладает первая передняя лапа медведя — мана. Ее сушили и вешали перед дверным проемом. Она считалась хранительницей оленей. Медвежьей лапой, нагретой у костра, массировали затвердевшее вымя важенки (местное название самки северного оленя). Считалось, что если в доме висит мана, в нем не водятся клопы.

При заболевании печени и почек практиковалось обкладывание больного внутренними органами только что убитого оленя, причем почки прикладывали к почкам, печень — к печени. Подобное лечили подобным. По рассказу одного из моих информантов из села Иенгра (Нерюнгринский район, Якутия), шаман лечил сердце больного, водя над ним сердцем оленя; заболевание матки лечил маткой оленя.

Эвенки верили, что подобный орган животного как бы переселялся дух из больного органа человека. Шаман заставлял его выйти из тела больного. Об этом свидетельствуют и многие фольклорные данные об изгнании (или вытягивании) духа болезни шаманом. После обряда изгнания (иногда высасывания) шаман демонстрировал присутствующим дух болезни, воплощенный в насекомом — черве, жуке. Вообще, самые неприятные ассоциации у эвенков связаны с червями. По одному из поверий, сидя за одним столом со стариками, нельзя брать из их рук чашку, ее нужно принять через кого-то. Старики якобы могут забрать годы жизни у более молодых, передают им свои болезни, а в этой чашке могут быть черви. Также нежелательно пропускать стариков вперед себя (по той же причине — могут забрать годы жизни).

Шаманами могли быть только мужчины?

Не только. Однако, по мнению жителей того же села Иенгра, существуют некоторые различия в сферах деятельности шаманов и шаманок. Женщинам приписывают большие способности в решении бытовых, семейных проблем, мужчинам — в лечении. «Женщины, бывает, коварством берут, а мужчины больше лечат, — считает дочь шамана Степана Неустроева Валентина Енохова. — Отец очень редко судьбу поправлял. Судьбу поправляют, знаете кто? Удаганки, шаманки. Они судьбу поправляют, женят. Эти шаманки, как говорят, стервозные. Могут мужчину с женщиной свести. А отец — никогда».

Что еще входило в сферу деятельности шаманок?

Лечение женских болезней. В Иенгре жила легендарная сильная шаманка Матрена Кульбертинова. Ее племянник, Терентий Семенов, вспоминает, как бабушка Матрена Петровна помогала беременным: «Что-то от оленя брала и этим играла над больной. Больную матку лечила. У оленя брала матку и играла. Натирала горячей маткой женщину».

Шаманки, как и обычные старухи, могли принимать роды. Однако, по рассказам, принимали роды и шаманы, если оказывались поблизости. Как утверждают родственники Матрены Кульбертиновой, она могла лечить только больных из своего рода.

Интересно, что дети шамана Степана Неустроева, напротив, рассказывали, что их отец мог лечить только чужих: «Отец своих не мог лечить, родных. Кровь от крови, плоть от плоти не лечится. А чужих может лечить».

«Я, например, все время болела, — вспоминает Валентина Степановна. — Меня отсюда везли на оленях к другому шаману. Он у меня высосал из груди все сгустки».

Можно предположить, что женское шаманство, оставаясь родовым, несет в себе черты более древнего шаманства, исторически предшествующего шаманству мужскому. Для каждого члена своего рода Матрена Петровна делала колокольчики. Эти сакральные предметы родственники хранят и после ее смерти. При жизни они служили связью между шаманкой и ее родными. Заболев вдали от нее, человеку достаточно было достать колокольчик и попросить у бабушки помощи. Она якобы тут же отзывалась на призыв и на расстоянии лечила больного. Так поступают Кульбертиновы и сейчас, когда шаманки уже нет, и утверждают, что до сих пор находятся в контакте с ней. Этот прием применяла только шаман Матрена Петровна, другие шаманы региона такого не практиковали. Помимо лечения и привлечения удачи Петровна могла предсказывать исход событий, погоду, местонахождение оленей.

Болезни, которые в состоянии вылечить шаманы и шаманки, отличаются?

Матрена Петровна лечила в основном легкие болезни, такие как гипертония, радикулит, головные боли, астма. Но есть упоминания и об излечении болезней сердца (с помощью вырезанного у живого оленя сердца) и печени (посредством амулета из медвежьей лапы). Односельчане оценивают ее как сильную, могущественную шаманку.

Коллеги-мужчины занимались лечением чаще, чем Матрена Петровна, и могли вылечить более тяжелые заболевания. Например, Савелий излечивал туберкулез, рак, псориаз, бесплодие, психические расстройства.

Рак?

Я лично была свидетельницей того, как шаман вылечил рак груди.

В ходе экспедиции исследовательская группа жила в тайге в стойбище шамана. В глухую тайгу к Савелию из Нерюнгри приехала семья с просьбой излечить женщину, которой врачи поставили неутешительный диагноз. Муж, жена и их дочь приняли участие в камлании, в ходе которой шаман установил диагноз при помощи сигареты, затем попросил больную плюнуть в бубен. После продолжительной игры на бубне Савелий развернул его внутренней стороной к присутствующим, и все увидели там сгустки крови. Таким образом раковая опухоль была удалена из груди женщины. Этот сеанс был проведен в 2005 году. Пациентка шамана жива и здорова до сих пор.

Кстати, обычно шаманы — долгожители. В возрасте 90 лет Матрена Петровна Кульбертинова проводила сеансы камлания продолжительностью пять-шесть дней, практически без сна и пищи. Почтенный возраст и многолетняя практика обеспечили ей очень высокий статус в профессиональной сфере. Матрена прожил до 106 лет и умерла в 1996 году, по мнению родственников — не от старости, а в результате шаманских войн.

Шаманы пользуются большим уважением?

Скажу так: местное население относится к шаманам и шаманкам с опаской. Эвенки единодушны в мнении, что обращение к шаману — крайняя мера, предпринимаемая от безысходности. Клиенты шаманов не оспаривают эффективности камлании, но приводят многочисленные примеры того, что за излечение приходится поплатиться. Существует даже определенный термин — «толкнуть». Речь идет о том, что, спасая одного члена семьи, шаман «выталкивает» из жизни другого. По наблюдениям шаманистов, всякий раз после обращения к шаману в семье обратившегося кто-то погибает. В среде эвенков весьма часты случаи самоубийства, гибели от нападения медведя или обморожения. Эти события местные жители связывают с деятельностью шаманов и шаманок.

< Назад в рубрику