С 2013 года внутренний турпоток в России вырос на 75 процентов. Инвестирование в туризм обретает второе дыхание: с 2008 года ежегодные инвестиции в основной капитал отрасли выросли на 70 процентов. При этом все больше обозначается главный тренд изменений — география поездок россиян неуклонно смещается на север. О перспективном туристическом направлении и о новых видах отдыха — в материале «Ленты.ру».
Маленький заполярный горнодобывающий городок в Мурманской области на границе с Финляндией в этом году ворвался в медиа-пространство с новым брендом «Ковдор — столица Гипербореи»: 1,8 миллиона просмотров соответствующих групп этого проекта в социальных сетях.
Гиперборея — в древнегреческой мифологии и наследующей ее традиции это легендарная северная страна. Многие авторы локализуют ее именно на Кольском полуострове. Мифические подземелья Гипербореи вошли в сказки и предания коренных жителей Мурманской области. Так что к уже известным местам Кольского края, привлекающим десятки тысяч туристов — Хибинам (Кировск, Апатиты), Ловозеру, Полярным Зорям и уже получившей популярность по фильму «Левиафан» Териберке, — добавилась не только новая точка на туристической карте, но и новый бренд — Ковдор.
Ковдор находится в 98 километрах по хорошей дороге от трассы P-21 Санкт-Петербург — Мурманск (съезд с трассы севернее Полярных Зорь). Здесь, в стороне от главного транспортного коридора Русского Севера, лежит совершенно нетронутый и непознанный край. Это дикий, еще не исследованный туристами район. Это одно из последних мест в Мурманской области, куда зачастую не ступала нога человека, где любой поход — непременная встреча с нетронутой природой, древними артефактами, а иногда, бывает, и с медведями. Благодаря удаленности и отсутствию погранперехода Ковдор остался в стороне от проторенных маршрутов.
Местные активисты, изучающие родной край, нашли в непроходимых таежных местах несколько десятков загадочных артефактов, в том числе уникальный Рубиновый каньон с «головой воина в шлеме», качающийся сейд, изображение «карты звездного неба» на скале, алтари шаманов, множество необычных каменных построек. Так родилось движение «Ковдор — столица Гипербореи» — объединение тех, кто хочет изучать древние памятники, проводить экспедиции, создавать маршруты, развивать туризм. К ним присоединились блогеры, начали подтягиваться столичные журналисты и ученые. В конце 1950-х годов в Ковдоре была ударная комсомольская стройка по строительству горно-обогатительного комбината, а сегодня, в конце 2010-х, здесь наблюдается такое же ударное вхождение на вершины туристического рынка. Тогда «вырубали в тундре комбинат», сейчас — прокладывают в ней сеть «гиперборейских» туристических маршрутов.
«Мы давно каждый год организуем экспедиции по району — и летние, и зимние, — говорит Николай Шевелев, машинист экскаватора рудника «Железный» Ковдорского ГОКа и опытный проводник по ковдорским «местам силы». — Недавно нашли и обследовали уникальный объект в Рубиновом каньоне в 34 километрах от города, теперь его нужно изучать, обустраивать тропы. Из примерно двух десятков установленных древних артефактов, реально разведаны только несколько. Все они в труднодоступных районах, путь туда крайне сложен».
Сейчас все больше туристов приезжает в район, чтобы самостоятельно пробираться через непроходимые места и исследовать их. Туристов не смущает отсутствие инфраструктуры, они знают, зачем едут. «Все больше людей интересуется этими памятниками и нашим районом, — говорит председатель совета молодых специалистов ковдорского завода и глава клуба «Гиперборея» Ильнур Сафин. — Нужно разбираться, кто и зачем все это построил, привлекать ученых. Мы подумали, что нужно все это двигать, раскручивать — и организовали гиперборейское движение в честь древней северной цивилизации».
Теперь в Ковдоре добывают не только руду — местные краеведы и приезжие туристы, число которых увеличивается, «добывают» древнюю северную культуру, ищут смысл жизни, пытаются ощутить причастность к древним энергиям. «Зачем ехать в Тибет за 240 тысяч рублей, когда можно приехать в Ковдор с такой же энергетикой», — говорит Олег из Санкт-Петербурга, бывалый путешественник по «местам силы», один из участников летних экспедиций. Только в этом сезоне здесь побывали ведущие российские блогеры, журналисты «Комсомольской правды» и «Эха Москвы». Осенний, зимний и следующий летний экспедиционные десанты уже расписаны.
