Главное
16:56, 1 сентября 2018

Родом из Московской окружной «Предок» МЦК зародился при Николае Втором

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: предоставлено пресс-службой РЖД

Московская окружная железная дорога — именно так раньше называли Московское центральное кольцо (МЦК). И своим появлением МЦК было обязано промышленному буму конца XIX — начала XX века. Через Москву транзитом шли сотни составов, катастрофически перегружая Московский железнодорожный узел. Порядка 20 тысяч грузовых извозчиков выезжали ежедневно на улицы города для обеспечения движения грузов железной дороги. Они с грохотом передвигались по тесным городским переулкам, вызывая множественные пробки, заторы и недовольство москвичей.

Именно поэтому известный в то время предприниматель и железнодорожный магнат Федор Васильевич Чижов поставил вопрос о необходимости строительства Окружной дороги, которая должна была связать все 10 основных направлений железных дорог и значительно облегчить грузооборот.

В «бизнес-плане» предприимчивого деятеля было подсчитано, что с помощью такой дороги Москва сможет избавиться от 30 тысяч ломовых извозчиков. Кстати, в то время всего 5 процентов железных дорог принадлежали государству — остальные находились в частной собственности. Причем каждый владелец утверждал собственный устав, вводил правила перевозок, устанавливал тарифы и имел свой подвижной состав.

В таких условиях строительство Окружной дороги представлялось невозможным. Единственный возможный выход нашло правительство и стало выкупать железные дороги. Уже к концу XIX века большинство из них перешли в собственность государства.

7 ноября 1897 года император Николай Второй, присутствовавший на особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской окружной железной дороги. На конкурс представили 13 проектов.
Автором проекта-победителя выступил инженера Петр Рашевский, который и стал начальником строительства дороги.

По его замыслу двухпутное железнодорожное кольцо длиной 50,64 версты (54 километра, с учетом примыкающих веток и подъездных путей — 145 километров) предназначалось не только для грузовых перевозок, но и для пассажирского движения. Его сметная стоимость составляла 55 миллионов рублей (позже расходы сократили до 38,7 миллиона).