Однако у Ковдора, как и у Кольского полуострова большая конкуренция среди претендентов на звание Гипербореи. Сегодня многие страны и регионы пытаются локализовать ее «у себя». Споры о нахождении мифического континента начаты еще греческими историками и продолжены средневековыми интеллектуалами. Происхождение многих материальных следов и артефактов некой древней, доледниковой цивилизации рассыпаны по всему европейскому северу и не объяснены по сию пору.
Тема Гипербореи в собственно научном смысле как системный поиск, изучение и интерпретация артефактов и мегалитических структур — появилась на рубеже XIX-XX веков, как побочный продукт «сырьевого освоения» севера. Тогда все державы активно делили этот регион, богатый ресурсами. Многочисленные геологические экспедиции «заодно» открывали и древнейшие памятники. Первые объяснения историков, философов, антропологов этих находок были, на сегодняшний взгляд, достаточно сырыми, но, тем не менее, породили многочисленную сегодняшнюю «паранормальную» литературу.
Сегодняшняя ситуация с Гипербореей уникальна. Во-первых, по сути, никто толком, системно, еще ее не изучал. Несколько исследований, проведенных энтузиастами, погоды не делают. Сегодня нет даже сводной карты древних мегалитов Кольского полуострова. Поэтому ковдорский проект — большое благо, ибо он должен стимулировать научные исследования через массовый интерес. Во-вторых, сегодня, в начале XXI столетия, началась конкуренция за собственно Гиперборею — только теперь, когда пришло время войн за цивилизационное наследие, стало понятно, что культурный ресурс гораздо важнее и дороже сырьевого.
Внутри России среди претендентов на локализацию Гипербореи, помимо Мурманской области — Карелия, Урал. У всех свои аргументы, но в пользу Кольского полуострова говорят масштабы артефактов и большая древность территории — части Балтийского щита, который является древнейшей частью земной суши, геологические структуры здесь самые древние в России и Европе. Наследие Урала и Карелии, в отличие от Ковдора, в общем и целом уже изучено, и там артефакты относятся к более поздним периодам. А Мурманская область по-прежнему остается tabula rasa — никто не знает, что еще здесь откроется и что можно найти.
Если смотреть на карту древних артефактов, то Ковдор оказывается в центре широкого российско-финского гиперборейского культурного региона. Он, по словам инициаторов проекта, географическая и символическая столица Гипербореи.
Ковдорчане такой постановкой вопроса «вызывают огонь на себя», приглашают всех желающих к себе: удостоверьтесь сами, давайте вместе исследовать Русский Север! Присоединяйтесь, приезжайте и разберитесь сами на месте — сходите в экспедицию с местными следопытами, посмотрите многочисленные артефакты, поучаствуете в обсуждениях, послушайте лекции ученых историков и геологов, почувствуйте себя в Гиперборее. И вынесите свой вердикт!
Битва интеллектуалов за Гиперборею только начинается. Интеллектуальный спор о Гиперборее — где она и какая она — который вели еще античные и средневековые авторы, а потом советские исследователи севера, теперь перенесен в Мурманскую область, в Ковдор.
Впервые в мире тема Гипербореи стала масштабным практическим культурным проектом. Он доступен для каждого и связан с интеллектуальным туризмом. Гиперборея дала свое название нескольким небольшим мероприятиям, базам отдыха и фестивалям в Карелии и Мурманской области. Но масштабного социально-культурного проекта до сих пор не было. У актива жителей и администрации Ковдора хватило напористости сдвинуть дело с мертвой точки. Здесь надеются, что у местной команды хватит умения сделать Ковдор столицей гиперборейских исследований.
Север — это круто, это история про настоящие путешествия. После 25-летней паузы проснулся гигантский интерес к русским северам, пошла вторая волна. В конце 1960-х — 1970-е годы, в первую волну, в СССР был массовый бум северного туризма. Появились песни и литература, пропагандирующая край. Мои родители были активными участниками всесоюзного народного движения заполярной романтики с байдарками, сопками, и гитарой у костра. До сих пор пересматриваем записанный на 8-миллиметровку фильм про грандиозный многодневный поход на Ловозеро со всеми приключениями — комарами в каше, ремонтом байдарок, встречей с медведицей с медвежатами, игрой в карты (кто проиграет, съедает сковородку рыбы), ночевками на необитаемом острове после шторма. Думаю, у многих семей есть похожие истории.
В 1990-е добавилось нечто, приобретенное россиянами на перестроечной волне: свобода СМИ и любых высказываний, интерпретации всего тайного и непознанного. Появились многочисленные «исследователи», которые заполнили тему северных ландшафтных аномалий и Гипербореи паранормальными объяснениями. Отсюда все эти УФО, НЛО, карма, аура, шамбала, космос, космические лучи, инопланетяне, северные пирамиды.
Теперь идет новая волна интереса к северу: больше услуг, сервиса, доступности, технологий, но суть осталась той же — исследовать и проверить себя, открыть внутри себя новые горизонты познания.
«Северная революция» в разгаре. Она уже переформатировала рынки документального кино и журнальных фотографий, спортивного и туристического оборудования, а также продуктов — рыба, оленина, рестораны северной кухни ныне как никогда популярны. В России уже более сотни успешных проектов, созданных на основе интереса к северу.
«Северная революция» основана не только на тяге потребителя к уникальной северной природе, но и запросе людей на места, где «проверяется человек». За каждым северным селфи по сути стоит месседж: «Я прошел проверку», «Я смог там быть». Это не только запрос на экологию и активный, правильный образ жизни (сегодняшние тренды), но и запрос на понимание, кто ты, кроме того, что ты — житель мегаполиса. Север и история цивилизации севера проверяют людей. Люди хотят разобраться с загадкой севера, выдержать проверку севером, прикоснуться к «местам силы», чтобы самим стать более сильными.
Ковдорский гиперборейский проект начат сильными людьми из северного города — они хотят понять свой загадочный край, его историю, понять и найти себя — и приглашают к ним присоединиться в этом поиске.
Новое поколение выбирает турпродукт нового типа — индивидуальный, локальный, познавательный, «инстаграмный». Сегодняшний активный турист ориентирован на целиком самостоятельный поиск, он хочет индивидуализированного продукта. Турист как бы говорит: мне не нужен типовой тур, просто дайте мне инфраструктуру — транспорт, гостиницу, места для кемпинга, — и я сам все решу, куда и как мне ехать, сам все посмотрю. Он хочет именно свое путешествие, свою Гиперборею.
Современный турист едет уже не только «за туманом и за запахом тайги», но и за духом, силой и атмосферой места. Ему нужно почувствовать реальную связь с ним. Дух места невозможно купить, его нужно познать, с ним нужно соприкоснуться, встретиться. Гиперборея — это переживание опыта соприкосновения с древним, с природой, с историей, с Временем. В Ковдоре открыты новые «места силы» Кольского полуострова, и современный турист хочет увидеть эти порталы в другое измерение, почувствовать энергии, исходящие из здешних объектов Гипербореи — необычных каменных построек на реке Топор, алтарей шаманов, качающегося сейда, жемчужного водопада, карты звездного неба, Рубинового каньона.
Дух познания, исследования и поиска — вот новый туристический тренд. Сегодня мы видим гигантский спрос на экспедиции. Весь туристический рынок на наших глазах превращается в познавательный и образовательный туризм.
Гиперборея — это вечная загадка, тайна, интересная для любого возраста. В том числе это хорошая основа для семейного и детского туризма, считают эксперты. «Отношение к науке и запросы публики меняются в лучшую сторону, я вижу большой интерес, — говорит мурманский археолог Виктор Иванов. — Раньше наши раскопки никого особенно не интересовали, копали себе и копали, сейчас же популярность набирают летние детские археологические лагеря, семейные краеведческие походы. Вообще, в любые детские познавательные лагеря теперь надо за год записываться». На Кольском полуострове усилиями многих энтузиастов-ученых (хороший пример — компания «Норд-Стоун» в Кировске) набирает обороты геологический и минералогический туризм. Группы из Мурманска, Петербурга, Москвы ходят в походы и изучают самый древний и интересный в геологическом отношении регион России. В основном это пока Хибины, но организаторы проекта «Ковдор — столица Гипербореи» тоже планируют проводить минералогические туры, поскольку в районе уникальная геология — слюда, рубины, железные руды. На следующий год запланировано проведение летней детской горной школы, создание учебных минералогических наборов.
Ковдорская Гиперборея, говорят побывавшие там блогеры, одна из лучших локаций для селфи. Доказательство — бум фотографий в соцсетях, их уже тысячи. Для поколения миллениалов социальные сети, селфи и путешествия на первом месте, именно они определяют поведение — люди путешествуют, непрерывно фотографируют места, где побывали, и постят все это в сети. Все сейчас существует через непрерывный постинг. Поэтому Гиперборея и стала такой популярной в соцсетях.
В новом туристическом тренде важна роль проводника — он теперь не только инструктор, но и в некотором роде сталкер, чувствующий, как именно пройти энергетическими полями и тайными тропинками, чтобы место тебя «впустило», открылось тебе. Он также и рассказчик историй, делящийся опытом, показывающий то, что невозможно увидеть самостоятельно.
Ковдорчане — это проводники по Гиперборее, сталкеры, следопыты… Ковдорский человек много чего может рассказать, у него есть уникальный многолетний опыт взаимодействия с природой, чувство места.
Для небольшого города более 150 человек — профессиональных участников туристического движения — большая цифра. Местный турклуб «Горизонт» ежегодно проводит всесезонные походы по Кольскому заполярью, Камчатке, Грузии, Киргизии, сплавы на Кольском полуострове, мастер-классы по туризму, участвует в международных турслетах. Здесь это образ жизни, повседневность, нормальные способности для каждого жителя, потому что непроходимая тайга, сопки и болота начинаются сразу за границей города.
Сегодня Ковдор — это центр проводников по тайному миру кольских ландшафтов, кладезь инструкторов, байдарочников, специалистов по минералам и горным походам. Это родина уникальных компетенций. Здесь живут не только водители 200-тонных грузовиков, инженеры горнодобывающего производства, взрывники, технологи и геологи, но и больше сотни профессиональных инструкторов. Каждый ковдорчанин минимум раз в год ходит в поход, все умеют ходить в горы и на байдарках. А в следующем году здесь пройдет уникальная всероссийская молодежная школа туристических инструкторов с участием молодежных команд из 29 регионов.
Всего за год Ковдору удалось немыслимое — сформировать и подготовить маршруты, начать строительство парка и реконструкцию турбазы, втянуть в проект внешних игроков: блогеров, журналистов, чиновников, специалистов по туризму.
Сегодня уже протестировано шесть маршрутов, есть проводники и инструкторы. Со следующего сезона Ковдор — опорный турцентр, из которого осуществляются радиальные короткие ознакомительные походы и длительные экспедиции по округе к артефактам древней Гипербореи.
Жители сами начали строить парк с гиперборейскими артефактами, обновлять геологическую экспозицию, рассказывающую об удивительных минералах, провели первый международный гиперборейский этно-исторический фестиваль.
«Мы хотим, чтобы Ковдор стал точкой роста, столицей исследовательского движения, туристическим центром, — говорит глава Ковдорского района Сергей Сомов. — Поэтому мы привлекаем сюда ученых, которые, в отличие от нас, умеют читать ландшафт. Видят то, что не замечаем мы. Здесь огромные просторы, куда не ступала нога не то что исследователя, но и обычного человека. Параллельно мы уже "поднимаем" инфраструктуру — расширяем возможности размещения, оборудуем тропы, возрождаем турбазу».
Да, инфраструктура здесь пока не развита по сравнению с Финляндией и, например, Хибинами, но сама территория гораздо интереснее. Со временем турист, который сейчас едет в Финляндию и Хибины, «распробует» Ковдор. Наличие гостиницы и турбазы, горнолыжного и спортивного комплексов, продуманная схема маршрутов, профессиональное сопровождение, интересный туристический продукт, основанный на умном познавательном туризме и семейных образовательных программах, этнофестивали, детские гиперборейские лагеря, и, в перспективе, открытие погранперехода с Финляндией — создадут мультипликативный эффект.
Думается, Ковдор нашел свою уникальную нишу — неисследованные ландшафты, непроторенные тропы, древнее наследие, минералогия, увлекательные экспедиции. Если в других местах — Петрозаводске, Кировске — все более или менее понятно и стандартно, то здесь история только начинается.
Десятки километров по грунтовой дороге, километры пешком в гору по россыпи северных ягод, опасный путь среди каменных расщелин, густо заросших мхом и папоротником, — и вы в Рубиновом каньоне. Здесь обнаружены останки древнего города — каменная стена, выложенная из гигантских камней и заросшая вековыми соснами. Вход в каньон охраняет громадная голова воина — скала, на которой явственно проступает человеческий лик.
Недалеко, у горной речки, начали восстанавливать турбазу, в следующем году она будет готова для заброски исследователей.
Каменный воин, которому, по мнению историков, более 20 тысяч лет, с высоты смотрит на новую интересную историю, рождающуюся в Ковдоре.